Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие за солнечными лучиками»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

коновалова наталья викторовна

В НОД по речевому развитию «Путешествие за солнечными лучиками» с применением информационно-коммуникативных технологий.

Цель: Развитие речевых навыков через словесные игры, формирование и активизация связной речи дошкольников.

На занятии обучение строилось как увлекательная игровая деятельность: ребята совершили путешествие в волшебный лес, чтобы помочь солнышку найти утерянные лучики. Дети выполняли различные задания: образовывали  антонимы, подбирали слова-родственники, образовывали прилагательные от имени существительного, учились составлять предложения по мнемодорожкам.    Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Создание поисковых ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному на занятии, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Дети с удовольствием выполняли предложенные им задания, были внимательны и инициативны.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_za_solnechnymi_luchikami_moyo.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 1

« Тополёк» второй категории общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.

Конспект НОД

по речевому развитию

«Путешествие за солнечными лучиками»

Возрастная группа: старшая

Место проведения: МБДОУ № 1 «Тополёк» с. Самарское

Вид деятельности: познавательная

Дата проведения: 28 апреля

Длительность: 25 минут.

Воспитатель: Коновалова Наталья Викторовна

              2021 г.

Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие»,  «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Интеграция детской деятельности: игровая, коммуникативная, художественно-творческая, двигательная.

Цель: Развитие речевых навыков через словесные игры, формирование и активизация связной речи дошкольников.

Задачи:

Образовательные: 

-учить образовывать антонимы;

- продолжать учить детей  отвечать на вопросы полным ответом;

- учить образовывать прилагательное от имени существительного;

- учить подбирать слова-родственники;

- учить составлять предложения по мнемодорожкам;

-учить выделять звук из слова;

-закреплять знание буквы С. 

Развивающие:

-развивать связную речь;

-упражнять в четком произношении звука «с», «ш»;

-развивать зрительное, слуховое внимание, фантазию, семантическое значение слов;

-развивать звуковую и интонационную культуру речи и фонематический слух;

-развивать и обогащать активный словарь детей;

-развивать внимание, память, фантазию, воображение.

Воспитательные:

-совершенствовать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности;

- совершенствовать словообразовательные процессы;

-воспитывать интерес к развитию речи.

Средства обучения: средства ТСО, презентация, ноутбук, фонарик, карточка с изображением сороки, игрушка белка, ёж, театральная игрушка-перчатка сова,  коврик, деревья, листы с изображением контура буквы «С» на каждого ребёнка, камушки «Марблс», смайлики, «Экран настроения».

Методические приёмы: 

Словесный: постановка проблемы, беседа по вопросам, пояснения, анализ деятельности, подведение итогов.

Наглядный: использование ИКТ, рассматривание мнемодорожек.

Игровой: создание игровой ситуации, решение практических задач, внезапное появление объектов.

Практический: игра - путешествие, сюрпризный момент, практическое упражнение с нетрадиционным материалом.

Используемые современные технологии: ИКТ, проблемно - игровая технология, мнемотехника, личностно – ориентированная, здоровьесберегающая, наглядное моделирование,  составление предложений о природе.

Ход занятия

Воспитатель с детьми заходят в группу, встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие:

Воспитатель: Мы с тобой подружимся,

А потом покружимся,

Снова за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Молодцы! Вы дружные ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Таких дружных ребят ждёт сегодня необычное путешествие.

Ребята вы любите путешествовать?

Дети: Любим!

Воспитатель: Я хотела сегодня с вами отправиться в волшебный лес. Это не простой лес. Попадая в него,   злые  становятся  добрыми. Грустные — радостными,  драчливые-дружными, неряшливые – опрятными, печальные - весёлыми, унылые - жизнерадостными (дети помогают, говорят антонимы).

Воспитатель: Вот какое волшебство происходит в этом лесу.

Воспитатель: Но, ребята, лес  это не простой, а заколдованный. В нём очень темно от того, что весеннее солнце потеряло свои лучи. Давайте совершим добрый поступок и  поможем солнышку найти лучи. Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Итак, отправляемся в волшебный лес. Предлагаю полететь на воздушном шаре.

Надуваем быстро шарик (дети берутся за руки и делают большой круг)

-Ш-Ш-Ш

Он становится большой.

А теперь  летим на воздушном шаре сквозь облака и повторяем за мной: -У-У-У – я лечу

-О-О-О – далеко

-Ши-Ши-Ши - выше крыши

- Шо-Шо-Шо - хорошо

Воспитатель:  Вот мы и прилетели в наш лес (на экране тёмный лес). Ой, ребята, посмотрите как в лесу темно. Как же нам найти солнечные лучи? Смотрите, что это?

Дети: Фонарик.

Воспитатель:  Он поможет отыскать в темноте лучи. Давайте посмотрим куда идти, где искать солнечные лучики. Волшебный фонарик помоги нам дорогу укажи.

Воспитатель: Ой, кто это здесь? Сорока. Сорока, сорока ты по лесу летаешь, всё знаешь, не видала ли ты, где солнечные лучи? Мы их ищем.

Сорока: Я вам помогу, если вы выполните моё задание.

Воспитатель: Ребята, выполним задание Сороки?

Дети: Да.

Сорока: Поиграйте со мной в игру «Скажи одним словом»

У сороки белые бока, поэтому она какая … (белобокая).

У синицы желтая грудь, поэтому  она какая … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому  он какой … (красногрудый).

У вороны черные крылья, поэтому  она какая … (чернокрылая).

У дятла острый клюв, поэтому он какой … (остроклювый).

Воспитатель: Молодцы ребята, вы справились с первым заданием.  Вот наш первый лучик. Давайте разместим его на солнышке.

Воспитатель: Волшебный фонарик помоги нам дорогу укажи.

Воспитатель: Кто это, ребята?

Дети: Белка.

Воспитатель: Белка, ты по деревьям скачешь, не видала ли ты солнечные лучики? Мы их ищем. Я вам помогу, если вы поиграете со мной. Ребята, поиграем с Белкой?

Дети: Да.

Воспитатель: Вставайте все в кружок, мы поиграем с вами в игру «Скажи наоборот» (игра белкой).

Д. и.  «Скажи наоборот».

- Зима ушла, а весна – … (пришла).

- Зима холодная, а весна – … (тёплая).

- Зимой солнце морозит (не греет), а весной – … (греет).

- Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).

- Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).

- Зимой день короткий, а весной – … (длинный).

- Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).

- Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).

Воспитатель: Молодцы! Отлично! Вот  мы заслужили у белки  второй лучик. Давайте разместим его на солнышке (на экране появляется второй лучик). Волшебный фонарик помоги нам дорогу укажи. Ребята, я слышу какой-то звук. А вы?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы узнаёте этот шум? Давайте посветим фонариком.

Дети: Да. Это ручеёк.

Проводится физминутка.

Воспитатель: К ручейку мы все спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоняемся и умываемся)

1,2,3,4,5 – вот так славно (трясём кистями рук)

освежились (машем на себя руками)

Воспитатель: Ой, смотрите камушек. Ручеёк даёт  третье задание. Он просит нас подобрать слова-родственники к слову «вода».

Есть такой житель, который живёт в воде. Сказочный герой (водяной).

А кто ищет клад на дне морском (водолаз)

Как называют человека, который пьёт много воды (водохлёб)

Как называется природное явление, когда всё затапливает водой (наводнение)

Как называют моряка, который служит под водой (подводник).

Итак, эти слова звучат одинаково: вода, водяной, водолаз, водохлёб, наводнение, подводник. Давайте все вместе повторим эти слова.

Дети: дети повторяют все вместе. 

Воспитатель: Вова повтори ещё раз один. Спросить несколько человек.

Воспитатель: Справились с заданием и заработали третий лучик (на экране появляется третий лучик). Волшебный фонарик помоги нам дорогу укажи. Посмотрите, свет от фонарика указывает нам на полянку. Давайте на неё присядем (пока дети садятся, воспитатель одевает на руку игрушку-сову).

Воспитатель: Ой, что это за крик (аудиозапись  крик совы).

Дети: Сова.

Воспитатель: Это сова не простая, а мудрая.  Тётушка Сова, ты всё знаешь, помоги нам, пожалуйста, отыскать солнечные лучики. Мы их ищем.

Воспитатель: Ребята, сова согласилась нам помочь, если мы выполним её задание (В конверте лежат мнемодорожки, дети разбирают их и составляют предложения).

Д.и. «Составь предложения».

1. Весной ярко светит солнце и на земле появляются первые проталины.

2. Весной солнце греет сильнее и на деревьях распускаются почки.

3. Весной бегут ручьи, дети пускают кораблики.

4. Весной появляется трава и цветы-подснежники.

5. Весной на крышах домов тают сосульки.

6. Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.

7. Люди трудятся в полях и огородах.

8. Весной просыпаются насекомые.

Воспитатель: Молодцы! Вот наш четвёртый лучик. Волшебный фонарик помоги нам дорогу укажи. Смотрите там дерево (подходим к дереву). Да здесь норка. Тук-тук, кто в норке живёт? Никто не отвечает. Ребята, я, кажется, догадываюсь, что произошло. Так как  в лесу темно, то и житель этой норки не может найти выход. Нам нужно разгадать, кто живёт в этом домике.

Воспитатель: А разгадывать мы будем с помощью тактильных дощечек. Наши глазки устали. Сейчас они отдохнут при помощи масок. А отгадывать мы будем при помощи наших рук. Оденьте все маски. Возьмите в руки дощечку, которую я вам даю, и ответьте на вопрос. Сколько лап у животного, которое живёт в норке?

Дети: 4.

Воспитатель: Лапы длинные или короткие?

Дети: Короткие.        

Воспитатель: Теперь держите  вторую дощечку, и подумайте, тело какой формы тело у этого животного?

Дети: Овальное.

Воспитатель: Возьмите третью дощечку и ответьте мне, чем покрыто тело у этого животного.

Дети: колючками.

Воспитатель: У этого животного четыре короткие лапы тело овальной формы и покрыто колючками. Значит это…

Дети: Ёж.

Воспитатель: Справились с заданием. Вот наш пятый лучик.

Воспитатель: Вот мы и собрали почти все лучики, но солнце не весёлое. Я поняла, что произошло, оно хочет, чтобы мы поговорили о нём. Расскажите какое солнце?

Дети: Яркое, тёплое, горячее, ласковое, жёлтое…

Воспитатель: Ребята, на какой звук начинается слово « Солнце»?

Дети: «С»

Воспитатель: Давайте выложим этот звук по контуру с помощью камушков «Марблс», но тогда это будет уже не звук, а … (буква)  (дети выкладывают).

Вот и засияло наше солнышко. Оно благодарит всех вас за то, что вы добрые, дружные, отзывчивые. И говорит «спасибо», что вы нашли все лучики.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Встали в круг, надуваем наш воздушный шар. Сначала мы будем надувать его тихо.

С-С-С;

Потом громко

Ш-Ш-Ш… и полетели.

Воспитатель: Вот мы и в детском саду

Воспитатель: Где мы с вами сегодня были?

Дети: в волшебном лесу

Воспитатель: Чем занимались?

Дети: помогали солнышку найти лучики

Воспитатель:  Как помогали?

Дети: выполняли задания сороки, белочки, ручейка, совы. Помогли ежу найти выход из норки.

Воспитатель: Ребята, побывав в лесу, мы стали добрыми, отзывчивыми, дружными, аккуратными

- Какое задание было для вас самым трудным?

- Какое самым простым?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Я хочу узнать какое у вас настроение поле путешествия с помощью смайликов. Возьмите тот смайлик, какое у вас сейчас настроение.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: сегодня мы все справились с заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по речевому развитию"Путешествие по сказке с использованием икт"

конспект по речевому развитию"Путешествие по сказке с использованием икт"...

Конспект мероприятия НОД «Физическое развитие» Тема: «Солнечные лучики»

Конспект мероприятия НОД«Физическое развитие»Тема: «Солнечные лучики»...

Конспект НОД речевое развитие "Путешествие в Сказкино"

Цель: Закрепить знания детей о сказках и сказочных героях. Ход занятия:Организационный момент.Добрый день ребята! Я улыбнусь вам,а вы улыбнитесь друг другу.Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните ...

Конспект по речевому развитию « Путешествие по стихам Агнии Барто»

Цель: Проверка уровня речевого развития у детей  через стихотворения Агнии Барто.Задачи:Продолжать вызывать интерес к стихотворения Агнии Барто.Продолжать учить читать стихотворения наизусть при ...