конспект занятия по развитию речи -старшая группа
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Итоговое занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogov-razv.rechi_-_st.gr_.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи ».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1.Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, с местоимениями.
2.Закрепить умение подбирать слова со сходным и противоположным значением.
3. Упражнять в правильном использовании предлогов и существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
4. Совершенствовать умение образовывать форму множественного числа существительных.
5. Упражнять в образовании однокоренных слов.
6. Закрепить умение слышать и дифференцировать сходные по звучанию звуки, определять место заданного звука в словах.
Развивающие задачи:
1.Развивать артикуляционный аппарат, умение интонационно выделять заданный звук в словах.
2. Развивать умение использовать в речи сложные предложения;
3. Развивать внимание, память, связную речь, фонематический слух и фонематическое восприятие.
4. Развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, дополнять их ответы.
Материалы и оборудование: макеты деревьев; игрушки зайки и гномика; картинки с изображением комара, пчелы, змеи и предметов, в названии которых есть звуки «ш», «з», «ж»; магнитофон; запись звуков природы; карточки со схемами слов и схемами предложений; фишки красного, зеленого и синего цвета для обозначения звуков; тетради в крупную клетку; простые и цветные карандаши.
Раздаточный материал: карточки со схемами слов и схемами предложений; фишки красного, зеленого и синего цвета для обозначения звуков; тетради в крупную клетку; простые и цветные карандаши.
Методические приемы: организационный момент, беседа, игровые приемы – дидактические игры «Скажи наоборот», «Скажи ласково», «Скажи правильно», «Назови одним словом», «Какой?», «Чей,чья?», «Поиграем, посчитаем», «Докончи предложение»; использование наглядного и демонстрационного материала – игрушки, картинки, макеты деревьев; чтение скороговорки в разном темпе и с разной интонацией; артикуляционная, пальчиковая, зрительная и дыхательная гимнастика; психогимнастика; физкультминутка; работа со схемами слов; итог занятия, поощрение детей.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
Дети становятся в круг.
Воспитатель: В круг ребята соберемся, вправо, влево повернемся
И друг другу улыбнемся.
Тише, тише, тишина - заниматься нам пора!
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в страну Правильной речи. Мы в течение учебного года учились правильно говорить и сейчас покажем, как мы это умеем делать. Вначале нам нужно разогреться, выполнив артикуляционную гимнастику.
Чтение скороговорки в разном темпе, с разной интонацией.
Два щенка щекой к щеке грызли щетку в уголке.
(дети читают скороговорку вначале быстро, затем медленно, громко, тихо, шепотом, беззвучно – только губами, четко артикулируя, затем с удивлением, радостно и т.п.)
Воспитатель: А теперь отправляемся в путь. Давайте закроем глаза и представим, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака (звучит музыка). Мы слышим журчание ручейка, чувствуем запах свежего воздуха после дождя…Чувствуете? Вдохните этот аромат. (Дыхательная гимнастика)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и в этой удивительной стране. Здесь живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
Дидактическая игра «Скажи правильно».
Домик из кирпича - …….. кирпичный
Салфетка из бумаги - ………
Матрешка из дерева - …………
Блюдце из фарфора - …………
Сумка из кожи - ………….
А еще в этой стране живут обобщающие слова, которые называют одним словом сразу несколько слов:
Дидактическая игра «Назови одним словом».
- диван, стул, стол, шкаф, кровать…..
- огурец, помидор, лук, морковь, свекла….
- платье, майка, рубашка, брюки, кофта…..
- тарелка, стакан, чашка, кастрюля, сковорода….
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот мы очутились на полянке. Ой, сколько здесь насекомых! Последите за ними глазами.
(Зрительная гимнастика)
А вот комар. Какая у него песенка? («з-з-з-з»). Какой это звук? Придумайте слова с этим звуком. А вот пчела. Как она жужжит? («ж-ж-ж»). Придумайте слова со звуком «ж». А вот ползет змея. Как она шипит? («ш-ш-ш-ш»). Придумайте слова со звуком «ш». Положите, пожалуйста, на цветок, где сидит комар, картинки, где есть звук «з». На цветок, где сидит пчела, картинки, где есть звук «ж». А около змеи положите картинки, где есть звук «ш». Молодцы, ребята! А вон сидит зайка. Где он сидит? (под кустом). А сейчас? (за кустом). А сейчас? (перед кустом). Ребята, а в лесу много других зверей живет. Назовите их. А теперь назовите их ласково.
Дидактическая игра «Скажи ласково».
Заяц – зайчонок, зайчишка, заинька…..
Лиса – лисенок, лисичка, лисонька…..
Медведь – мишенька, мишутка, медвежонок….
Белка – белочка, бельчонок….
А заяц какой? А ласково? Белка какая?
- Заяц ушастый – ушастенький;
- Белка пушистая – пушистенькая;
- Лиса рыжая – рыженькая;
- Ежик колючий – колюченький.
Воспитатель: Что-то жарко стало. Давайте отойдем в тенек. Здесь немного дует ветерок. Физминутка «Ветер дует мне в лицо»
Ветер дует мне в лицо, закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише….
Деревцо все выше, выше! (выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: А сейчас давайте посчитаем.
Дидактическая игра «Поиграем, посчитаем».
Один… заяц. Два… зайца. Пять… зайцев.
Одна… лиса. Две… лисы. Пять… лис.
Один… медведь. Два… медведя. Пять… медведей.
Одна… белка. Две… белки. Пять… белок.
Один… волк. Два… волка. Пят… волков.
Дидактическая игра «Чей, чья?»
У волка хвост чей?(Волчий).
У медведя ухо чье? (Медвежье).
У зайца лапы чьи? (заичьи)
У ежа иголки чьи? (ежиные).
У лисы хвост чей? (лисий)
Воспитатель: А вот гномик сидит лесной. И он что-то грустный. Он перепутал все слова. Давайте поможем гномику сказать слова наоборот.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
- большой - … (маленький), – добро - …..(зло),
- мягкий - … (жесткий), - говорить - …..(молчать),
- тяжелый - … (легкий), - высоко - ….(низко),
- светлый - … (темный), - злой - …..(добрый),
- грязный - … (чистый), - низкий - …(высокий).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот и гномика поднялось настроение. Он предлагает вам выполнит еще одно задание.
Дидактическая игра «Докончи предложение».
- Уже наступила весна, потому что…..
– Мы взяли зонт, потому что…….
- Цветут цветы, когда……..
А вот и засияло солнышко. Солнышко какое? (Ответы детей).
Давайте закроем глаза и представим, как солнечные лучики щекотят наши щечки, зажмурьте глаза от яркого солнца. (Психогимнастика).
Я вам нарисовала пунктиром солнышко в тетрадях, обведите его и нарисуйте лучики. (Подготовка руки к письму).
Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать.
Сколько слогов в слове «солнце»? Как можно измерить слово? Верно, ребята, слово можно прохлопать или прошагать. А если сказать ласково? сколько слогов в слове «солнышко»? А в слове «луч»? Отметьте, пожалуйста, количество слогов на схеме (работа со схемами слов – моделирование). Какой первый звук в слове «солнце»? А в слове «луч»?
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы очень хорошо отвечали и показали хорошие знания. Вы очень порадовали жителей страны Правильной речи и они приготовили вам подарки. Давайте поблагодарим их.
А сейчас нам пора возвращаться в группу. Давайте закроем глаза и снова представим, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака (звучит музыка). Вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего? А что вызвало затруднения? Вы мне тоже очень понравились, молодцы!
Итог занятия. Поощрение детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного сло...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...
ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...