НОД в средней группе по "Развитию речи"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Занятие по развитию речи на недели "Насекомые"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya._razv.rechidocx.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
в средней группе
Тема: «Составление коротких описательных рассказов о насекомых»
Цель: Учить передавать характерные черты их строения, используя при этом план – схему.
Обучающие задачи: Учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, передавать характерные черты их строения используя при этом план - схему;
Закрепить правильное произношение звуков ж, ш, з, д, ч.
Совершенствовать диалогическую речь детей ( умение вступать в диалог, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим ) .
Знакомить детей с фольклором: загадками.
Учить правильно, строить ответ на вопрос поставленный воспитателем, отвечать полным предложением.
Учить называть характерные признаки весны. Учить передавать в рисунке характерные черты строения бабочки (возможно другое насекомое).
Развивающие задачи:
Развивать связную речь.
Развивать познавательную активность.
Формировать образную речь, сопровождать слова движениями.
Вызывать желание участвовать в общем разговоре.
Развивать умение соотносить знаковые символы с образами.
Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление. Развивать общую и мелкую моторику (пальчиковая гимнастика «Паучок» )
Воспитательные задачи:
Воспитывать интонационную выразительность речи.
Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого , повторять простые предложения; Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней. Воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Предварительная работа:
Подготовить демонстрационный материал. Чтение сказки К Чуковского «Муха-цокотуха», рассматривание иллюстраций «Как появляется бабочка». Аппликация «Весенняя лужайка». Рассматривание картины «Весна»
Методические приёмы:
Организационный момент.
Игровой ( физминутка, использование сюрпризного момента).
Наглядный ( использование схемы).
Словесный ( напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы
Материал и оборудование: Конверт с письмом, схема «Расскажи о насекомом», картинки с изображением насекомых, аппликации весенней лужайки, карандаши.
Ход НОД:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята я приглашаю вас стать в круг.
Придумано кем – то просто и мудро.
При встрече здороваться: « Доброе утро!»
Доброе утро – нам птица поёт, ( чик-чирик )
Доброе утро – скажет нам кот, ( мяу – мяу )
Доброе утро жужжит нам пчела, ( ж – ж – ж )
Доброе утро – как ваши дела?
Доброе утро – лягушка сказала, ( ква – ква )
Доброе утро – нам мышь пропищала, ( пи – пи )
Даже ползучий пятнистый питон : «Доброе утро!» – вымолвил он. ( ш – ш – ш)
Доброе утро – шумят тополя. ( ля – ля – ля )
Доброе утро родная земля!
Доброе утро улыбчивым лицам! Давайте улыбнёмся друг другу!
Воспитатель: Ребята, а какое время года сейчас наступило? Ответы детей (Весна) .Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови признаки весны». Ответы детей(прилетают птицы, распускаются подснежники, приходит праздник мам и т.д) Раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя приносит письмо от насекомых.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики, я прочту вам письмо. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям : - Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме о насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает).
- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Насекомые прислали картинки с их изображение ,а к ним загадки, чтобы Зима услышала что вы можете отгадать кто на картинке. Готовы?
Воспитатель :
Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга…(муравей.)
Воспитатель выставляет картинку на мольберт.
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький …(кузнечик)
Целый день она летает,
Мне спокойно жить мешает,
Прожужжала возле уха
И на стол уселась …(муха)
Сорвать цветок я захотел,
А он вспорхнул и улетел. (бабочка)
Я трудилась круглый год.
Приготовила вам мед. (пчела)
Осенью в щель забьется,
А весной проснется.
Вокруг носа вьётся
А вруки не дается.(комар)
Воспитатель: Молодцы ребята, всех насекомых угадали. А каких насекомых вы еще знаете? Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем нашу любимую пальчиковую гимнастику. Вы не забыли, как мы делам гимнастику? Рот открываем широко, язычок у вас работает, движения повторяйте за мной.
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки
(Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил
(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения (дождик)
Паучков на землю смыл
(Хлопок ладонями по коленям или по столу)
Солнце стало пригревать
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползет опять,
А за ним ползут все детки
Чтобы погулять на ветке
Воспитатель: А сейчас ребята я вам расскажу о насекомых и вы сами будете составлять рассказ о них. Постарайтесь свой рассказ составлять из полных предложений, рассказывать громко , четко, чтобы Зима вас услышала. А поможет нам составить рассказ схема-мнемотаблица которую нам прислали в письме насекомые.–Давайте посмотрим что обозначает каждый мнемоквадрат.(рассматривание мнемотаблицы) Воспитатель: Это бабочка. Бабочка –это насекомое. Бабочки отличаются по цвету и размеру .Эта бабочка большая, разноцветная. У бабочки есть крылья,брюшко,6 ног. На голове : глаза, усики и хоботок. Бабочка не произносит звуки. Она питается нектаром и соком растений и фруктов. Бабочка ползает и летает. Бабочки живут там где тепло и есть пища. Она опыляет растения. Воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным предложением.
Вопросы детям: -Где живут бабочки? -Чем питаются? Чем отличаются друг от друга? Как передвигаются? Воспитатель рассказывает детям о муравьях.
Вопросы:- Почему муравьев называют трудолюбивыми? -Где они живут? -Чем питаются? -Какую пользу приносят?( муравьи – санитары леса: они поедают мелких жучков, которые поедают деревья, муравьи спасают деревья).Воспитатель рассказывает по схеме о пчеле. Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца. После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 2-3 ребенка).
Физминутка:
На лужайке поутру мы затеяли игру. Я- подснежник, ты-вьюнок. Становись-ка в наш венок. Раз, два, три, четыре- раздвигайся круг по шире. А теперь мы ручейки, побежим вперегонки. Становитесь в круг опять- будем снова мы играть. Руки подняли и покачали-это деревья в лесу; Спины нагнули , руки встряхнули, ветер сбивает росу. В стороны руки-плавно помашем – это к нам птицы с юга летят; Как они сядут тоже покажем-крылья мы сложим назад.
Воспитатель: Ребята, проходите на свои места. Вам нравятся чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит весной.
Сказка о бабочке. Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много-много разноцветных шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков, чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично. Попросила Весна красное Солнышко:
- Согрей получше Землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую Зиму. Пригрело Солнышко Землю. Вылезли разные насекомые и все поползли, полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими подарками. Первыми явились бабочки и сказали:
- Весна, дай нам яркие, нарядные одёжки.
- Хорошо, - ответила Весна и начала их наряжать. Бабочке-белянке дала ярко-белое платье. Лимоннице – нежно-жёлтое, как осенний листок. Сама Весна залюбовалась их новыми яркими нарядами. Все были довольны весенними подарками и поспешили на луга и поля по своим делам.
- Вот такая сказка. Интересная?(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы помните какие полянки мы с вами сделали? (показывает)
-А кого же здесь не хватает? ( бабочек на цветах)
-Я включу сейчас музыкальную композицию «Бабочка», а вы проходите к столам и нарисуйте бабочек. Раскрасьте их крылья большими и маленькими кружочками.
-Думаю что Зиме очень понравятся ваши полянки.
Дети рисуют.
Воспитатель: Какие красивые бабочки у вас получились! А вы заметили как солнышко стало ярче светить! Это Зима передаёт вам свой привет, она отпустит всех насекомых. Зима прощается с нами.
-Ваши полянки мы покажем вашим родителям, пусть они полюбуются.
-Ребята а что-же мы свами сегодня сделали хорошего?
-Что было интересного?
-Что вы делали и запомнили?
Ответы детей. Воспитатель: Дорогие ребята, все насекомые очень маленькие, поэтому постарайтесь, никогда их не обижать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность в средней группе (развитие речи и лепка)
Тема занятия : "Путешествие в деревню Сказкино". Помочь детям вспомнить знакомые сказки и сказочных героев....
Конспект занятия в средней группе Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром Образовательная область: «Коммуникация», «Познание» Тема: «Осень»
занятие направленно на закрепление осенних признаков, развитие коммуникативных умений...
Отчёт по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего возраста посредством пескотерапии.»
В своей практике я пытаюсь изучить возможности использования игр с песком с целью развития речи детей....
презентация к конспекту занятия по развитию речи средняя группа ( развитие речи детей посредством русских народных сказок)
иллюстрации к занятию...
Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группе Звуки речи. Звук [ц].
Конспект занятия по звуковой культуры речи и подготовке обучению грамоте в средней группеЗвуки речи. Звук [ц]. Задачи. Образовательные: Актуализация представл...
План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...
Семинар-практикум для родителей средней группы "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"
Семинар - практикум направлен для повышения компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей ...