Семинар-практикум для родителей средней группы "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Семинар - практикум направлен для повышения компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий семинара-практикума для родителей средней группы

«Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста»

Цель: повышение компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить родителей с организацией работы по развитию речи детей в группе.

2. Познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями, направленными на развитие речи детей.

3.  Способствовать развитию партнёрской позиции родителей в общении с ребенком в ходе совместной речевой деятельности.

4. Организовать совместную игровую деятельность ……..

Участники: воспитатель, родители.

Оборудование для проведения мероприятия: презентация Microsoft PowrPoint «Организация работы по развитию речи детей в группе»; памятка для родителей «Развитие речи детей в семье»; схема описательного рассказа, картинки животных и детенышей.

Предварительная работа:

  1. Подготовка памятки «Развитие речи детей в семье».
  2. Создание презентации «Организация работы по развитию речи детей в группе»
  3. Консультирование родителей по вопросу обобщения и представления опыта по развитию речи ребенка в семье.

План проведения:

  1. Вступительное слово педагога.
  2. Информирование родителей об организации работы по развитию речи детей в группе.
  3. Практикум «Составление описательного рассказа о зиме».
  4. Совместная игровая деятельность родителей.
  5. Рефлексия.

Ход мероприятия.

Вступительное слово педагога:

1 слайд Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать  Вас на нашей встречи. Сегодня она проходит в форме семинара-практикума, где мы будем обсуждать проблемы развития речи у детей среднего дошкольного возраста. И мы Вам продемонстрируем некоторые методы и приемы, которые направлены на развитие речи детей.

2 слайд ФГОС ДО определяет, речевое развитие, как одно из важных направлений развития дошкольника. Речь - является основой для развития таких видов детской деятельности, как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная.

Между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению. Поэтому овладение речью у детей успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, знание некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, все это, поможет Вам, организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

2. Информирование родителей об организации работы по развитию речи детей в группе

3 слайд Сегодня мы вам расскажем о том, как мы организуем работу по речевому развитию детей,  в группе.

 «Работа по развитию речи детей в детском саду осуществляется в разных видах деятельности: в непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи мы учим детей правильно произносить звуки, образовывать и изменять слова, обогащаем словарь, учим составлять описательные рассказы; в игровой деятельности - развиваем умение вступать в общение, побуждаем к речевому взаимодействию, закрепляем навыки, полученные на занятиях; в художественно-продуктивной деятельности, в ходе восприятия художественной литературы  мы знакомим детей с разными фольклорными жанрами, обогащаем тем самым  речь детей живыми, образными выражениями; в театрализованной деятельности - развиваем эмоциональность, интонационную выразительность речи.

4-7 слайд В оформленном в группе Центре речевого развития имеется разнообразный наглядный материал по лексическим темам: предметные и сюжетные картинки, игрушки, дидактические игры, различные виды театров, атрибуты для театрализованной деятельности, разнообразные книги для чтения и рассматривания, сюжетные картинки по сказкам, работа по мнемотаблице.

Наибольшее беспокойство у нас вызывает, что у половины детей не поставлены звуки и не в полной мере развит грамматический строй предложения. В этом возрасте дети уже должны внятно и чётко произносить гласные и  согласные звуки.

8 слайд Задачи направленные на развитие речи детей

ЗАДАЧА 1.ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Мы в группе упражняем детей в четком и правильном произнесении звуков, развиваем речевое дыхание, используем в совместной деятельности с детьми чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры, артикуляционные упражнения.

Обратите внимание на слайд, в средней группе особое внимание уделяется отработке переднеязычных небно-зубных Ш, Ж, Щ, Ч и зубного Л., для этого необходимо ежедневно проводить артикуляционные гимнастики.

9 слайд Развитию мелкой моторики, артикуляционной гимнастики мы уделяем большое внимание – в совместной деятельности используем пальчиковые игры на основе стихов, игры с мелкими предметами, шнуровками, лепим, раскрашиваем, рисуем.

10 слайд Для развития интонационной выразительности речи мы регулярно организуем в группе выразительное чтение и рассказывание сказок, стихов, потешек, игровые упражнения на имитацию тембра голосов разных персонажей, например, «скажи, как мышка, как медведь», на передачу разных эмоциональных состояний, например, «Скажи грустно, скажи удивленно и т.п.», театрализованную деятельность по знакомым сказкам, например, «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят» Для развития речевого взаимодействия детей со взрослым организуем игры драматизации, в которых они передают ролевой диалог персонажей знакомых им произведений.

11 слайд ЗАДАЧА2.  Для формирования грамматически правильной диалогической и монологической речи детей мы способствуем использованию детьми сложно сочиненных («Зайка боится волка и лисы, он трусишка») и сложно подчиненных (зубная щетка нужна для того чтобы чистить зубы)предложение. Но у многих детей остаются проблемы в правильном построении предложения и использование предлогов. 

Используем игры с предлогами.

12 слайд Игра «Составь предложение»

Цель: закрепить в речи употребление предлогов.

Ход игры: Сейчас вам необходимо при помощи куба выбрать себе предлог и составить с ним предложение.

13 слайд ЗАДАЧА 3. - это расширение и обогащение активного словаря точными глаголами, прилагательными, обобщающими наименованиями, наречиями, антонимами. (на основе обогащения представлений об окружающем мире, обогащаем словарь названиями частей суток, времен года, домашних и диких животных, животных Африки, овощей и фруктов, мебели, одежды, транспорта и т.д.

В ходе дидактических и словестных игр, закрепляем и активизируем словарный запас, развиваем умение образовывать слова с помощью суффиксов, приставок, учимся изменять слова, формируем навыки употреблять в речи предлоги (над, под, за, перед, в слева, справа, на).

В процессе игр – экспериментов проводим наблюдения за ближайшими объектами (снег, лед, песок, вода, воздух, деревья, птицы, погода и т.д), называем их качества, свойства;

НАПРИМЕР: Какой лед? (Холодный, твердый, прозрачный).

Какой снег? (Белы, холодный, мягкий, пушистый).

14 слайд Игра «Опиши животное»

Цель: расширение словаря прилагательных.

Сейчас ваша задача для выбранного животного подобрать 2 прилагательных, которые бы описывали это животное.

15-26 слайд Игра «Четвертый лишний»

Цель: расширение словаря прилагательных.

Ход игры: Сейчас вам необходимо выбрать среди картинок одну лишнюю и дать обоснование, почему выбрали именно эту картинку.

27 слайд После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Для этого напоминаем не хитрые правила. Часть правил представлена на слайде, с остальными можете ознакомиться в памятке.

28 слайд Игра «Где спрятался звук»

Цель: формировать умение определять место звучания звука в слове (в начале, в середине, в конце).

Ход игры: Сейчас вам необходимо выбрать себе схему из предложенных и подобрать слово к заданной схеме.

29 слайд Игра «Найди слова на звук»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: сейчас ваша задача на круг прицепить те слова, которые подойдут на заданный звук.

Заключительная часть. Рефлексия.

Педагог: Пришло время подвести итоги нашей встречи. Уважаемые родители, прошу поделиться своими впечатлениями о данном мероприятии. Испытывали ли Вы какие-либо затруднения в ходе организации игровой деятельности с детьми? В чем они выражались?

Родители делятся впечатлениями.

Педагог: В заключении встречи хотим еще раз обратить внимание на культуру родного языка и отметить, что нам с вами следует помнить, что когда ребенок слышит правильную речь, он невольно воспринимает её, и мало-помалу приобретает навык могущественной силы привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные слова и так же незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно. Поэтому разговаривайте с детьми и в присутствии детей красиво, грамотно, выразительно!

30 слайд Успехов вам в развитии речи ваших детей!

Вручение родителям памяток по развитию речи в семье.

Список источников:

1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада, Москва, Мозаика-Синтез, 2004 г.

2. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду, Москва, Просвещение, 2015 г. 

3. Т.И.Петрова, Е.С. Петрова Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 1  Младшая и средняя группы, Москва «Школьная пресса, 2008

4.  А.Г.Арушанова, Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагова Коммуникация. Развивающее общение с детьми 3-4 лет, ТЦ «Сфера», 2013г.

5. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина Учим детей общению, Москва, Сфера, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Организация экспериментальной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности....

Статья о семинаре - практикуме для родителей "Приемы развития речи детей младшего дошкольного возраста

6 декабря 2018 года в детском саду «Чебурашка» прошел семинар – практикум для родителей «Приемы развития речи детей младшего дошкольного возраста». Данный семинар был про...

Доклад для регионального семинара-практикума на тему "Оказание содействия в социализации детей раннего дошкольного возраста через погружение в сказку"

Помощь в социализации и адаптации детей младшего дошкольного возраста посредством сказки и театрализации...

Семинар - практикум для воспитателей. Тема: Развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста через актуализацию авторских дидактических игр.

Семинар - практикум для воспитателей. Тема: Развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста через актуализацию авторских дидактических игр....

Семинар-практикум "Детская йога как нетрадиционный способ оздоровления детей старшего дошкольного возраста "

Задачи: 1. Способствовать укреплению мышц, развитию гибкости, умению расслабляться, правильно дышать, снимать усталость.2. Формировать правильную осанку3. Развивать психические процессы /внимание, сос...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...