«Фольклор как средство развития детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ТУЛУНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «ЖЕМЧУЖИНКА» |
«Фольклор как средство развития детей младшего дошкольного возраста» |
Обобщение педагогического опыта |
Музыкальный руководитель ВКК Турдиева О.Н. |
23.01.2020 |
Первое знакомство ребёнка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм. К ним относятся колыбельные песни, частушки, прибаутки, сказки, потешки, заклички, былины, предания, легенды.
Дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают потешки, песни и колыбельные.
Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение.
Большинство родителей не предают особого значения произведениям малого фольклора, состоящим из нескольких незатейливых строк, простых по форме, а в первые месяцы жизни ребенка непонятных ему и по содержанию.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом, и процесс развития своего ребенка пускают на самотек.
Поэтому актуальность проблемы направлена на малые формы фольклора в современной педагогике для детей младшего возраста.
Перспективность опыта подразумевает то, что в младшем возрасте речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребёнка в разных условиях, прекращать и вызывать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется.
Значение фольклора для совершенствования учебно-воспитательного процесса заключается в том, что ребёнок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чём они говорят. В это время дети активно слушают сказки, стихи и очень любят малые фольклорные формы.
Малые формы фольклора имеют огромное значение для решения этой задачи, т.к. ребёнку, слушая и повторяя потешки, прибаутки, приходится представлять то, о чём идет речь в тексте. Однако часто возникает необходимость систематизировать накопленный практический опыт в единую систему. Это и определило проблему моей профессиональной деятельности.
И я поставила перед собой цель – повышение эффективности развития активности младших дошкольников средствами фольклорных жанров в практике детского сада.
Для решения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
- создать условия для развития детей;
- обогатить и активизировать словарь детей через малые фольклорные формы;
- поддерживать интерес малышей к народному творчеству средствами фольклорного жанра;
- вызывать у детей речевую и творческую активность (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- приобщать к истокам народного творчества посредствам малых фольклорных форм;
- систематизировать материал по речевому развитию и интегрировать его в других образовательных областях.
Таким образом, возникла необходимость в систематическом повышении педагогического мастерства по активному использованию всех видов и форм фольклора.
Для того чтобы систематизировать работу по использованию произведений устного народного творчества я выделила три направления:
1) Использование фольклора в непосредственно-образовательной деятельности.
2) Применение фольклорных произведений в повседневной жизни.
3) Проведение народных праздников в детском саду.
В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (К.Д.Ушинский, О.И.Капица, Г.С.Виноградов, А.П.Усова, Е.А.Флерина, Г.Гучене, М.Ю.Новицкая, Р.П.Боша, А.Е.Шибицкая, Н.Ф.Самсонюк и другие). Эти исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества.
Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе (С.А.Газиева, Н.С.Карпинская, О.И.Соловьёва, Х.И. Салимханова), осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств (Н.Ф.Самсонюк, Р.Ш.Халикова).
Произведения народного творчества оказывают громадное влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста (Г.Гучене). Выявлены возможности формирования творческих умений в процессе освоения художественных речевых образов произведений фольклора (О.Н.Сомкова).
Ученые в области этнопедагогики (Г .Н.Волков, Ф.Х.Валеев, М.Ф.Гуртуева), исследователи разных видов народного творчества (Т.И.Бакланова, В.Е.Гусев, ЮГ.Круглов, М.А.Некрасова и др.) среди всех его качеств особенно выделяют социальную ценность фольклора, которая создаётся за счёт обобщённости, целостной концентрации в себе всего человеческого опыта, коллективности создания и распространения. Оно, как отмечают исследователи, несёт в себе все формы общественного сознания, включает огромное количество информации, устанавливает преемственность
между прошлым, современностью и будущим. Это, по мнению В.П.Силина, делает народное искусство «универсальным средством усвоения социальных ценностей».
Опора на исследования, посвященные различным аспектам рассмотрения устного народного творчества, позволила мне выбрать его в качестве средства развития детей младшего дошкольного возраста.
Выбор же возраста обусловлен психологическими особенностями детей данного периода развития.
Знакомство с народным творчеством для детей начинается с потешек, колыбельных песенок, прибауток.
Для того чтобы потешка, прибаутка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Всю работу с произведениями я строю в несколько этапов и, обязательно, вместе с воспитателями.
1 этап – предварительная работа – знакомлю с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза), рассматриваем картинки, игрушки, животных, обследуем предмет, играем ним.
На этом этапе я стараюсь воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам.
2 этап – знакомлю с художественным произведением (сказка, прибаутка, потешка).
-рассказываем и читаем сказки, потешки;
-повторно читаем с сопровождением иллюстраций:
-беседуем по содержанию;
-выборочно читаем отрывки, песенки;
-обыгрываем (с куклой ″Водичка, водичка…″).
Здесь большое внимание я уделяю выразительности своей речи, чтобы ребенок понял смысл произведения, поступки героев.
3 этап – повторяем потешки, сказки. Повторения необходимы, чтобы закрепить знания детей.
-рассказываем сказки, потешки с использованием настольного театра, кукольного театра;
-читаем без показа иллюстраций;
-договариваем стихотворные слова и фразы;
-проговариваем фразы с отдельным ребенком.
Использование этих приемов помогает мне закрепить навыки интонационной выразительности.
4 этап – внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности:
-используем в режимных процессах;
-читаем на занятии сразу 2-3 потешки;
-используем героев сказок на других занятиях.
Для детей младшего возраста я использую разные формы работы, а именно:
- Создание развивающей речевой среды в младшей группе.
- Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности.
- Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности: беседы, наблюдения, прогулка. Режимные моменты.
- Разработана картотека народных подвижных игр, игры на развитие мелкой моторики. Разработана картотека пальчиковых игр, с использованием фольклора способствующая развитию мелкой моторики рук. По театрализованной деятельности подобраны шапочки, маски, куклы для инсценирования потешек, песенок и т.д.
- Работа с родителями.
При работе с детьми я опираюсь на такие принципы, как:
- Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор материала;
- Интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (Коммуникация, ознакомление с природой, различные игры);
- Активное включение детей.
В своей работе я использую разные методы и приёмы:
1.Динамический акцент на фрагментах текста, действительное соучастие, наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого использую потешки для сна, кормления, прогулки и др. Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их слышать и запомнить. Малыши слушают их, просят повторить хорошо знакомые и любимые, чему во многом способствует и особая ритмическая организация, которая играет определенную роль в создании психологического комфорта.
2.Словесные, наглядные, игровые методы. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослым и взять на себя любую роль.
В ходе опыта работа проводится со всеми субъектами образовательного процесса.
С детьми:
- Непосредственно образовательная деятельность
- Игры («У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Ходит Ваня» и т.д.)
- Праздники: («Русская зима», «Встречаем весну», «Здравствуй, лето красное!» и т.д.)
- Развлечения: («В гостях у Матрёшки», «В гостях у бабушки Потешницы», «Путешествие в сказку» и т.д.)
- Тематические прогулки с использованием фольклорного материала
С педагогами:
- Консультации: («Музыкальный фольклор в жизни детского сада», «Использование малых форм фольклора на музыкальных занятиях», «Малые формы фольклора» и т.д.)
- Выступления на семинарах и педсоветах, открытые занятия
С родителями:
- Индивидуальное, групповое и подгрупповое консультирование, сообщения на родительских собраниях: («Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста», «Фольклор в речевом развитии ребёнка», «Воспитание сказкой» и т.д.)
- Совместные праздники: («Праздник народных игр», «Семейные посиделки», «Масленица» и т.д.)
- Мастер-классы: («Музыкальные игры в семье», «Народные игры», «Потешки в доме» и т.д.)
Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.
Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление. Исходя из результатов проведенной работы, можно сделать вывод, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей.
Обогащена предметно-пространственная среда: приведены в систему картотеки потешек, песенок-попевок, игр с детьми младшего дошкольного возраста; составлена фонотека для данного возраста детей.
Следовательно, систематическая организация работы способствует:
- повышению интереса к устному народному творчеству;
- взаимосвязи в работе с родителями по использованию малых форм фольклора в развитии детей в семье.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи по развитию детей и наряду с основными методами и приёмами развития можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Литература:
1.Бударина Т. А., Маркеева О. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии обрядовых праздников. Детство-Пресс,2001г.
2.Ботякова О. Л., Голякова Л. Ф., Зязева Л. К. Методическое пособие Детство-Пресс,2001г.
3.Гудимов В. Л. Тематические загадки для дошкольников. ТЦ, Москва 2002г.
4.Данилина Г. Н. Дошкольнику — об истории и культуре России. АРКТИ, Москва 2003г.
5.Аникин, В. П. Русский фольклор: Высшая школа, 1987.- 283с.
6.Василенко, В. А. Детский фольклор: Высшая школа, 1978.- 198с.
7.Виноградов, Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1996. — 231с.
8.Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для. Студ. сред. И высш. пед учеб. Заведений.
9.Г. Н. Волков. — 2-е изд., испр. И доп. — М.: «Академия», 2000. — 176с.
10.Литвин, Э. С. К вопросу о детском фольклоре: М.—Л., 1958. -2000
11.Мельников, М. Н. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студ. пед.
ин-тов по спец.№ 2101 «Рус.яз. и лит». — М.: Просвещение, 1987. — 240 с.
12.Соколов, Ю. М. Русский детский фольклор: М — Л, 1991. — 297с.
14.https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10512/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Эмоциональное развитие...
Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование...
Проект "Значение малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"
ПроблемаXXI век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но, почему-то, все больше и больше встречается детей с речевы...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ»
Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенн...
Проект "Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"
Народные и современные формы малого фольклора действительно помогают развить речь ребенка младшего возраста, у них только начинает формироваться речь, поэтому песенки, пословицы, скороговорки - отличн...
«Использование произведений малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста». Презентация авторской разработки « В волшебном лукошке, всего понемножку»
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я начала замечать такую закономерность, что использование в своей речи потешек, чистоговорок, прибауток побуждает детей к активизации речевого аппарата....
Кружковая работа " Использование русского народного фольклора как средство развития детей среднего дошкольного возраста"
Фольклор - Это устное народное творчество. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Детство - это то время, когда возможно подлинное, искренее погружение в истоки национальной культ...