Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей. даёт прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладеть родным языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_folklora_v_razvitii_rechi_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ФОЛЬКЛОР-народная мудрость, поэзия и культура народа. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребёнок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы.
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР-это очень весёлый жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить или поругать ребёнка. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребёнка. Расширяют словарный запас и расширяют воображение.
ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОЛЬКЛОРА-развивать речь, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания. Но самое главное-использовать материал ненавязчиво и увлекательно.
В повседневной работе с детьми третьего года жизни используются скороговорки, потешки с целью формирования грамматического строя языка.
Малыши слушают песенки, просят повторить хорошо знакомые и любимые, что способствует созданию психологического комфорта. В течении детям исполняются две-три песни, которые детьми хорошо запоминаются. Многие народные произведения позволяют вставить любое имя. Не изменяя содержания. Это вызывает у ребёнка радость, желание повторить их. Например:
«Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Димочка хороший!
Ванечка пригожий!»
Помогают потешки и при подготовке ко сну, и во время одевания на прогулку, и во время умывания, и в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрывать их. Важно лишь удачно подобрать их и эмоционально рассказать, чтобы ребёнок чувствовал отношение взрослого к описываемым ситуациям. Всё это помогает детям запомнить и воспроизводить в дальнейшем весёлую потешку. А затем использовать её во время сюжетно-ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной.
Представим себе утро. Ваш малыш просыпается, и вы ему говорите:
«Вот проснулся петушок, встала курочка,
Просыпайся мой дружок, встань мой Юрочка».
Усаживая завтракать:
«Гуси, гуси, гуленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет кашкою,
Другой-простоквашкою,
Третий скажет-молоком
И румяным пирожком».
Ребёнок старается-надо похвалить его:
«Ой, мой маленький, ненаглядненький,
Мой хорошенький, мой пригоженький».
Малыши часто капризничают, когда одеваются на улицу, можно приговаривать:
«Вот они сапожки:
Это-с левой ножки, это-с правой ножки.
Если дождик пойдёт,
Наденем сапожки:
Это-с левой ножки, это-с правой ножки.
Вот как хорошо!»
Незаметно прошёл день, пора укладываться спать, тогда говорим ласковые слова:
«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,
Петушок не кричи и Ванюшу не буди.
Мой Ванюша будет спать,
Да большой вырастать.
А поспит подольше-вырастит побольше».
Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок-умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, чётко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.
Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, даётся в сказках. Цель сказки заключена в словах: «в сказке-ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок» - урок быть добрым, смелым, находчивым, трудолюбивым.
Через сказку дети получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.
Русский народный фольклор играет существенную роль в процессе развития речи детей младшего дошкольного возраста. Общение взрослого с ребёнком этого возраста отличается особенной эмоциональностью. Через художественные образы происходит знакомство ребёнка с окружающим миром, закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайны природы и величия человеческого духа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, даёт прекрасные образцы р...
План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В 2014-2015учебном году наша творческая группа"Наследие" работает над темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...
Игра как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Большое значение в речевом развитии детей придается игре....
Проект мастер-класса для родителей Тема: «Книжки-малышки» как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста».
Данный мастер-класс направлен на установление взаимодействия родителей и педагогов в процессе развития речи детей посредством изготовления книжек- малышек....
План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...
Драматизация как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Игра - драматизация рассматривается, как один из эффективных средств всестороннего развития ребёнка и его личности. Игры - драматизации оказывают большое влияние на развитие речи. Ребён...
Дидактическая игра, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра –игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие позна...