Фольклор как средство развития речи младших дошкольников
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)

Толстошеева Мария Алексеевна

Ранний возраст это сенситивный  период речевого развития ребёнка. Именно на раннем этапе усвоения детьми родного языка происходит накопление первых детских слов, первых фраз, и переход к развернутой самостоятельной речи. Это происходит по мере ознакомления ребёнка с окружающей действительностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstosheeva_m.a._vystuplenie.pptx2.69 МБ
Файл dokument_microsoft_word.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фольклор как средство развития речи младших дошкольников Толстошеевой Марии Алексеевны воспитателя МДОУ «Оршанский детский сад общеразвивающего вида «Колокольчик» Презентация выступления Оршанка 15 мая 2019 г. Министерство образования и науки Республики Марий Эл МУ «Отдел образования и по делам молодежи» администрации МО « Оршанский муниципальный район» МДОУ « Оршанский детский сад «Колокольчик»

Слайд 2

Ухудшение состояния здоровья детей Сужение объема «Живого» общения Слабое речевое развитие

Слайд 3

Развитие речи воспитанников второй группы раннего возраста средствами малых форм фольклора. Цель:

Слайд 4

Задачи: Расширение представлении детей о разных формах фольклора ( потешки , пестушки , приговорки, заклички , колыбельные песни, сказки); Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах; Расширение словарного запаса; В оспитание звуковой культуры речи; Ф ормирование связной речи

Слайд 5

Средствами малых форм фольклора можно развивать: Ф онематический слух, Г рамматический строй речи, Звуковую культуру речи, Обогащать словарь, Развивать речь

Слайд 6

Детский фольклор используется: в период адаптации, в режимных моментах, в игре, на прогулке , на непосредственной образовательной деятельности, в свободной деятельности.

Слайд 7

Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Володюшка хороший, Володюшка пригожий…. Он по лугу едет – луга зеленеют, К садам подъезжает – сады расцветают. У сороки – боли, у вороны – боли А у моего хорошего, да у моего пригожего Димочки, голубчика, все заживи! Прощание с родителями Успокаивание

Слайд 8

Пальчиковая игра “Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел ”. Этот пальчик – дедушка Этот пальчик – бабушка Этот пальчик - папочка Этот пальчик - мамочка Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Слайд 9

“Водичка, водичка, умой Маше личико, Чтобы щечки краснели, чтобы глазки блестели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!” “Расти, коса, до пояса. Не вырони ни волоса. Расти, коса, до пят. Все волосыньки в ряд. Расти, коса, не путайся Юля, маму слушайся”. Умывание Причесывание

Слайд 10

Умница Катенька Ешь кашку сладеньку , Вкусную, пушистую, Сладкую, душистую. Вот они сапожки: этот с левой ножки, этот – с правой ножки, если дождик пройдет, не намокнут ножки! Прием пищи Сборы на прогулку

Слайд 11

“ Заинька, походи, Серенький, походи, Вот так, вот сяк походи, Заинька, подбодрись, Серенький, подбодрись, Вот так, вот сяк подбодрись, Заинька , топни ножкой Серенький, топни ножкой, Вот так, вот сяк топни ножкой !” “ Бай, бай, бай, Ты, собачка, не лай, Петушок, не кричи И Ванюшу не буди. Мой Ванюшка будет спать, Да большой вырастать. Он поспит подольше, Вырастет побольше.” Хороводные игры Колыбельные песни

Слайд 12

“Бабочка-коробочка, Ветер или дождь, Полетишь - как ветер, Упадешь – как дождь!” “Солнышко-ведрышко, Взойди поскорей, освети, Обогрей телят, да ягнят, Еще маленьких ребят!” Заклички Попевки

Слайд 13

“Сорока на кухне пироги печет Кот в углу сухари толчет. Кошка в окошке платье шьет. Курица в сапожках избу метет”. “Уж как я свою коровушку люблю, Свежей травкой я Буренушку кормлю, Ты иди, моя коровушка, домой, Напою тебя водою ключевой”. Ориентация в окружающем мире Отношение к животным

Слайд 14

Исследование развития речи в начале и в конце учебного года

Слайд 15

Фольклор как средство развития речи младших дошкольников Толстошеевой Марии Алексеевны воспитателя МДОУ «Оршанский детский сад общеразвивающего вида «Колокольчик» Презентация выступления Оршанка 15 мая 2019 г. Министерство образования и науки Республики Марий Эл МУ «Отдел образования и по делам молодежи» администрации МО « Оршанский муниципальный район» МДОУ « Оршанский детский сад «Колокольчик»



Предварительный просмотр:

Слайд Фольклор как средство развития речи младших дошкольников

Ранний возраст это сенситивный  период речевого развития ребёнка. Именно на раннем этапе усвоения детьми родного языка происходит накопление первых детских слов, первых фраз, и переход к развернутой самостоятельной речи. Это происходит по мере ознакомления ребёнка с окружающей действительностью.

Слайд В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, когда речь ребёнка совершенно не развита, в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, а именно:

- ухудшение состояния здоровья детей;

- существенное сужение объёма «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса.

В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни,  пестушки, потешки) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные. Эти произведения, доступные по форме и понятные содержанию, являются ценным материалом для развития речи  детей младшего возраста.

В дошкольном детстве расширяется круг общения детей. Дети, выходя за рамки узкосемейных связей начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Это требует от ребенка полноценного владения средствами общения, основным из которых является речь.

Слайд Поэтому передо мной, как воспитателем, стоит важная цель: развитие речи воспитанников второй группы раннего возраста средствами малых форм фольклора.

Слайд Исходя из цели, мною были поставлены следующие задачи :

  • расширение словарного запаса;
  • воспитание звуковой культуры речи;
  • формирование связной речи;
  • расширение представлении детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни, сказки);
  • Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
  • Развитие  слухового  внимания,  понимания  речи,  звукоподражания, активизация словаря

Исследования психологов и практиков показывают что:

устное народное творчество (народные  песенки,  потешки,  частушки)  представляют   собой прекрасный речевой материал,  который  можно  использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности   детей   раннего   возраста.  

Слайд Средствами малых форм фольклора можно развивать:

-фонематический слух,

-грамматический строй речи,

-звуковую культуру речи,

-обогащать словарь.

Слайд Детский фольклор использую в самых простых делах : в режимных моментах, в игре, на прогулке, в период адаптации, на занятиях нод, в свободной деятельности. Во время всех этих действий стараюсь использовать потешку, прибаутку, считалку, дразнилку.

Слайд Прощаясь с мамой, расплакался малыш, как его отвлечь от грустных мыслей? Беру ребенка на руки, говоря ему ласково, спокойно:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Володюшка хороший,

Володюшка пригожий….

Он по лугу едет – луга зеленеют,

К садам подъезжает – сады расцветают.

Услышав свое имя, ребенок постепенно затихает, успокаивается.

Одна игра – забава сменяет другую. Малыш упал, ему больно и тут же его утешаю, приговариваю:

- У сороки – боли, у вороны – боли

А у моего хорошего, да у моего пригожего

Димочки, голубчика, все заживи!

Целебна сила слов в сочетании с мягкими, ласковыми, успокаивающими поглаживаниями ушибленного места. И снова ребенок весел!

Слайд Хорошо успокаивает расшалившегося малыша игра с пальчиками:

“Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел”.

Дети с удовольствием перебирают пальчики, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик - папочка

Этот пальчик - мамочка

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Слайд С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

“Водичка, водичка, умой Маше личико,

Чтобы щечки краснели, чтобы глазки блестели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!”

А нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал:

“Расти, коса, до пояса.

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, до пят.

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся

Юля, маму слушайся”.

Слайд  Во время приёма пищи:

Умница Катенька

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Сладкую, душистую.

Не все дети любят молоко или молочные продукты, вот и приходится их убеждать как это вкусно и полезно, и нужно обязательно поесть, а то “ коза-рогатая, коза-бодатая забодает тех, кто кашу не ест, молока не пьет”.

Обуваясь на прогулку, дети любят приговаривать:

Вот они сапожки: этот с левой ножки, этот – с правой ножки, если дождик пройдет, не намокнут ножки!

Слайд Дети любят народные хороводные игры. Эти игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Дети приговаривают слова текста, и с удовольствием выполняют движения.

“Заинька, топни ножкой

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой!”

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Перед сном дети просят спеть полюбившиеся им колыбельные. Спокойный, размеренный ритм речи, как бы покачивающийся рисунок мелодии, успокаивает малышей, снимает напряжение.

“Баю-баю, баиньки,

В огороде заиньки.

Баю-баю, баюшки,

Не ложись на краешке!”

Пою и поглаживаю детей, кого по головке, кого по ручке или по спинке, даю этим понять, почувствовать каждому, что пою именно для него. Дети засыпают под тихий, спокойный, желающий добра голос:

“Бай, бай, бай,

Ты, собачка, не лай,

Петушок, не кричи

И Ванюшу не буди.

Мой Ванюшка будет спать,

Да большой вырастать.

Он поспит подольше,

Вырастет побольше.”

Слайд  На прогулке с детьми, обращаю их внимание на различные “капризы и чудеса” природы. Народом сложено много попевок, закличек, песен о природе, и, чтобы ребенок острее почувствовал красоту цветка, бабочки, пою им об этом или говорю:

“Бабочка-коробочка,

Ветер или дождь,

Полетишь - как ветер,

Упадешь – как дождь!”

Спряталось солнце за тучку, дети зовут-кличут:

“Солнышко-ведрышко,

Взойди поскорей, освети,

Обогрей телят, да ягнят,

Еще маленьких ребят!”

Радуются радуге:

“Радуга-дуга, не давай дождя

Давай солнышка-колоколнышка!”

Слайд При помощи потешек учу детей ориентироваться в окружающем мире. Для этого подбираю произведения, в которых лаконично и точно говорится о человеке и его действиях или описываются животные, действующие как человек:

“Сорока на кухне пироги печет

Кот в углу сухари толчет.

Кошка в окошке платье шьет.

Курица в сапожках избу метет”.

Ребенок еще не знает о месте и роли животных в жизни человека: Животные действуют в произведениях на равных, как люди: “кисонька-мурысонька едет на меленку”, “котик идет на торжок”, “курочка идет за водичкой”, “сорока варит кашу”. Так, постепенно, дети начинают осваивать характерные, наиболее доступные их пониманию особенности всего живого: перемещение в пространстве, потребность в пище, сне:

“Вот и люди спят, вот и звери спят.

Вот и ночь пришла, темноту принесла.

Заснул петушок, запел сверчок”.

Дети обязательно уловят отношение человека к животному, его доброту и ласку:

“Уж как я свою коровушку люблю,

Свежей травкой я Буренушку кормлю,

Ты иди, моя коровушка, домой,

Напою тебя водою ключевой”.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопровождениями, которые помогают детям уловить их различия.

Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик-мальчик, ел-пел, наша- Маша), то стоят рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них; формирует способность ребенка улавливать тонкие звуковые различия, подготавливает к овладению правильным звукопроизношением. Разговором или прибауткой побуждаю ребенка произносить трудное для него звукосочетание, подбирая потешку, где этот слог находится под ударением, следовательно, выделяется голосом и хорошо улавливается слухом:

“Водичка, водичка! Умой Тане личико.

Заинька, войди в сад,

Серенький, войди в сад.

Зайка, зайка, войди в сад.

Серый, серый, войди в сад!” (на звукосочетание ди)

Чтобы закрепить в речевых реакциях ребенка звукосочетание ки, читаем потешку:

“Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Кис, кис, кис! Кис, кис, кис!”

Для закрепления умения произносить звукосочетания согласных М, Н, Т, Р с гласным У, читаю потешку:

“Ранним-рано по утру

Пастушок: “Ту-ру-ру-ру””

А коровки в лад ему: “Му-му-му!”

Эффективен в этой работе метод пения потешек, содержащих в своих текстах набор желаемых звуков, ибо во время пения ребенок не акцентирует свое внимание на данном звуке и свободно произносит его.

Для обогащения словарного запаса детей использую заклички: “Солшышко ведрышко”, “Радуга-дуга”, “Дождик-дождик”.

Очень важно чтобы дети вслушивались в звучание родной речи, улавливали стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травушка-муравушка, птица-синица, кисонька-мурысонька, курочка-пеструшечка, курочка-рябушечка, курочка мохнатка, курочка-хохлатка, - такое множество слов к одному слову курочка.

Неоценима роль игровых фольклорных форм, они оказывают врачующее действие на детскую душу, что так важно в период адаптации ребенка к новым для него условиям.

Слайд В начале и в конце учебного года было  проведено обследование уровня речевого развития детей раннего возраста. По данным диаграммы мы видим, что активное  использование малых форм фольклора увеличил уровень развития речи младших дошкольников. В результате целенаправленного  использования фольклора на занятиях и в повседневной жизни мы добились положительных результатов в работе по данной теме. Дети стали легко понимать речь, отвечать на вопросы, вступать в речевые контакты с воспитателем и близкими людьми. Охотно играют вместе, развёртывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются использовать их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования "Сказка, как средство развития речи младших дошкольников"

Программа самообразования "Сказка, как средство развития речи младших дошкольников" разработана на два учебных года....

"Фольклор как средство развития речи старших дошкольников"

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду....

«ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Введение 31.     Особенности развития речи старших дошкольников 42.     Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста 63....

Отчет по проекту «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Отчет по проекту «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....

Консультация для педагогов Фольклор как средство развития речи у дошкольников посредством мнемотехники

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».Дело в том, что в о...