Занятие "Сказочная мозаика"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Клушина Галина Викторовна

Подгрупповое занятие для детей старшей логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgruppovoe_psihologo.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие с элементами психологии для детей 7-ого года жизни с лексико-грамматическим недоразвитием речи.

Место проведения: МДОУ ДС №24 г.Буденновск

Участники: обучающиеся 2-го года обучения (7 человек) старшего возраста группы компенсирующей направленности  для детей с ОНР.

Тема: «Сказочная мозаика».

Цель: Совершенствование коммуникативных навыков через игровые упражнения.

Задачи:

  1. Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать существительные с числительными;
  2. Упражнять в подборе антонимов и однокоренных слов;
  3. Развивать речеслуховое внимание, эмоциональную сферу, эмпатию, мимическую выразительность, мелкую моторику;
  4. Воспитывать желание сотрудничать со сверстниками, добиваться положительных результатов в совместной творческой деятельности;
  5. Учить взаимодействовать друг с другом и конструктивно разрешать возникающие конфликтные ситуации.

Оборудование: указатели, сказочное дерево с конфетами, карта сказочной страны, изображения болотных кочек, грецкие орехи по количеству участников, пазл "Лес", мешочек с перламутровыми пуговицами, контуры золотых рыбок, изображение ели, серебристый сундучок, "меч-кладенец", большое яблоко, аудиозаписи с голосами сказочных персонажей и звуков леса, музыка В. Дашкевича «В гостях у сказки», костюмы персонажей, мультимедийное оборудование.

Предварительная работа: чтение с детьми сказок А.С. Пущкина - "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке", русских народных сказок, заучивание пальчиковой гимнастики, чистоговорок.

Речевой материал: стихотворение "Орешек", чистоговорки, сказки А.С Пушкина "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке", слова-антонимы, игра "Посчитай-ка" на согласование числительных с существительными.

Используемые технологии: развитие интонационной стороны речи, лексико-грамматических категорий, коррекции звукопроизношения, сказкотерапия, модели и символы, мультимедийные средства, самомассаж, пуговичная терапия.

Используемые методы:

 * объяснительно-иллюстративный;

 * частично-поисковый;

 * коммуникативный;

 * рефлексия эмоционального состояния.

Дети вместе с логопедам на улице увидели камень, на котором три стрелочки. Направо пойдешь- злодеев встретишь, налево пойдешь- в другой детский сад попадешь, прямо пойдешь- в сказку попадешь.

1 . Организационный момент.

Логопед. Ребята , посмотрите камень лежит посреди дороги. На нем что-то написано. Направо пойдешь- в болото попадешь, налево пойдешь- ничего не найдешь, прямо пойдешь- в сказку попадешь. Куда мы с вами пойдем?

Прямо пойдем

Дети входят в зал под музыку.

2. Ход занятия.

Старичок-Боровичок . Здравствуйте, дорогие ребята! Мы, жители сказочного леса, нуждаемся в вашей помощи. Кощей Бессмертный заколдовал наш лес и перепутал все сказки. Нужно их распутать, а мы не знаем, как это сделать! Помогите нам, пожалуйста! Чтобы вы могли хорошо ориентироваться в лесу, мы посылаем вам карту нашего сказочного леса. Удачи вам!».

Логопед. Ну что, выручим героев сказочного леса? (ответы)

 Логопед. Поможет нам в путешествии дружба. А с чего начинается дружба? Правильно, с улыбки! Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза и подарим друг другу теплую и добрую улыбку. Теперь, когда наша дружба стала еще крепче, нам не страшны никакие трудности! Давайте рассмотрим карту. (Разглядывают карту, решают, в какую сторону идти.) Отправляемся в путь!

Дети подходят к сказочному дереву, на котором растут конфеты.

Логопед. Куда привела нас карта? (К дереву) А на нем еще и конфетки растут! Но их заколдовал Кощей Бессмертный! Давайте каждый срывает с дерева конфету, прочитает слог на конфетке и  расскажет чистоговорку на данный слог.

Ра-ра-ра-идет в сказку детвора;

Ро-ро-ро-у жар-птицы красивое перо;

Ли-ли-ли-тянули репку из земли;

Ры-ры-ры-любит пятачок шары;

Ят-ят-ят- у козы семеро козлят;

Цо-цо-цо- снесла курица яйцо;

Су-су-су- колобок у лисы на носу.

Логопед. Вот мы и расколдовали первую сказку! Пора двигаться дальше! Давайте сверимся с картой; куда мы пойдем? (Пойдем прямо по дороге). На пути у нас топкое болото. Посмотрите, на болоте потерялась рукавичка. Из какой она сказки? («Рукавичка») Как же нам перебраться через болото?

Расколдуем болото! Надо пересчитать на болоте все предметы, тогда мы сможем перебраться через него.

(На мультимедийном экране изображение болота)

Дети (прыгая с кочки на кочку).

Одна мышка, две мышки… пять мышек.

Один лягушка, две лягушки… пять лягушек.

Один зайчик, два зайчика… пять зайчиков.

Одна лисичка, две лисички… пять лисичек.

Один волчок, два волчка… пять волчков.

Один кабан, два кабана… пять кабанов.

Один медведь, два медведя… пять медведей.

 Логопед.  Вот мы и вторую сказку расколдовали. Смотрим карту и идем дальше. У нас на пути кто-то рассыпал орешки! Кто любит грызть орешки? (Белочка.) А в какой сказке встречается белочка с орешками?

 (В сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».) Давайте сядем на это удобное бревнышко, отдохнем и поиграем с орешками. 

Проводится игра, развивающая мелкую моторику рук (дети выполняют движения, описываемые в тексте).На мультимедийном экране изображение белочки и ореха.

     Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,(катают орех вверх- вниз)

     А потом обратно - будет мне приятно. 

     Научился два ореха между пальцами держать,( держат между 2-мя   пальцами левой руки)

      Это в играх мне поможет, даже маме помогать. (сжимают между ладонями)

      Три ореха я возьму, между пальцами зажму.(держат между 3-мя пальцами левой руки)

       Раз, два, три, четыре, пять - орехи сложно удержать. (сжимать-разжимать ладонь с орехами)

Логопед. Отдохнули, надо двигаться дальше! Сверяемся с картой, наш путь лежит вперед! Смотрите, осколки какой-то картинки, наверное, это Кощей Бессмертный опять строит козни. Давайте соберем из частей картинку. (Дети собирают картинку, получается «Лес»). Ребята, а какие слова - родственники можно подобрать к слову «лес»? (лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовичок, лесничий)

 Логопед. Ну что? Проверяем по карте дорогу и идем дальше! Смотрите, кто-то потерял мешочек. Что в нем? (Что-то круглое) Да это же чешуйки от рыбки.  Из какой они сказки? (Из "Сказки о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина). (Детям предлагается поиграть с перламутровыми пуговичками)  Давайте представим, что мы наряжаем золотую рыбку. Какая она? (Золотистая, блестящая, быстрая, волшебная, игривая). (Дети на контурах рыб выкладывают пуговицы). Рыбка, ты волшебная, скажи, кому в лесу еще помощь нужна? (Аудиозапись голоса рыбки: - Ох, вижу, гуси-лебеди плачут. И им Кощей напакостил, сил лишил – не могут они теперь взлететь). Поможем им? Покажем, как летать следует? (Да, покажем) (На мультимедийном экране изображение летящих лебедей).

«Гуси-лебеди». Разошлись в стороны на расстояние вытянутых рук друг от друга. (Напряженно.)Расставим руки в разные стороны, словно крылья. Сделаем ими сильные взмахи, чтобы оторваться от земли. Чувствуете, как ваши руки напряжены? Приземлились на землю, расслабили крылышки, потрясли руками. Отдохнули.

Эмоции. Выражение эмоции страха, смелости. Что я вижу? Сидит зайка серенький и от страха весь трясется. Покажите, как он боится? (дети садятся на корточки, локти прижаты к груди, ладони на коленях, голова наклонена вперед и втянута в поднятые плечи.) Разве так следует вести себя? Покажем зайке, как должен выглядеть смелый заяц, никого не бояться! (Стоя, одна нога перед другой, руки за спину, подбородок поднят, взгляд уверенный.) Не боится наш суперзаяц никого, смело и отважно смотрит вперед.

Логопед. Вот и еще одна сказка расколдована! Идем дальше. Что это у нас на пути? Ель, а на ней сундук. Что в нем может быть? (Дети открывают сундук, а в нем яйцо) Из какой сказки это яйцо? (Сказка про Кощея Бессмертного.) А Кощей Бессмертный, какой? (Злой, вредный, нехороший.) Правильно! И самая главная его черта – он все делает наоборот! Ему говоришь «холодный», а он тебе – нет, горячий! Ему – веселый, а он – нет, грустный. Ему - чистый, а он… Ему – длинный, а он… Ему – широкий, а он… Ему высокий, а он… Ему умный, а он… Ему острый, а он… Ему глубокий, а он…

Звучит мелодия колокольчиков, затем аудиозапись с голосом Кощея. На экране изображение сказочного героя.

Кощей. Все, не могу больше , пощадите! Я верну все сказки по местам!

Логопед. Ну что, поверим Кощею? (Да, мы победили Кощея!).

3. Окончание занятия.

 Старичок-Боровичок.«Спасибо, дорогие ребята! Вы расколдовали все сказки, теперь у нас в сказочном лесу тишина и порядок. Кощей исправился и больше никого не обижает. За вашу помощь мы дарим вам молодильное яблочко. До свидания, ребята!»

Логопед. Как же быть? Нас много, а яблочко одно! Кому же мы его отдадим? (А давайте поделим яблочко поровну, на всех).

Логопед достает из кармана «меч - кладенец» (маленький ножик) и делит яблоко по числу участников под музыку В Дашкевича «В гостях у сказки». Дети угощаются яблоком и идут в группу.


План подгруппового занятия "Сказочная мозаика".

1. Организационный момент (4-5 мин)

Дидактическая задача: настроить детей на занятие.

2. Ход занятия (20 мин)

Дидактическая задача: организовать и направить к достижению поставленных задач занятия.

3. Окончание занятия (5 мин)

Дидактическая задача: рефлексия (подведение итога).

Используемая литература:

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
2. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья яблоня, ель

Конспект занятия по ручному труду для детей старшего дошкольного возраста "Лоскутная мозаика": делаем лоскутные деревья  (яблоня, ель). Совершенствуем умение детей резать ножницами ткань. Мы...

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. " Мастер- класс. Мозаика из круп."

Конспект мероприятия по взаимодействию с семьёй. Нетрадиционные приёмы аппликации....

Программа по художественному труду "Мозаика" (старшая группа)

Пояснительная записка, цель программы, учебно - тематический план. содержание...

"Цветочная мозаика"

План проведения развлечения для детей....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА А. И. Буренина "Ритмическая мозаика"- 2012

Музыкально – ритмическое и творческоеразвитие  детей дошкольного возрастав системе работы по программеА.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»...

"ЛЕСНАЯ МОЗАИКА" - осенняя викторина

Конспект осенней викторины. Программное    содержание:Продолжать воспитывать у детей любовь к природе. Закреплять умение вести себя в природе.Закреплять знания о деревьях и кустарн...

"ЛЕСНАЯ МОЗАИКА" - весенняя викторина

Программное содержание:Продолжать воспитывать у детей любовь к природе. Закреплять умение вести себя в природе.Закреплять знания  о деревьях и  кустарниках;  учить распознавать де...