Конспект занятия по развитию речи:"Звуковая культура речи, дифферинциация звуков "ч", "щ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Селиванова Светлана Алексеевна

Упражнять детей в умении различать на слух сходные артиликуляционные звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zvuki_ch_-_shch.docx22.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ч] - [щ].

Цель: упражнять детей в умении различать на слух сходные артикуляционные звуки.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать формировать фонематическое представление (находить картинки с нужным звуком);

- учить выделять звуки в разных позициях в словах;

- учить выделять общие признаки путем сравнения.

Развивающие:

- развивать фонематический слух на основе дифференциации звуков [ч] - [щ];

- формирование грамматического строя речи путем словообразования;

- развивать память, внимание, воображение и мышление посредством приемов ТРИЗ;

- совершенствование связной речи в ходе игр и творческих заданий.

Воспитательные:

- воспитывать вежливых собеседников;

- воспитывать интерес к звуковой оболочке слов;

- воспитывать самоконтроль детей за речью.

Предварительная работа: проговаривание чистоговорок, загадывание загадок на звуки [ч] - [щ].

Оборудование: карточки с картинками на звуки [ч] и [щ], магнитная доска, карандаши.

Методы: наглядные (опосредованные: рассматривание картинок, фотографий), словесные (рассказывание, заучивание наизусть), практические (дидактические игры, дидактические упражнения, хороводные игры).

Приемы:

- словесные (речевой образец; повторное проговаривание; объяснение; указания: обучающие, организационные, дисциплинирующие; оценка детской речи; вопрос),

- наглядные (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению);

- игровые (словесные, наглядные).

Ход НОД

1. Оргмомент

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я сегодня утром у дверей нашей группы нашла вот этот сундучок. В нем письмо с просьбой о помощи. Прежде, чем я его прочту, нам надо вспомнить, что мы дружные ребята. Ведь только дружба нам поможет преодолеть все трудные испытания.

(Дети становятся в круг и берутся за руки.)

Все мы дружные ребята.

Мы ребята – дошколята.

Никого не обижаем,

Как заботиться мы знаем.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

Воспитатель читает письмо.

Дорогие, ребята! Помогите, спасите! Злая Мышильда снова пробралась в наше королевство, заколдовала всех жителей и украла нашу королеву Марию. Отдаст королеву и всех расколдует только тогда, когда мы выполним все её задания.

Ребята, а кто же написал нам это письмо?

Я орехов-кракатуков

Расколю хоть миллион!

Но таким быть просто мука

Я уродлив и смешон.

В чары темные закован,

Злой Мышильдой заколдован.

Ждет любви принцессы лучшей

Самый храбрый принц…(Щелкунчик).

2. Определение характеристик звуков

Щелкунчик пришел не один, а со своим сказочным другом Чебурашкой.

Какой звук вы слышите на первом месте в слове Чебурашка?

А в слове Щелкунчик?

Эти звуки можно петь? А как они произносятся?

Каким цветом мы обозначаем ласковые» звуки? (Зеленым.)

3. Дифференциация звуков

Выделение звуков [ч] и [щ] из ряда других звуков в словах (на слуховом уровне).

Чтобы попасть в сказочную страну, Щелкунчик и Чебурашка предлагают вам выполнить волшебные магические действия.

Д/и «Услышишь - хлопни» (с закрытыми глазами)

Звук [ч] – 1 раз. Звук [щ] – 2 раза.

Калач, чай, щеки, борщ, сачок, обруч, кощей, ящик.

Заучивание чистоговорки.

Чищу щеткой я щенка,

Щекочу ему бока.

Определение наличия звука [ч] и его позиции  в словах (с опорой на картинки и схемы):

мяч, бабочка, часы, сачок, чайник, ключ.

4. Словообразование

- Вот мы и оказались у ворот королевства.

Д/и «Великан и гном»

- Посмотрите, кто нас встречает. Гном и Великан. Они очень расстроены.

Мышильда отняла и перемешала вещи Великана и Гнома. Надо их разобрать и вернуть хозяевам.

Из маленького мешочка будем отдавать предметы Гномику, а из большого – Великану.

Возвращаем слова Гномику.

Слово надо изменить – сделать маленьким – и чтобы в этом слове появился звук [ч].

Возвращаем слова Великану.

Слово надо изменить – сделать большим (большущим) – и чтобы в этом слове появился звук [щ].

(Воспитатель показывает картинки с изображенными предметами: «майка», «ботинки».)

Например, Гномику отдадим какой предмет? (Маечку.)

А Великану? (Ботинищи.)

Гному – майка, белка, заяц, диван, лимон, ветка, венок (нож, корзина, помидор, шапка, молоток).

Великану – жук, лук, дом, бегемот, самовар, самолет, жираф (зонт, барабан, чеснок, стул).

К следующему заданию путь лежит далекий. Нам понадобится транспорт.

Какой вид транспорта издаёт такой звук? Ч – ч – ч – ч – ч.

Да – это паровоз. Занимайте скорее свои места.

5. Физкультминутка «Паровоз»

Загудел паровоз «ту-ту»                 (дети кладут руки на плечи впереди

стоящему ребенку)

И вагончики повёз                        (паровоз едет по кругу)

«чу-чу-чу, чу-чу-чу»

Далеко их укачу.

Паровоз кричит:                                (движения согнутыми в локтях

«Ду-ду. Я иду, иду, иду».                 руками вперёд-назад)

А колёса стучат,                                (идут с высоким подниманием колен –

А колёса говорят:                         топают)

Чух-чух, чух-чух – паровозик,

Чух-чух, чух-чух – паровозик,

Он бежит качается,                        (идут раскачиваясь влево-вправо)

Охает старается:

О-о-о-х, щ-щ-щ,                                (на звук щ-щ-щ – рука, согнутая в локте,

имитирует гудок, движение сверху-вниз)

Таки-таки, таки-таки.                        (ударяют одним кулачком по другому

то сверху, то снизу)

О-о-о-х, щ-щ-щ,

Таки-таки, таки-таки.

6. Выделение общих признаков путем сравнения (ТРИЗ).

Д/и «Теремок»

Стоит в поле теремок он не низок не высок…

А живет в этом теремке звук [щ].

Бежит по полю звук [ч], увидел теремок и стал проситься пожить в домике.

«- Тук-тук-тук. Кто в теремочке живет?

- Я, звук [щ]. А ты кто?

- А я звук [ч]. Пусти меня пожить в теремке.

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

(«Гость» (следующий игрок) должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их.)

- Я тоже (ласковый) звук.».

Пустил его звук [щ]. Стали они жить вместе.

Бежит по полю «ёлочка».

«Тук-тук-тук. Пустите меня пожить в теремке, ведь я тоже …зелёного цвета».

Стали они жить-поживать вместе.

Бежит по полю щётка.

«Тук-тук-тук. Пустите меня пожить в теремке, ведь …в слове «щётка» есть звук [щ]. Пустили её в теремок.

Бегут по полю шишечки.

«Тук-тук-тук. Пустите нас пожить в теремке, ведь мы …растем на ёлочке».

И их пустили в теремок.

Бегут по полю розочки.

«Тук-тук-тук. Пустите меня пожить в теремке, ведь у нас тоже есть … шипы-иголочки, как у ёлочки.»

7. Работа в тетрадях.

Обведи только те предметы, в названии которых есть звук [щ].

8. Итог занятия

Молодцы! Вот и открылись ворота королевства. Нас встречает королев Мария. Отпустила её злая Мышильда, растаяли её чары. Благодаря вам, ребята, вашей сплоченной работе и дружбе жители королевства спасены.

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Вы справились со всеми испытаниями. Умеете теперь различать звуки [ч] - [щ]

А наши герои приготовили для вас подарки на память.

(Воспитатель раздает раскраски с Чебурашкой и Щелкунчиком.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".

Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи:звук [Ц] загон для лошадок »

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи. Звук "Л"!"

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в средней группе позволяет учить детей артикулировать звук «Л», закрепить произношение твердого звука в слогах и...

Конспект занятия по развитию речи" Звуковая культура речи звуки б, бь"

Конспект занятия по развитию речи" Звуковая культура речи звуки б,бь"...

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»Цели и задачи:Упражнять детей в произношении изолированных звуков р ...

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи:

Цель: продолжать учить детей интонационному выделению звука в слове; учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; называть слова с заданным звуком.Демонстрационный материал: пре...