Конспект занятия по развитию речи:"Звуковая культура речи, дифферинциация звуков "ч", "щ"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Упражнять детей в умении различать на слух сходные артиликуляционные звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков [ч] - [щ].
Цель: упражнять детей в умении различать на слух сходные артикуляционные звуки.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать фонематическое представление (находить картинки с нужным звуком);
- учить выделять звуки в разных позициях в словах;
- учить выделять общие признаки путем сравнения.
Развивающие:
- развивать фонематический слух на основе дифференциации звуков [ч] - [щ];
- формирование грамматического строя речи путем словообразования;
- развивать память, внимание, воображение и мышление посредством приемов ТРИЗ;
- совершенствование связной речи в ходе игр и творческих заданий.
Воспитательные:
- воспитывать вежливых собеседников;
- воспитывать интерес к звуковой оболочке слов;
- воспитывать самоконтроль детей за речью.
Предварительная работа: проговаривание чистоговорок, загадывание загадок на звуки [ч] - [щ].
Оборудование: карточки с картинками на звуки [ч] и [щ], магнитная доска, карандаши.
Методы: наглядные (опосредованные: рассматривание картинок, фотографий), словесные (рассказывание, заучивание наизусть), практические (дидактические игры, дидактические упражнения, хороводные игры).
Приемы:
- словесные (речевой образец; повторное проговаривание; объяснение; указания: обучающие, организационные, дисциплинирующие; оценка детской речи; вопрос),
- наглядные (показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению);
- игровые (словесные, наглядные).
Ход НОД
1. Оргмомент
Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я сегодня утром у дверей нашей группы нашла вот этот сундучок. В нем письмо с просьбой о помощи. Прежде, чем я его прочту, нам надо вспомнить, что мы дружные ребята. Ведь только дружба нам поможет преодолеть все трудные испытания.
(Дети становятся в круг и берутся за руки.)
Все мы дружные ребята.
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
Воспитатель читает письмо.
Дорогие, ребята! Помогите, спасите! Злая Мышильда снова пробралась в наше королевство, заколдовала всех жителей и украла нашу королеву Марию. Отдаст королеву и всех расколдует только тогда, когда мы выполним все её задания.
Ребята, а кто же написал нам это письмо?
Я орехов-кракатуков
Расколю хоть миллион!
Но таким быть просто мука
Я уродлив и смешон.
В чары темные закован,
Злой Мышильдой заколдован.
Ждет любви принцессы лучшей
Самый храбрый принц…(Щелкунчик).
2. Определение характеристик звуков
Щелкунчик пришел не один, а со своим сказочным другом Чебурашкой.
Какой звук вы слышите на первом месте в слове Чебурашка?
А в слове Щелкунчик?
Эти звуки можно петь? А как они произносятся?
Каким цветом мы обозначаем ласковые» звуки? (Зеленым.)
3. Дифференциация звуков
Выделение звуков [ч] и [щ] из ряда других звуков в словах (на слуховом уровне).
Чтобы попасть в сказочную страну, Щелкунчик и Чебурашка предлагают вам выполнить волшебные магические действия.
Д/и «Услышишь - хлопни» (с закрытыми глазами)
Звук [ч] – 1 раз. Звук [щ] – 2 раза.
Калач, чай, щеки, борщ, сачок, обруч, кощей, ящик.
Заучивание чистоговорки.
Чищу щеткой я щенка,
Щекочу ему бока.
Определение наличия звука [ч] и его позиции в словах (с опорой на картинки и схемы):
мяч, бабочка, часы, сачок, чайник, ключ.
4. Словообразование
- Вот мы и оказались у ворот королевства.
Д/и «Великан и гном»
- Посмотрите, кто нас встречает. Гном и Великан. Они очень расстроены.
Мышильда отняла и перемешала вещи Великана и Гнома. Надо их разобрать и вернуть хозяевам.
Из маленького мешочка будем отдавать предметы Гномику, а из большого – Великану.
Возвращаем слова Гномику.
Слово надо изменить – сделать маленьким – и чтобы в этом слове появился звук [ч].
Возвращаем слова Великану.
Слово надо изменить – сделать большим (большущим) – и чтобы в этом слове появился звук [щ].
(Воспитатель показывает картинки с изображенными предметами: «майка», «ботинки».)
Например, Гномику отдадим какой предмет? (Маечку.)
А Великану? (Ботинищи.)
Гному – майка, белка, заяц, диван, лимон, ветка, венок (нож, корзина, помидор, шапка, молоток).
Великану – жук, лук, дом, бегемот, самовар, самолет, жираф (зонт, барабан, чеснок, стул).
К следующему заданию путь лежит далекий. Нам понадобится транспорт.
Какой вид транспорта издаёт такой звук? Ч – ч – ч – ч – ч.
Да – это паровоз. Занимайте скорее свои места.
5. Физкультминутка «Паровоз»
Загудел паровоз «ту-ту» (дети кладут руки на плечи впереди
стоящему ребенку)
И вагончики повёз (паровоз едет по кругу)
«чу-чу-чу, чу-чу-чу»
Далеко их укачу.
Паровоз кричит: (движения согнутыми в локтях
«Ду-ду. Я иду, иду, иду». руками вперёд-назад)
А колёса стучат, (идут с высоким подниманием колен –
А колёса говорят: топают)
Чух-чух, чух-чух – паровозик,
Чух-чух, чух-чух – паровозик,
Он бежит качается, (идут раскачиваясь влево-вправо)
Охает старается:
О-о-о-х, щ-щ-щ, (на звук щ-щ-щ – рука, согнутая в локте,
имитирует гудок, движение сверху-вниз)
Таки-таки, таки-таки. (ударяют одним кулачком по другому
то сверху, то снизу)
О-о-о-х, щ-щ-щ,
Таки-таки, таки-таки.
6. Выделение общих признаков путем сравнения (ТРИЗ).
Д/и «Теремок»
Стоит в поле теремок он не низок не высок…
А живет в этом теремке звук [щ].
Бежит по полю звук [ч], увидел теремок и стал проситься пожить в домике.
«- Тук-тук-тук. Кто в теремочке живет?
- Я, звук [щ]. А ты кто?
- А я звук [ч]. Пусти меня пожить в теремке.
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
(«Гость» (следующий игрок) должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их.)
- Я тоже (ласковый) звук.».
Пустил его звук [щ]. Стали они жить вместе.
Бежит по полю «ёлочка».
«Тук-тук-тук. Пустите меня пожить в теремке, ведь я тоже …зелёного цвета».
Стали они жить-поживать вместе.
Бежит по полю щётка.
«Тук-тук-тук. Пустите меня пожить в теремке, ведь …в слове «щётка» есть звук [щ]. Пустили её в теремок.
Бегут по полю шишечки.
«Тук-тук-тук. Пустите нас пожить в теремке, ведь мы …растем на ёлочке».
И их пустили в теремок.
Бегут по полю розочки.
«Тук-тук-тук. Пустите меня пожить в теремке, ведь у нас тоже есть … шипы-иголочки, как у ёлочки.»
7. Работа в тетрадях.
Обведи только те предметы, в названии которых есть звук [щ].
8. Итог занятия
Молодцы! Вот и открылись ворота королевства. Нас встречает королев Мария. Отпустила её злая Мышильда, растаяли её чары. Благодаря вам, ребята, вашей сплоченной работе и дружбе жители королевства спасены.
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Вы справились со всеми испытаниями. Умеете теперь различать звуки [ч] - [щ]
А наши герои приготовили для вас подарки на память.
(Воспитатель раздает раскраски с Чебурашкой и Щелкунчиком.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук "З".
Знакомство детей со звуком "З". Произношение и выделение звука в словах....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-847973-1487421773.jpg)
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"
Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/25/picture-952037-1506336172.jpg)
Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи:звук [Ц] загон для лошадок »
Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи. Звук "Л"!"
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию в средней группе позволяет учить детей артикулировать звук «Л», закрепить произношение твердого звука в слогах и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-854785-1479746507.jpg)
Конспект занятия по развитию речи" Звуковая культура речи звуки б, бь"
Конспект занятия по развитию речи" Звуковая культура речи звуки б,бь"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/28/picture-1063920-1556438588.jpg)
Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»
Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»Цели и задачи:Упражнять детей в произношении изолированных звуков р ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/18/picture-527368-1416333834.png)
Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи:
Цель: продолжать учить детей интонационному выделению звука в слове; учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; называть слова с заданным звуком.Демонстрационный материал: пре...