Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» для подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Тимофеева Яна Дмитриевна

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением»  для подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Цель: продолжать формировать фонетическое восприятие у детей, умение определять место звука и количество слогов в слове, умение определять последовательность слов в предложении, учить составлять схему предложения, продолжать работу с детьми над смысловой стороной речи; развивать слуховое внимание, интерес к художественному слову, воспитывать у детей желание помогать тем, кто испытывает затруднения.

Материалы и оборудование: звуковые линейки для определения места звука в слове, домики с изображением окошек, которые соответствуют количеству слогов в слове, по 3 прямоугольника на каждого ребенка для составления схемы предложения, карточки с изображением хрустальных предметов, портрет поэта Ф. Тютчева.

Ход организованной образовательной деятельности:

- Ребята, сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такой красивый конверт. Давайте посмотрим, что в нем лежит. Воспитатель по одной карточке прикрепляет к мольберту, дети называют предметы.

- Стакан, бокал, люстра, салатница, конфетница.

- Какие это предметы? Из чего они сделаны?

- Это хрустальные предметы, они сделаны из хрусталя.

- Правильно. А мяч из резины - какой он?

- Резиновый.

- Ложка из дерева – какая?

- Деревянная.

- Машинка из пластмассы – какая?

- Пластмассовая.

По аналогии игра проводится дальше, воспитатель перечисляет разные предметы : ножницы, чашка, кастрюля, книга и т. д.

- Ребята, а как вы думаете, может быть день хрустальным?

- Послушайте, что об этом написал русский поэт Федор Тютчев.

«Есть в осени первоначальной,

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера».

- Как вы понимаете слово «первоначальной»?

- Это значит начало осени.

- Как понимаете слов «дивная пора»?

- Удивительная.

- Как вы думаете, каким словом можно заменить слов «дивная»?

- Красивый, изумительный, великолепный.

- А что говорится в стихотворении о вечерах, какие они?

- Лучезарные. (Хоровое и индивидуальное проговаривание)

- Лучезарные – это значит сверкающий, полные блеска.

- А теперь послушайте еще раз отрывок из стихотворения. Воспитатель читает первые две строчки.

- Сколько слов со звуком «Р» вы услышали? Назовите их.

- Первоначальная, пора, короткая.

- Молодцы. А теперь поиграем в игру «Поймай звук». Если в словах вы услышите звук «р», то вы должны поймать звук – хлопнуть в ладоши. Воспитатель перечисляет слова : рыба, небосвод, карамель, мороженое, стрекоза, капуста, радуга, диван, кровать, сыр и т. д.

- Какие вы внимательные, не пропустили ни одного звука. А теперь давайте поможем словам найти свой домик. Возьмите по одной карточке и определите, в каком домике живет слово. Количество окошек в домике соответствует количеству слогов в слове.

- Давайте назовем слова, которые живут в домике с одним окошком, двумя, тремя окошками. Дети называют слова, проверяем количество слогов в слове, если допущена ошибка.

Физкультурная минутка «Быстро встаньте, улыбнитесь». После этого дети проходят за столы.

- А сейчас мы поиграем с вами с нашими звуковыми птичками. Я буду называть слово, а вы должны определить место звука «р» в словах.

- Первое слово – радуга. В каком месте вы разместили фишку? Почему?

- На головке у птички?

Потому что звук «р» в слове радуга стоит в начале слова.

По аналогии проводится игра со словами мороженое, крокодил, гром.

- Ребята, а вы знаете, из чего состоит предложение?

- Из слов.

- Правильно. Послушайте, я вам прочитаю предложение. Мама варит суп.

- Ребята, сколько слов в этом предложении? Назовите первое слово, второе, третье. А теперь с помощью прямоугольников составьте схему предложения. Одно слово мы обозначаем одним прямоугольником.

Дети составляют на столах схему предложения.

- Сколько прямоугольников вы использовали? Почему?

- А сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение об осени. Послушайте его. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень»

- Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Почему?

- А теперь поиграем в игру «Путаница» Дети выходят на ковер. Послушайте первое предложение стихотворения. «Поспевает брусника, стали дни холоднее».

- Ребята, сколько слов в предложении? Сейчас я буду вам раздавать слова, а вы запоминайте свое слово. Воспитатель называет слова из предложения и ребенка. А теперь постройтесь в том порядке, в котором стоят слова в предложении. Игра проводится 2 – 3 раза.

- Молодцы. Вы были сегодня очень внимательными на занятии и справились со всеми заданиями. А что вам понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Звуковая культура речи: звук [Ф] во 2 младшей группе"

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а...

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»

Конспект занятия по развитию речи. Звуковая культура речи в средней группе. Дифференциация звуков «Р» и «Р`»Цели и задачи:Упражнять детей в произношении изолированных звуков р ...

Конспект занятия по развитию речи Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж...

Конспект НОД по развитию речи "Звуковая культура речи. Работа над предложением"

Программное содержание:  -совершенствовать фонетическое восприятие;  -продолжать учить определять позицию звука С в словах;  -умение определять количество последовательность слов в пред...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]». Старшая группа.Провела Седова О. А. 07.04.2021. Литература. В. В. Гербова. Развитие ...

Конспект занятия По Развитию речи «Звуковая культура речи: звук С» (вторая младшая группа)

Программное содержание:отрабатывать четкое произношение звука [с];упражнять в умении вести диалог;закреплять представление о знакомых предметах;понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитате...

Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук [С]» в младшей группе

Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: знакомство со звуком С Задачи: Обучающие: • Познакомить с произношением звука «с»; • Учить правильному произношению ...