Проект «Формирование читательского интереса старших дошкольников через чтение и слушание сказок»
проект по развитию речи (старшая группа)
Проект
«Формирование читательского интереса старших дошкольников через чтение и слушание сказок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chtenie_i_slushanie_po_skazkam_2020.docx | 45.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Золушка»
Проект
«Формирование читательского интереса старших дошкольников через чтение и слушание сказок»
(Подготовительная группа №5)
Выполнила: воспитатель Л.В.Семенюк
г. Когалым 2020
1.Введение
«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело».
К. Д. Ушинский
Сегодня весь мир стоит перед проблемой как сохранить интерес к книге, к чтению. Аудио- и видеотехника, которая даёт готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором, которые дают готовые слуховые и зрительные образы, тем самым снижая интерес к книге. К тому же адекватное отношение к книге возможно лишь при условии ценности познания для человека. И как результат, дошкольники не любят слушать произведения, а школьники не хотят читать.
Проявление интереса дошкольников к книге – необходимое условие развития современного ребенка. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства.
Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребенок понимает содержание прочитанного, значит, он думает, анализирует, рассуждает. От того как дети понимают содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.
Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять первые успехи дошкольника в чтении, рассказе, стимулировать его интерес к слову и хорошим произведениям.
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Актуальность
Данный проект разработан в силу особой актуальности на сегодняшний день.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Проблема
К сожалению, в настоящее время существует проблема – дети не любят слушать и читать художественную литературу, но они очень увлечены компьютерными технологиями.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе занимает одно из центральных мест в современной педагогике и психологии. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
Новизна проекта
Установление взаимодействия детей, родителей, работников библиотеки и педагогов в решении проблемы воспитания интереса к чтению у старших дошкольников.
2.Содержание проекта
Цель и задачи проекта
Тип проекта: познавательно – творческий, долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы №5 д/с «Золушка», воспитатели, родители.
По длительности: сентябрь 2020 – апрель 2021 года, долгосрочный.
Цель проекта: Развивать устойчивый интерес к художественной литературе через чтение сказок, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей.
Задачи.
- Развивать у детей умение слушать
- Развивать у дошкольников познавательный интерес, мышление и воображение, обогащение эмоций детей через чтение сказок
- Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажи сказок, знать название сказки и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки
- Формировать у детей представление о русской народной и литературной сказке через различные виды деятельности
- Воспитывать интерес к сказкам
- Сформировать желание быть похожими на положительных героев
- Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок
- Воспитывать уважительное и бережное отношение к близким людям, сочувствие, сопереживание.
Предполагаемые результаты:
Дети | Педагоги | Родители |
1. Пробудить у детей интерес к общению с книгой. 2. Научить детей (с опорой на прочитанное произведение) различать доступные жанровые особенности сказок. 3.Расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека. | 1. Приобретение педагогами нового опыта по развитию интереса к художественной литературе дошкольника через чтение и слушание сказок. 2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей приобщению детей к сказке 3.Сформировать банк методических материалов по теме проекта. | 1. Повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. 2.Установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: педагогом, родителями, в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к сказкам и чтению. 3. Привлечение к пополнению предметно-развивающей среды по художественной литературе в группе. 4. Участие в совместных мероприятиях по теме проекта. |
Необходимое оборудование: книги сказок, репродукции иллюстраций по сказкам, книжные полки, столы, ТСО.
3.Реализация проекта
Этапы проекта:
- Этап – подготовительный (сентябрь 2020 г.)
- Этап - основной (сентябрь 2020 – май 2021 г.)
- Этап – итоговый (май 2021 г.)
Этап проекта | Совместная деятельность |
1 этап: информационно-подготовительный | Формулируется проблема, цель и задачи проекта. Подбор и изучение методической литературы. Предварительная работа с детьми по теме. Ознакомление родителей воспитанников с проектом. Анкетирование родителей Родительское собрание |
2 этап: организационно - практический | Проведение запланированных мероприятий для реализации проекта. Организация организованной образовательной деятельности воспитанников в ходе реализации проекта. Оформление дидактического материала. Создание развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта. Просмотр видео, фотоматериалов. Чтение сказок Изготовление книжек-малышек Рисование и аппликация по теме проекта. Конструирование с крупным строительным материалом по теме. Драматизация сказок. Посещение библиотеки Выставки книг. Проведение развлечений. Консультации с родителями. |
3 этап: итоговый | Подведение итогов. Оформление проектной папки. Выставка продуктов детской деятельности: рисунки, лепка, поделки. Итоговое мероприятие. Оценка этапов реализации проекта воспитанников. Презентация проекта. |
Перспективный план по работе над проектом
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные |
01-30 СЕНТЯБРЯ 2020 г. | Опрос детей по темам « Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой». Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома». Родительское собрание «Сказка в жизни ребенка» Беседа «Почему книжка заболела?» Сюжетно-ролевая игра «Книжкина больница». Оформление книжного уголка. Утренняя гимнастика со сказочными героями | Воспитатели |
2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАКТИЧЕСКИЙ
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные |
ОКТЯБРЬ 2020 г. | Тема «Сказки о животных» | |
Беседа «Кто пишет сказки?» Ежедневное чтение литературных сказок о животных. Утренняя гимнастика со сказочными героями. Выставка книг «Сказки о животных» Настольный театр по сказкам о животных Собираем пазлы по сказкам. Игры-драматизации по сказкам. Дид. игра «Собери сказку» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в жизни ребенка» Выставка поделок из природного материала «Сказочные герои – животные» | Воспитатели | |
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные |
НОЯБРЬ 2016 г. | Тема «Волшебные сказки» | |
Составление буклета для родителей «Художественная литература для домашнего чтения» Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми) Беседа «Кто рисует иллюстрации к сказкам?» Ежедневное чтение волшебных сказок Утренняя гимнастика со сказочными героями. Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок) Выставка книг «Волшебные сказки» Настольный театр «Василиса Прекрасная» Драматизация волшебных сказок (по выбору) Дид. упражнения «Расскажи сказку по сюжетной картинке» Выставка рисунков «Рисуем волшебную сказку» | Воспитатели | |
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные |
ДЕКАБРЬ 2020 г. | Тема «Зимняя сказка» | |
Украшение группы «Зимняя сказка» (совместно с родителями) Изготовление игрушек и поделок (родители совместно с детьми Просмотр иллюстраций к сказкам Ежедневное чтение сказок на зимнюю тему Утренняя гимнастика со сказочными героями. Слушание аудио-сказок Г.Х. Андерсена Выставка книг Г.Х. Андерсена Настольный театр «Гадкий утенок» Кукольный театр «Снежная королева» Составление презентации «Волшебство зимней сказки» Конструирование из бумаги «Зима в сказках Андерсена» Праздник Новогодняя сказка | Воспитатели | |
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные |
ЯНВАРЬ 2021 г. | Тема «Сказки А.С.Пушкина» | |
Просмотр иллюстраций к сказкам Ежедневное чтение сказок на зимнюю тему Слушание отрывков из сказок А.С.Пушкина Выставка книг «Сказки Пушкина» Виртуальная библиотека. Кукольный театр «Снежная королева» Виртуальная экскурсия «В гостях у сказки» Викторина по сказкам А.С.Пушкина | Воспитатели |
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные |
ФЕВРАЛЬ 2020 г. | Тема «Сказочные герои – все такие разные» | |
Беседа «Необычные сказочные герои» Изготовление масок и атрибутов к сказкам (родители совместно с детьми) Ежедневное чтение сказок Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок) Выставка книг «Необычные сказочные герои» Настольный театр (по выбору детей) Драматизация сказок (по выбору) Дид. упражнения «Расскажи сказку по сюжетной картинке» Развлечение «Как на масленой неделе» | Воспитатели |
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные |
Тема «Сказки Ш.Перро и братьев Гримм» | ||
МАРТ 2020 г. | Беседа «Литературная сказка» Изготовление книжек-малышек к сказкам (родители совместно с детьми) Викторина по сказкам Ежедневное чтение сказок Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок) Выставка книг «Сказки Ш.Перро» Настольный театр «Бременские музыканты» Драматизация сказок (по выбору) Дид. упражнения «Расскажи сказку по сюжетной картинке» Выставка детских работ «Мой любимый сказочный герой» | Воспитатели |
Сроки | Содержание деятельности с детьми | Ответственные |
АПРЕЛЬ 2017 г. | Тема «Что такое хорошо, а что такое плохо (поучительные сказки)» | |
Беседа «Какой смысл таят сказки» Беседа «Добро и зло в сказках» Ежедневное чтение сказок поучительного характера Слушание аудио-сказок (создание аудиотеки сказок) Выставка книг по теме Кукольный театр (по выбору) Театр представление по сказкам Дид. упражнения «Назови и расскажи сказку по картинке» Выставка работ «Что такое хорошо, а что такое плохо» | Воспитатели |
3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ
Сроки МАЙ 2021г. | Содержание деятельности с детьми | Ответственные Воспитатели |
Подведение итогов. Оформление проектной папки. Оценка этапов реализации проекта воспитанников. Презентация проекта. | ||
Итоговое мероприятие – театрализованное представление детей старшего возраста для воспитанников младшего дошкольного возраста |
Работа над проектом распланирована на 3 этапа.
Этап | Участники | Цель |
1 этап: информационно-подготовительный | Работа с педагогами |
|
Взаимодействие с родителями |
| |
Образовательная деятельность с воспитанниками |
| |
2 этап: организационно - практический | Работа с педагогами |
|
Взаимодействие с родителями |
| |
Образовательная деятельность с воспитанниками |
сказке через различные виды деятельности;
| |
3 этап: итоговый | Работа с педагогами |
|
Взаимодействие с родителями |
| |
Образовательная деятельность с воспитанниками |
|
4.Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
- Педагоги
- Родители
- Дети
- Музыкальный руководитель
Материально-техническая база:
Предметно-пространственная среда отвечает современным требованиям и содержит:
- центр книги в группе;
- уголок театрализации;
- уголок ряженья;
- наглядный и демонстрационный материал: альбомы, презентации, иллюстрации, фотографии картины писателей и поэтов;
- библиотека книг литературных и русских народных сказок;
- ТСО.
Методическое:
- теоретическая и методическая литература;
- периодическая печать;
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
- сайт дошкольного учреждения;
- фотоотчёты;
- публикации в журналах.
5.Содержание деятельности
Работа с детьми
Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи выбрано приоритетное направление – знакомство дошкольника с художественным словом.
Художественное слово помогает ребёнку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащая новыми понятиями и представлениями.
Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, формирует нравственные начала.
Сказка как художественное произведение является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.
Научившись сопереживать с героями сказок, дети постепенно начинают замечать настроение близких и окружающих людей. И у дошкольников начинают пробуждаться гуманные чувства: способность проявить заботу и доброту, протест против несправедливости и т.д.
Художественное слово сказок, в котором заключена глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, помогает ребёнку понять красоту звучащей родной речи и одновременно формирует его эстетические представления.
На первом этапе реализации проекта было проведено педагогическое обследование знаний русских народных и литературных сказок детей старшего дошкольного возраста(28 детей). Результаты обследования следующие:
20% детей могут определять добро и зло, оценивать поступки героев, симпатизировать одним героям и осуждать неблаговидные поступки других героев, давать советы, рекомендации. Дети проявляют большое тяготение к рифме. Они достаточно легко запоминают литературные сказки А.С Пушкина, К.Чуковского и С.Михалкова, С.Маршака. Охотно подбирают и рифмуют слова, при этом уже начинают обращать внимание на смысловое значение. Умеют различать русские народные и литературные сказки.
Наряду с этим, большая часть детей имеют низкий объём знаний по данным вопросам.
Дети затрудняются в ответах на вопросы о жанровом своеобразии произведения, путают понятия литературная сказка и народная сказка, не осознают некоторые свойства речевой выразительности ( многозначность слова, сравнение, усиление и т.д.
Некоторые из детей не умеют передавать своё эмоциональное отношение в выразительном чтении, проникать в поэтическое настроение.
Результаты данного обследования показывают, что работа по развитию навыков чтения и слушания сказок с целью их эстетического воспитания должна быть продолжена и углублена в целостной взаимосвязанной системе.
6.Заключение
Реализация данного проекта позволит
- использовать сказки в активной речи детей;
- создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующей приобщению детей к сказке;
- сформировать познавательный интерес у детей, расширить представление о художественной литературе;
- воспринимать произведения художественной литературы, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения;
- вовлечь дошкольников в творческую деятельность;
- привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе.
Информационные ресурсы:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М., 2010.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие творческого мышления через сказку. - М., 2015.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. от рождения до школы.// Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М., Просвещение, 2016.
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. - М.: Просвещение, 2005.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2005.
- Ивянская И. Мир жилища. - М: Дограф, 2000.
- Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Арти, 2005.
- Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Сфера, 2007.
- Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей: Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения. - М.: Вентана-Граф, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Формирование художественно – эстетического интереса у детей через использование сказок (во второй младшей группе).
1. Цели: Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. 2. Задачи:·...
Итоговое занятие по проекту: «Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы» «Волшебный мир сказок В.Г. Сутеева»
quot;Волшебный мир сказок В.Г.Сутеева" Итоговое занятие по пректу: "Формирование и развитие связной речи дошкольников через использование художественной литературы" вторая младшая груп...
Проект: «Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование флипбук «FLIPBOOK»»
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к книге, закла...
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Лаборатория грамотности»
Выступление на семинаре...
формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»
Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...
Статья "Читательское развитие старших дошкольников через сотрудничество ДОУ и детской библиотеки"
https://edu-time.ru/pub/137578...