Проект: «Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование флипбук «FLIPBOOK»»
проект по развитию речи (старшая группа)
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя. Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности, а также способствующих развитию внимания, памяти, речевой активности, творческого воображения, познавательной мотивации является использование флипбука «FLIPBOOK».
«FLIPBOOK» (флипбук) – буквально переводится «книга для перелистывания», которая имеет книжный формат малого размера с уникальной ориентацией страниц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_syazi_m.n.docx | 94.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Салемальский детский сад «Золотая рыбка»
Конкурс
«Ярмарка педагогических идей и проектов»
Номинация:
«Создание условий для формирования навыков читательской и математической грамотности у детей дошкольного возраста»
Педагогический проект
«Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование флипбук «FLIPBOOK»»
Подготовила: Сязи М.Н., воспитатель
с. Салемал 2021г.
Название проекта: «Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование флипбук «FLIPBOOK»»
Срок реализации проекта:
Продолжительность проекта: 10 месяцев
Начало реализации проекта: сентябрь 2021 г.
Планируемое окончание проекта: июнь 2022 г.
Целевые группы
дошкольники старшего дошкольного возраста с 5 до 6 лет, родители, педагоги
Введение
Актуальность
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, у него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя. Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности, а также способствующих развитию внимания, памяти, речевой активности, творческого воображения, познавательной мотивации является использование флипбука «FLIPBOOK».
«FLIPBOOK» (флипбук) – буквально переводится «книга для перелистывания», которая имеет книжный формат малого размера с уникальной ориентацией страниц.
Новизна данного проекта заключается в том, что использование «FLIPBOOK» не только закладывает основы читательской грамотности дошкольников, но также закладывает первоначальные навыки исследовательской или самостоятельной деятельности детей, и может быть использован при реализации любой из образовательных областей.
Цель проекта:
Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование «FLIPBOOK».
Задачи проекта:
Для дошкольника:
- развивать читательскую грамотность, познавательный интерес, творческие и логические мышления посредством использования «FLIPBOOK»;
- организовать РППС в детском саду для читательской активности детей;
Для педагогов:
- изучить научно-методическую литературу по теме проекта читательской грамотности старших дошкольников через использование «FLIPBOOK»;
- внедрить «FLIPBOOK» в образовательный процесс детского сада;
- повысить профессиональную компетентность педагогов;
Для родителей:
- сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам читательской грамотности дошкольников;
- организация взаимодействия с семьями воспитанников на основе совместной деятельности дети-родители-воспитатели с применением «FLIPBOOK».
Вид проекта: творческий, познавательный, речевой, поисковый
Формы работы:
-образовательная деятельность;
-совместная деятельность;
-индивидуальная деятельность;
-игровая деятельность;
-творческая деятельность.
Метод: словесный, практический, наглядный
Необходимые условия реализации проекта:
-заинтересованность педагогов к средству «FLIPBOOK»
-применение «FLIPBOOK» во время НОД, мероприятий, свободной деятельности
Основная часть
Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.
О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
В связи с этим, было решено разработать и внедрить проект по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста через «FLIPBOOK».
«FLIPBOOK» (флипбук) – буквально переводится «книга для перелистывания», которая имеет книжный формат малого размера с уникальной ориентацией страниц. Размеры флипбука имеет примерно 8х12 см., что позволяет уместить книгу на ладони. В книжку собираются материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить пройденный материал, осмыслить содержание темы, провести исследовательскую работу, в процессе которого дети участвуют в поиске, анализе и сортировке информации.
Флипбук -информативен, функционален, способствует развитию творчества, воображения, вариативный, приобщает и формирует читательскую грамотность.
Работа с «FLIPBOOK» (флипбуком) позволяет реализовать принципы партнерской деятельности взрослого с детьми с особыми образовательными потребностями, обеспечивает включенность воспитателя и родителя наравне с дошкольниками, добровольное присоединение воспитанников к интересному делу, свободное общение и перемещение участников во время работы, открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Этапы реализации проекта:
1 этап: Организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь 2021 г.);
2 этап: Основной (ноябрь 2021 г.-май 2022 г.);
3 этап: Обобщающий (май-июнь 2022 г.)
Организационно-подготовительный | 1.Изучение, анализ и обобщение методической литературы по теме «FLIPBOOK». 2.Определение содержания деятельности всех участников проекта. 3.Создание образовательной ситуации и среды. 4. Разработка консультаций и бесед для родителей на тему «FLIPBOOK» и его значение для детей». |
Основной | 1.Реализация основного этапа проектной деятельности: 2.Сотрудничество с родителями (законными представителями). |
Обобщающий | 1. Анализ и оценка результатов проекта; - диссеминация опыта по применению «Формирование читательской грамотности старших дошкольников через использование «FLIPBOOK»». - публикация отчетов по работе на сайте ДОУ; - определение новых перспектив; -мастер-класс для родителей «Флипбук»-средство для развития читательской грамотности. |
План работы
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1.Организационно-подготовительный этап (сентябрь-октябрь 2021 г.) | |||
1. | Изучение методической литературы по организации читательской грамотности, через средство «FLIPBOOK»; опыта других педагогов по применению читательской грамотности старших дошкольников в образовательной деятельности; | сентябрь | Воспитатели старшей группы |
2. | Планирование реализации проекта. | сентябрь | Воспитатели старшей группы |
3. | Доведение информации до родителей, познакомить с флипбуком. | октябрь | Воспитатели старшей группы |
Основной (ноябрь 2021 г.-май 2022 г.) | |||
4. | Реализация основного этапа проектной деятельности: -разработка модели флипбука; -апробация флипбука; -практическое применение в педагогической деятельности воспитателей; | Ноябрь-апрель 2022 | Воспитатели старшей группы |
5. | Консультация для педагогов «Флипбук»-средство работы с детьми дошкольного возраста по формированию читательской грамотности. | Ноябрь 2021 | Воспитатели старшей группы |
6. | Педагогическая гостиная «Флипбук»-средство развития творчества и связной речи. | Февраль 2022 | Воспитатели старшей группы |
7. | Мастер-класс для родителей «Изготовление флипбука по теме «Моя страна» | Март 2022 | Воспитатели старшей группы |
Обобщающий этап (май-июнь 2022) | |||
9. | Анализ и оценка результатов проекта; - диссеминация опыта по применению «Формирование читательской грамотности старших дошкольников через способ «FLIPBOOK»». - публикация отчетов по работе на сайте ДОУ; - определение новых перспектив; | Воспитатели старшей группы |
Ожидаемые результаты:
В процессе реализации проекта дошкольники:
-закрепят определенные темы;
- обогатят словарный запас;
-развивают читательскую грамотность;
-развивают творчество, мышление, память
В процессе реализации проекта родители:
-объединяться с детьми, а также помогут выявить проблемы во взаимоотношении и воспитания детей;
В процессе реализации проекта воспитатели:
-выявят и поддержат талантливых детей;
-повысят профессиональную компетентность.
Перспективы дальнейшего развития:
Данный проект могут применять не только педагоги дошкольной образовательной организации, но и родители и педагоги школы.
Ресурсы:
-Кадровые: воспитатели
-Материально-технические: бумага А4, цветные карандаши, краски акварельные, простые карандаши, степлер, скобы
-Интеллектуальные: интернет-ресурсы, методическая литература, диагностика.
Смета проекта:
Расходные материалы | Количество | Стоимость | Сумма |
Бумага А4 | 1 пачка | 230 р | 230 р |
Цветные карандаши | 4 пачек | 200 р. | 800 р. |
Краски акварельные | 5 пачек | 350 р. | 1700 р. |
Степлер | 1 шт. | 650 р. | 650 р. |
Скобы | 2 шт. | 100 р. | 200 р. |
ИТОГО: | 3580 р. |
Возможные проблемы и риски
В данном проекте можно выделить следующие возможные проблемы, риски и действия по минимизации неблагоприятных факторов.
Условия возникновения | Методы устранения |
На уровне организации: - отсутствие опыта работы некоторых педагогов с Флипбук | - участие в дистанционных вебинарах, мастер – классах по теме проекта; |
На уровне содержания: - недостаточное методическое обеспечение. | - приобретение необходимых методических пособий по теме данного проекта. |
Заключение
ФЛИПБУК – это собирательный образ мнемотаблицы, плаката и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения читательской грамотности.
Литература
1.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. 2010 г
2.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду . 2011г
3. Чиндилова, О. В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования «[Монография] / О. В. Чиндилова. М.: Баласс, 2010.
4. Ковалева Г. С., Красновский Э. А. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA–2000г.
5. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015.
6. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Формирование читательского интереса старших дошкольников через чтение и слушание сказок»
Проект «Формирование читательского интереса старших дошкольников через чтение и слушание сказок»...
«Формирование читательской грамотности старших дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»...
Формирование функциональной грамотности старших дошкольников через использование разнообразных видов драматизации.
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в различных сферах де...
Мастер- класс «Формирование читательской грамотности старших дошкольников».
Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Проводниками юных читателей в мир большой литературы являются взрослые. Станет ли ребенок ...
Формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через практику «Лаборатория грамотности»
Выступление на семинаре...
формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»
Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья содержит в себе материал по развитию читательской грамотности у детей старших дошкольников....