Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей подготовительной к школе группы ДОУ
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей подготовительной к школе группы ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4l.t.-nasekomye-podg.gr_.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема "Насекомые" (подготовительная группа)

Утренний сбор детей

(игры)

Динамическая пауза

(развитие общей моторики)

«Подбери слова-действия» 

(не менее трех действий):

Бабочка – (летает, порхает, садится на цветок…).

Жук – (бегает, машет крыльями, летает…).

Муха – (летает, жужжит, ест сладкое…).

Улитка – (ползает, передвигается, шевелит усиками…).

Гусеница – (ищет пищу, ест листья, сгибается…).

«Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся,  (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться) 

Взвился вверх и полетел,  (руки вверх, вправо, влево) 

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (покружиться)

Пальчиковая гимнастика

(развитие мелкой моторики)

Дыхательная гимнастика

Жук  жужжит, (дети загибают пальцы на правой руке, рассказывая)

Звенит комар,

Ищет бабочка нектар,

Муравей несет травинку,

А паук сплел паутинку.

(пальцы правой руки сжимают в кулак)

Стрекоза вокруг летает,

(делают небольшие круговые движения указательного пальца левой руки вокруг сжатых в кулак пальцев правой руки)

Насекомых всех хватает.

Разлетайтесь, разбегайтесь,

В лапки ей не попадайтесь!

(резко разжимают кулак)

«Комарик»

Ребёнок сидит, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вздохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик [з], быстро вернуться в исходное положение; новый вдох и поворот в другую сторону.

Артикуляционная гимнастика

(развитие артикуляционной моторики)

Мимическая разминка

(развитие мимических мышц)

Упр. для мышц кончика языка «Бабочка»

«Бабочка-красавица, над полянкой пляшет-

Крылышками машет»

(Упр. «Качели» - 8 раз)

Упр. для мышц языка «Шмель»

«Если на цветок шмель сел-

Значит, он нектар там ел.

А потом он всем сказал:

«Очень вкусный был нектар!»

(«Упр. «Вкусное варенье» - 5 раз)

«Сморщить и растянуть лицо»

нахмурить лоб и брови, насупиться. На лбу при этом образуются вертикальные морщины;

радостно и восхищенно вскинуть брови. На лбу при этом должны образоваться горизонтальные морщины.

Речевая зарядка

Скороговорки

Упражнение «Кузнечики»

Дети показывают руками и говорят:

Прыг-скок по ладошке,

Прыг-скок по ручке,

Прыг-скок по ножке,

Прыг-скок по коленям,

Прыг-скок по соседям.

По бокам — хлоп-хлоп! На головку — скок!

Ж

Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится.

П, ч

У пчелы, у пчелки почему нет челки?

Отвечаю почему: - Челка пчелке ни к чему.

Г

Гусеницам грусть: сгрыз грызун груздь.

Ж

Жук с жучихой не тужили,

Крепка с буквой Ж дружили.

Буква Ж к ним приходила,

Их жучат жужжать учила.

Чистоговорки

Стихотворения

КИ – КИ – КИ - ползают жуки

ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк                                                                              

ЛА – ЛА – ЛА - мохнатая пчела

ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела  

ЦУ – ЦУ – ЦУ – пчела собирает пыльцу

Вот две бабочки летят.

Рассказать тебе хотят,

Что вчера ещё в траве

Были гусеницы две.

Но из гусениц ленивых

Превратились вдруг в красивых

Пёстрых маленьких принцесс.

На лугу полно чудес!

Считалка

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я летаю и жужжу!

Я – большой веселый шмель,

Мне жужжать весь день не лень!

Ты ко мне не подходи,

А иди-ка, поводи!

Загадки

Зрительная гимнастика

Пролетела мимо уха

Вроде муха, но не муха

Эта муха не жужжала

У нее, ребята, жало

Коль ужалит, будет «ай»

Кто же это отгадай! —

Муха с жалом? –

Чудеса! Знают все это – (Оса)!

 

 На цветок пахучий

Сел цветок летучий. (Бабочка)

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки)

На травинке возле ног

Заметался огонёк,

Но недолго он горел —

Вместе с ветром улетел. (Мотылёк)

«Две бабочки»

Две бабочки летели (Быстро моргать глазками)

Друг на друга посмотрели, (Посмотреть на кончик носа)

И к цветочку вместе полетели (Движения глазами влево-вправо)

«Бабочки»

В поле бабочки летают (Широко открыть и закрывать глаза)

Крылья пёстрые мелькают  (Круговые движения)

Раз - два - три - четыре  (Часто моргать глазками,)

Полетели, закружились  (Затем закрыть глаза)

Рече-двигательные упражнения

Массаж (лица, ушей и т.д.)

Упражнения на координацию «Как у наших у ворот»

Как у наших у ворот, (Дети стоят, ладони перед собой)

Муха песенку поет. (Хлопки)

Комар музыку ведет. (Изображают игру на балалайке)

Стрекоза плясать пошла, (Руки на поясе, повороты туловище)

Муравья с собой взяла.

- Муравейка, милый мой, (Ритмичные хлопки)

Попляши- ка ты со мной. (Выставляют ногу вперед на пятку)

- Я уж рад поплясать, (Ритмичные хлопки)

Да уж очень я устал. («Вытирают пот» рукой со лба)

Массаж рук «Божья коровка»

Божья коровушка, («Пробегают» пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу)

Полети на облышко,                

Принеси нам с неба, («Пробегают пальцами по правой руке)

Чтобы были летом

В огороде бобы, (Поглаживают правой ладонью левую руку от кисти к плечу)

В лесу ягоды, грибы,  

В роднике водица, (Также поглаживают правую руку)

Во поле пшеница.      

(Русская народная приговорка)

Игры (на развитие

фонетико-фонематического восприятия)

Игры (на развитие

лексико-грамматического строя речи)

«Слушай и выбирай»

Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

«Верно – неверно»

Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

«Сосчитай до пяти»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал:

Один кузнечик —.

Одна бабочка —.

Одна муха —.

Одна стрекоза —.

Одно насекомое —.

Один жук  —.

Психоэмоциональные и

релаксационные упражнения

Чтение художественной литературы

(развитие связной речи)

«Согреем бабочку»

Цель: достичь релаксации через дыхательные техники.

     Процедура проведения. Дети сидят в кругу на стульях. Ведущий показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Психолог рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

А. Барто «Мы не заметили жука».

К.Чуковский «Тараканище».

А.А.Усачев «Божья коровка».

К.Чуковский «Муха-цокотуха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический опыт«Развитие мыслительных способностей у детей подготовительной к школе группе посредством логико-математических игр и упражнений».

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...

Дидактические игры и упражнения для развития речи и звукопроизношения детей 3-4 лет.

Развитие речевого дыхания Игра «Чей пароход лучше гудит?» Краткое описаниеКаждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. ...

Комплексное занятие по развитию речи и конструированию в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Зимующие птицы»

Комплексное занятие  по развитию речи и конструированию в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР на тему  "Зимующие птицы»....

Итоговая Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Речевое развитие» (Развитие речи, Окружающий мир) в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в мир Любознательных»

Итоговая Непосредственно образовательная деятельность  по ОО  «Речевое развитие»  (Развитие речи,   Окружающий мир) в  подготовительной к школе группе       ...

Развивающие игры В.В.Воскобовича как средство развития образного мышления у детей подготовительной к школе группы

Разработка и реализация проектно- исследовательской деятельности  детей подготовительной к школе группы ДОО с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича, способствующая развитию у них образно...

Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство развития образного мышления у детей подготовительной к школе группы ДОО.

Дошкольное детство - это важнейший этап в развитии человека, сензитивный период для становления многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анал...