Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей подготовительной к школе группы ДОУ
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Игры и упражнения по развитию речи на тему "Насекомые" для детей подготовительной к школе группы ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4l.t.-nasekomye-podg.gr_.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема "Насекомые" (подготовительная группа)
Утренний сбор детей (игры) | Динамическая пауза (развитие общей моторики) |
«Подбери слова-действия» (не менее трех действий): Бабочка – (летает, порхает, садится на цветок…). Жук – (бегает, машет крыльями, летает…). Муха – (летает, жужжит, ест сладкое…). Улитка – (ползает, передвигается, шевелит усиками…). Гусеница – (ищет пищу, ест листья, сгибается…). | «Бабочка» Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево) Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (покружиться) |
Пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики) | Дыхательная гимнастика |
Жук жужжит, (дети загибают пальцы на правой руке, рассказывая) Звенит комар, Ищет бабочка нектар, Муравей несет травинку, А паук сплел паутинку. (пальцы правой руки сжимают в кулак) Стрекоза вокруг летает, (делают небольшие круговые движения указательного пальца левой руки вокруг сжатых в кулак пальцев правой руки) Насекомых всех хватает. Разлетайтесь, разбегайтесь, В лапки ей не попадайтесь! (резко разжимают кулак) | «Комарик» Ребёнок сидит, ногами обхватив ножки стульчика. Руки на поясе. Нужно вздохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик [з], быстро вернуться в исходное положение; новый вдох и поворот в другую сторону. |
Артикуляционная гимнастика (развитие артикуляционной моторики) | Мимическая разминка (развитие мимических мышц) |
Упр. для мышц кончика языка «Бабочка» «Бабочка-красавица, над полянкой пляшет- Крылышками машет» (Упр. «Качели» - 8 раз) Упр. для мышц языка «Шмель» «Если на цветок шмель сел- Значит, он нектар там ел. А потом он всем сказал: «Очень вкусный был нектар!» («Упр. «Вкусное варенье» - 5 раз) | «Сморщить и растянуть лицо» нахмурить лоб и брови, насупиться. На лбу при этом образуются вертикальные морщины; радостно и восхищенно вскинуть брови. На лбу при этом должны образоваться горизонтальные морщины. |
Речевая зарядка | Скороговорки |
Упражнение «Кузнечики» Дети показывают руками и говорят: Прыг-скок по ладошке, Прыг-скок по ручке, Прыг-скок по ножке, Прыг-скок по коленям, Прыг-скок по соседям. По бокам — хлоп-хлоп! На головку — скок! | Ж Жужжит-жужжит жужелица, да не кружится. П, ч У пчелы, у пчелки почему нет челки? Отвечаю почему: - Челка пчелке ни к чему. Г Гусеницам грусть: сгрыз грызун груздь. Ж Жук с жучихой не тужили, Крепка с буквой Ж дружили. Буква Ж к ним приходила, Их жучат жужжать учила. |
Чистоговорки | Стихотворения |
КИ – КИ – КИ - ползают жуки ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк ЛА – ЛА – ЛА - мохнатая пчела ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела ЦУ – ЦУ – ЦУ – пчела собирает пыльцу | Вот две бабочки летят. Рассказать тебе хотят, Что вчера ещё в траве Были гусеницы две. Но из гусениц ленивых Превратились вдруг в красивых Пёстрых маленьких принцесс. На лугу полно чудес! |
Считалка | |
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я летаю и жужжу! Я – большой веселый шмель, Мне жужжать весь день не лень! Ты ко мне не подходи, А иди-ка, поводи! | |
Загадки | Зрительная гимнастика |
Пролетела мимо уха Вроде муха, но не муха Эта муха не жужжала У нее, ребята, жало Коль ужалит, будет «ай» Кто же это отгадай! — Муха с жалом? – Чудеса! Знают все это – (Оса)!
На цветок пахучий Сел цветок летучий. (Бабочка) На большой цветной ковёр Села эскадрилья — То раскроет, то закроет Расписные крылья. (Бабочки) На травинке возле ног Заметался огонёк, Но недолго он горел — Вместе с ветром улетел. (Мотылёк) | «Две бабочки» Две бабочки летели (Быстро моргать глазками) Друг на друга посмотрели, (Посмотреть на кончик носа) И к цветочку вместе полетели (Движения глазами влево-вправо) «Бабочки» В поле бабочки летают (Широко открыть и закрывать глаза) Крылья пёстрые мелькают (Круговые движения) Раз - два - три - четыре (Часто моргать глазками,) Полетели, закружились (Затем закрыть глаза) |
Рече-двигательные упражнения | Массаж (лица, ушей и т.д.) |
Упражнения на координацию «Как у наших у ворот» Как у наших у ворот, (Дети стоят, ладони перед собой) Муха песенку поет. (Хлопки) Комар музыку ведет. (Изображают игру на балалайке) Стрекоза плясать пошла, (Руки на поясе, повороты туловище) Муравья с собой взяла. - Муравейка, милый мой, (Ритмичные хлопки) Попляши- ка ты со мной. (Выставляют ногу вперед на пятку) - Я уж рад поплясать, (Ритмичные хлопки) Да уж очень я устал. («Вытирают пот» рукой со лба) | Массаж рук «Божья коровка» Божья коровушка, («Пробегают» пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу) Полети на облышко, Принеси нам с неба, («Пробегают пальцами по правой руке) Чтобы были летом В огороде бобы, (Поглаживают правой ладонью левую руку от кисти к плечу) В лесу ягоды, грибы, В роднике водица, (Также поглаживают правую руку) Во поле пшеница. (Русская народная приговорка) |
Игры (на развитие фонетико-фонематического восприятия) | Игры (на развитие лексико-грамматического строя речи) |
«Слушай и выбирай» Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку. «Верно – неверно» Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. | «Сосчитай до пяти» Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме. Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5. Лексический материал: Один кузнечик —. Одна бабочка —. Одна муха —. Одна стрекоза —. Одно насекомое —. Один жук —. |
Психоэмоциональные и релаксационные упражнения | Чтение художественной литературы (развитие связной речи) |
«Согреем бабочку» Цель: достичь релаксации через дыхательные техники. Процедура проведения. Дети сидят в кругу на стульях. Ведущий показывает воображаемую бабочку, рассказывает, что она замерзла и не может взлететь. Предлагает согреть ее своим дыханием. Дети дышат на ладошки. Психолог рассказывает, что бабочка согрелась и ее надо сдуть с ладошки. Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки. | А. Барто «Мы не заметили жука». К.Чуковский «Тараканище». А.А.Усачев «Божья коровка». К.Чуковский «Муха-цокотуха». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогический опыт«Развитие мыслительных способностей у детей подготовительной к школе группе посредством логико-математических игр и упражнений».
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...
Дидактические игры и упражнения для развития речи и звукопроизношения детей 3-4 лет.
Развитие речевого дыхания Игра «Чей пароход лучше гудит?» Краткое описаниеКаждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. ...
Комплексное занятие по развитию речи и конструированию в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Зимующие птицы»
Комплексное занятие по развитию речи и конструированию в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР на тему "Зимующие птицы»....
Итоговая Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Речевое развитие» (Развитие речи, Окружающий мир) в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в мир Любознательных»
Итоговая Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Речевое развитие» (Развитие речи, Окружающий мир) в подготовительной к школе группе ...
Развивающие игры В.В.Воскобовича как средство развития образного мышления у детей подготовительной к школе группы
Разработка и реализация проектно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы ДОО с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича, способствующая развитию у них образно...
Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство развития образного мышления у детей подготовительной к школе группы ДОО.
Дошкольное детство - это важнейший этап в развитии человека, сензитивный период для становления многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование работы всех анал...