педагогический опыт«Развитие мыслительных способностей у детей подготовительной к школе группе посредством логико-математических игр и упражнений».
учебно-методический материал по математике по теме
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а так же становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt.docx | 35.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта передового педагогического опыта
- Ф. И. О. автора: Степаненко Олеся Алексеевна
- Город (район): Мостовский район, поселок Мостовской
- Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад №1 Березка»
- Занимаемая должность: Воспитатель
- Педагогический стаж и квалификационная категория: Воспитатель высшей категории, педагогический стаж 10 лет.
- Тема педагогического опыта: «Развитие мыслительных способностей у детей подготовительной к школе группе посредством логико-математических игр и упражнений».
- Уровень опыта по степени новизны: на основе программы «Детство» разработала систему логико-математических игр, направленных на развитие мыслительных операций.
- Цель педагогического опыта: развитие основных умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); повышение успешности учебной деятельности детей в школе.
- Краткое описание опыта:
- Основные противоречия, решаемые в этом опыте: развивать мыслительные способности детей так, чтобы обучение и развитие было непринужденным, осуществлялось через игру;
- Основные компоненты системы работы: ознакомление с логико-математическими играми, индивидуальная работа и работа в подгруппе по закреплению правил игры; использование игр в непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию: при ознакомлении с новым материалом, при закреплении, в итоговых – в форме игрового развивающего тренинга; самостоятельная работа в «игротеке»;
- Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые в данном опыте: работа строится посредством
- игр-путешествий, непосредственно образовательной деятельности по сюжету сказок, игрового развивающего тренинга, используются проблемно-поисковые методы: постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций; моделирование, кодирование и декодирование информации, преобразование тренировочных упражнений в творчестве;
- Приемы стимулирования, контроля, взаимоконтроля и самоконтроля: продвижение по математической «лесенке успеха», сюрпризные моменты, награждение медалями, призы-задания;
- Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность: создание предметно-развивающей среды, способствующей активизации умственной деятельности детей; систематизация игр в планировании; индивидуально-дифференцированный подход, использование проблемных ситуаций постановки нестандартных заданий для стимулирования активности ребенка в игре; психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие;
- Необходимые ограничения и запреты: принудительное обучение бесполезно и даже вредно; помнить, что каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом с постоянным успехом;
- Результативностью моей работы является повышение интереса детей к математике, развитие нравственно-волевых качеств личности, умение преодолевать трудности, работать самостоятельно, планировать свою деятельность;
- Преимущество опыта заключается в том, что он позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников.
Актуальность опыта.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Интеллектуальное развитие ребенка-дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а так же становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому. Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру.
Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче, чем те, которые сопряжены «бездушными» упражнениями. Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных, воспитательных и развивающих задач.
В дидактических, развивающих играх психологи (П.П. Блонский, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и другие) и представители дошкольной педагогики (Л.И. Сорокина, Е.И. Тихеева, А.И. Усова, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко) видят возможность не только планомерно расширять знания, представления детей, но и развивать их наблюдательность, сообразительность, самостоятельность, активность мышления, развивать способности детей.
Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта: психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций!
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:
- Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).
- Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).
- Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
- Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева).
- Игры с блоками Дьенеша.
- Игры с цветными палочками Кюизенера.
Логико-математические игры специально разработаны таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применение к решению различного рода задач.
Но, несмотря на то, что доказано психологами и педагогами важность умственного развития дошкольников, возникают трудности, с которыми я сталкиваюсь при организации проведения логико-математических игр:
- Среди множества логико-математических игр различных авторов нет систематизации основанной на классификации игр по развитию основных умственных операций.
- У дошкольников отсутствовал интерес к математическому развитию, дети не умели работать самостоятельно, не уверенны в собственных силах.
- Недостаток учебного времени, то есть общая загруженность воспитателя и детей.
Отличительная особенность опыта заключается в том, что предлагаются: система логико-математических игр, основанных на классификации игр по развитию основных умственных операций; разработки итоговых игровых развивающих тренингов, на основе логико-математических игр, которые позволяют совместить игру и обучение, развитие и воспитание.
Цель опыта: развитие основных умственных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, аналогии), повышение успешности обучения детей в школе.
Основные задачи:
- Активизация умственной деятельности детей.
- Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза,
абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации. - Формирование основ творческого мышления.
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Повышение интереса детей к математике.
- Развитие и систематизация знаний, умений, представлений.
- Повышение успешности учебной деятельности детей в школе.
- Воспитание нравственно-волевых качеств личности.
Ожидаемые результаты:
- Дошкольники активно воспринимают поставленную игровую задачу, выделяют существенные признаки, сравнивают, выделяя сходства и различия, находят закономерности, обобщают их, определяют основание для классификации.
- Дети владеют способами решения игровых задач, ориентируются в знаково-символических средствах, находят способы решения познавательных задач в игре.
- Отражают в речи связи и зависимости, строят простейшие умозаключения.
- С удовольствием занимаются математической деятельностью и ощущают потребность в данной деятельности, проявляют познавательный интерес.
- Развиты элементы самоконтроля, объективной оценки своих действий и результата.
- Преодолевают трудности в ходе выполнения игровых целей, доводят начатое дело до конца, помогают сверстнику в случае необходимости.
Форма подведения итогов:
- Анализ полученных результатов на основе диагностики детей.
- Итоговые игровые развивающие тренинги.
3. Целостное описание опыта.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но умственное развитие - сложный процесс: это формирование познавательных интересов, пополнение разнообразных знаний и умений, овладение речью «Ядром» умственного развития является развитие мышления ребенка.
Мышление - это социально-обусловленный неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и затем происходит переход к мышлению. Мышление начинается там, где оказывается недостаточным или даже бессильным чувственные познания. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. В психологии распространена следующая простейшая классификация видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
Проблема развития логического мышления детей дошкольного возраста достаточно актуальна для педагогики и психологии. Этой проблемой занимались: Л.С. Выготский, А.Н Гальперин В.В. Давыдов, Э.А. Михайлова, Л.А. Венгер, А.А. Столяр.
Логическое мышление - мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные значения для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос, решить мыслительную задачу. Развитие логического мышления осуществляется через развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, объединения, классификации. Эти мыслительные операции имеют особое значение для подготовки детей к школьному обучению, они помогают быстро усвоить новые знания и умения. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить закономерности.
Работая учителем начальных классов, обучая первоклассников, я увидела, насколько легче осваивают новые знания дети, у которых развиты мыслительные операции, т.е. развито логическое мышление.
Начав работать в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста, я обратила внимание, что во время непосредственно образовательной деятельности дети затрудняются устанавливать закономерности, обобщать свойства предметов, выделять нужный признак из совокупности признаков. Зная, насколько эти умения важны для первоклассников, я поставила перед собой цель - развить мыслительные способности детей. В начале учебного года я провела диагностику освоенности детьми подготовительной к школе группы математических представлений, средств, и способов познания, используя методическое пособие З.А. Михайловой «Математика-это интересно». Результаты диагностики показали, что у большинства детей (68%) уровень освоения математических представлений и развитие логического мышления находится на среднем уровне, высоким уровнем обладают лишь 20% детей, а на низком уровне находятся 12% детей. Поставив перед собой выше указанную цель, я задумалась, как сделать так, чтобы развитие основных математических операций было непринужденным и в радость детям.
Изучив опыт работы педагогов, занимающихся проблемой развития логического мышления детей дошкольного возраста, учитывая психологические и индивидуальные особенности детей подготовительной группы, поставила следующие задачи:
- развивать у детей познавательный интерес, желание, потребность узнавать новое;
- развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
- привлечь внимание детей к качественной, количественной оценке разнообразных групп предметов;
- развивать самостоятельность воспроизводящей, воссоздающей творческой деятельности, детской инициативности;
- учить детей классифицировать предметы по различным признакам;
- познакомить с признаками, по которым происходит упорядочивание объектов, научить их обозначению;
- научить сравнивать группы по количественному составу.
Реализация данных задач необходимо осуществлять через свойственную этому возрасту деятельность - игру. Потребность в игре и желание играть у детей, использовала и направила в целях решения запланированных обучающих, развивающих, воспитательных задач. В обучении детей я стала использовать логико-математические игры, игры в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Они позволяют формировать не только элементарные математические представления, способности, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний, и их применение к решению различного рода задач.
В нашей группе я решила изменить развивающую среду, что бы каждый предмет в ней нес информацию, побуждая детей к познанию, действию. Так появилась « Игротека» - уголок логико-математических игр, который включал: обучающие игры с элементами информатики и моделирования А.А Столяра; игры на развитие конструктивного и творческого мышления комбинаторных способностей Б.П. Никитина, З.А.Михайловой; игры с блоками Дьенеша, игры со счетными палочками, игры - головоломки: «Пифагор», «Танграм» и др. Данные игры я систематизировала и составила перспективное планирование (Смотри «Приложение 4»), которое основывается на классификации игр по развитию основных умственных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификации.
Игры на развитие умения анализировать учат разложению целого на части и учат находить наиболее существенные признаки.
Игры на развитие умения синтезировать учат мысленно объединять части в единое целое.
Игры на развитие умения сравнивать учат устанавливать сходства и различия между предметами и явлениями.
Игры на развитие умения абстрагировать учат вычленять какие-либо свойства объекта, отвлекаясь от остальных.
Игры на развитие умения обобщать учат мысленно объединять предметы и явления по их общим и существенным признакам.
Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификации.
Игры на развитие умения классифицировать учат объединять предметы или явления на основе общих признаков в класс или группу.
Каждый месяц дети знакомятся с шестью играми, которые позволяют планомерно и всесторонне развивать все мыслительные операции и в целом логическое мышление.
Так научится анализировать помогают игры: «Рисует
компьютер»; «Вырасти дерево»; «Вычислительные машины»;
«Конструктор» и др.
- абстрагировать: «Какую пуговицу потерял Рассеянный»,
«Собери бусы на ниточку», «Автодром» и др.
- классифицировать: «Игры с двумя (тремя) обручами»,
«Третий лишний», «Где, чей домик», и др.
- сравнивать: «Дружат, не дружат»; «Найди пару»; «Поймай
Тройку, и др.
- обобщать: «У кого в гостях герои мультфильмов»;
«Продолжи ряд».
- синтезировать : «Дорисуй»; «Собери квадрат»; «Составь
число» игры-головоломки: «Пифагор»; «Танграм».
Применяя в своей работе выше приведенные развивающие средства, мною были разработаны этапы ознакомления детей с новой игрой. Каждый этап несет в себе определенные задачи.
Этапы знакомства детей с новой игрой
1 этап: Внесение новой игры в группу.
Цель: знакомство детей с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 этап: Собственно игра.
Цель: Развивать: логическое мышление, представление о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты объектов по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.
● Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов
● Развивать пространственные отношения
● Развивать познавательные процессы, мыслительные операции
3 Этап: Самостоятельная игра детей с развивающим материалом.
● Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию.
Запланированные игры мы используем в непосредственной образовательной деятельности, затем в совместной деятельности индивидуально или небольшими группами закрепляем правила игры.
Дети проявляют интерес, активно включаются в игру, увлекаясь ею, получают результат, что стимулирует дальнейшую заинтересованность, и мои воспитанники начали использовать логико-математические игры в самостоятельной деятельности.
Планирование логико-математических игр представляет собой интеллектуальную лестницу», а сами игры - ее «ступеньки». И на каждую из этих « ступенек» ребенок должен обязательно подняться. Если он какую-то пропустил, то дотянуться до следующей будет значительно трудней.
И поэтому, чтобы все дети прошли по этой «лестнице», я максимальное внимание уделяю детям, которым сложнее дается овладение играми. Учитывая индивидуальные способности детей, создала систему дифференцированных игр с различным уровнем сложности, что позволяет создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Ведь каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Достигая результата, дети убеждаются, что возникающие трудности преодолимы, становятся более уверенными в себе.
Во второй половине года, когда дети освоили запланированные игры, для закрепления и обобщения стала проводить игровые развивающие тренинги, которые позволяют совместить игру и обучение, развитие и
восприятие; активизировать умственную деятельность детей, развивать все мыслительные операции и творческое мышление.
Мною проводились игровые развивающие тренинги на тему: «Путешествие в космос», «Спасем жителей леса», «Кругосветное путешествие» и др. Во время тренинга дети самостоятельно, без активного участия взрослого принимали решения, выбирали задания, с учетом уровня сложности, брали на себя ответственность за выполнение выбранного задания, реализовали свои возможности на любой из игр по своему желанию.
Результаты тренинга превзошли мои ожидания.
- во-первых - это эмоции удовольствия, радость достигнутого, желание заниматься, стремление еще раз испытать себя.
- во-вторых - во время НОД удалось развить все мыслительные операции.
- в-третьих - были закреплены знания о составе числа, представление о символах, о свойствах предмета, умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги и др. темы программы.
А главное, что дети самостоятельно увлечены логико-математическими играми, успешно осваивают их, что стимулирует познавательную активность. Ведь именно в самостоятельной деятельности ребенок осознанно воспринимает задачу, целенаправленно решает ее, выбирает пути и способы достижения результата, учится соотносить цель и результат, овладевает элементами самоконтроля, адекватной оценкой своих действий и результата.
4. Результативность опыта.
В целом хочется отметить, что тесная взаимосвязь в логико-математических играх обучения и развития позволяет полнее реализовать умственные возможности дошкольников; дети научились анализировать поставленную задачу. Выделять существенные признаки, сравнивать, выделять сходство и различие на основе ориентироваться в знаково-символических средствах, строить простейшие умозаключения и отражать их в речи.
В мае провела заключительную диагностику (по З.А.Михайловой), которая показала, что уровень освоенности математических представлений и развитие логического мышления у детей повысился. Высоким уровнем освоенности обладали 40% детей, срдним-56%, низким-4%.
Также хочется отметить, что логико-математические игры позволили воспитать нравственно-волевые качества личности, дети научились доводить начатое дело до конца, помогать сверстнику в играх, преодолевать трудности, работать самостоятельно, планировать свою деятельность.
«Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ним трудно не согласиться.
- Литература.
- Д. Альтхаус, Э. Дум «Цвет, форма, количество.», Москва,
Просвещение, 1984г. - О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает», Москва,
Просвещение, 1991 г. - М.В. Кралина «Логика», Екатеринбург, У-Фактория,2000г.
- З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-
Петербург, Детство-пресс,2001г. - З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина «Математика - это интересно»,
Санкт-Петербург, Детство-пресс,2004г. - М.Ф. Моисеева, А.И. Федорова «Сказочная угадайка» (конспекты
занятий). - Б.П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры»,
Москва, Просвещение, 1991 г.
- «Игралочка» Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию мелкой моторики рук и формированию творческого мышления у детей подготовительной к школе группы посредством пластилинографии
Перспективный план для подготовительной группы по пластилинографии...
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД «Путешествие к животным жарких стран» по развитию познавательных способностей для детей подготовительной к школе группы
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НОД«Путешествие к животным жарких стран»по развитию познавательных способностейдля детей подготовительной к школе группы Цель: Развитие познавательных с...
Развитие певческих навыков у детей подготовительной к школе группы посредством здоровье сберегающих технологий
Представляю вашему вниманию методическую разработку, которая поможет систематизировать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укреплению психологичкского и физического...
Психолого - педагогический проект "Формирование школьной мотивации у детей подготовительной к школе группы посредством сказкотерапии"
Психолого - педагогический проект будет интересен педагогам - психологам ДОУ, а также воспитателям подготовительных к школе групп....
Занятие по развитию познавательных способностей для детей подготовительных к школе групп «Мы будущие первоклассники»
Занятие предназначено для детей подготовителҗных к школе групп по подготовке к школе. Упраңнение на развитие мелкой моторики рук, вообраңение, внимания, ассоөиативных связей....
Консультация для родителей Тема: «Развитие математических способностей у детей подготовительной к школе группы». Воспитатель: Гладкова Л.И.
Консультация для родителейТема: «Развитие математических способностей у детей подготовительной к школе группы». Воспитатель: Гладкова Л.И. ...
Образовательный проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей подготовительной к школе группы «Школа умного карандаша»
Образовательный проект по развитию графомоторных навыков, пространственных представлений и творческих способностей у детей подготовительной к школе группы «Школа умного карандаша...