Тема: Обучение дошкольников пересказу.
статья по развитию речи
В данной статье рассматриваются методика обучения пересказу в разных возрастных группах и типичная структура пересказа, рассмотрен метод мнемотехники при обучении пересказу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей пересказу.
Как известно, пересказ - самая первая ступень в формировании навыков монологической речи. Пересказ текста имеет важное значение в процессе развития ребенка и часто применяется в НОД в дошкольных учреждениях с целью подготовки детей к школе.
Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе учитываются следующие требования: произведения должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков; иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий. Особое значение имеет динамичность сюжета.
При пересказе у дошкольников наблюдается ряд трудностей:
- дети хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст;
- дети подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку;
- если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;
- дети не всегда могут передать диалог героев с помощью косвенной речи.
Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. В зависимости от возрастной группы перед детьми ставятся разные задачи:
Методика обучения пересказу в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.
Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова (Посадил дед что? – Репку. – Выросла репка какая?). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые дети отвечают сами целым предложением («Жили-были. Кто жили-были? Дед да баба? – Жили-были дед да баба).
Уже во второй младшей группе педагог побуждает детей следить за развитием действия в сказке, рассказе; называть и сочувствовать героям произведения, отвечать на вопросы по тексту, произносить отдельные слова либо предложения, постепенно подводя к его воспроизведению. Эта работа ведется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Запоминанию помогает драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).
В средней группе начинаем вести работу над умением пересказывать не только знакомые произведения, но и короткие сказки и рассказы, которые впервые прочитываются на занятии, работаем над выразительностью передачи диалогов персонажей.
Для пересказа можно использовать русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок» и др.
Ребенку в возрасте 4-5 лет ещё сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц). Внимание детей привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к средствам выразительности
Каждый пересказ детей оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны и недостатки, даются конкретные советы.
В старшей группе, в беседе, помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, используются приемы привлечения внимания детей к языку произведения, к характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям. Большое место в беседе занимает подготовка детей к выразительному пересказу: определяются общий тон пересказа, интонационная выразительность. Дети могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы.
В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», В. Осеевой «Синие листья», Н. Калининой «Про снежный колобок» и др.
В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем, и план, составленный им вместе с детьми.
Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: воспитатель заранее выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди. Дети вместе с воспитателем, а затем самостоятельно договариваются, в каком месте следует останавливаться. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям. В случаях затруднения детей, как и в предыдущей группе, используются вспомогательные вопросы (преимущественно после пересказа, чтобы не нарушать его целостности и плавности), подсказ нужных слов или фраз, исправление ошибок.
В подготовительной к школе группе значительно усложняется литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами у детей формируется умение воспроизводить и несложные описания. Они пересказывают русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Просто старушка».
Особого внимания воспитателя в этой группе требует обучение пересказу поэтических описаний природы. Подготовка детей к пересказу тесно связана с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов.
В этой группе применяются выборочный пересказ (интересные в языковом отношении фрагменты, намеченные воспитателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными
К оценке пересказов привлекаются дети. Повышаются требования к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы с текстом, обнаруживают пропуски, при оценке пересказов опираются на определенные критерии: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности.
Типичная структура пересказа:
1. Предварительная беседа. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала и т.д.).
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
3. Подготовительная беседа (анализ произведения). Цели ее: уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов), привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы), активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).
4. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. При этом уместна установка на пересказ, например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым.
5. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
6. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя.
Можно использовать такие виды пересказа как:
− Пересказ по иллюстрациям;
− Пересказ с использованием фланелеграфа;
− Пересказ по серии сюжетных картин;
− Пересказ по ролям;
− Пересказ по частям;
− Пересказ по плану, составленному с детьми или предложенному воспитателем;
− Пересказ по мнемотаблицам.
7. Анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно)
Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения.
Данная структур характерна для пересказов несложных, коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа (установлено, что отсроченные во времени пересказы более полны, последовательны и связны). Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое им произведение, проводят беседу по его содержанию, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей.
Более подробно рассмотрим метод мнемотехники и пересказ по мнемотаблицам.
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Н-р, « Каждый охотник …»
Приёмы мнемотехники осваиваются детьми постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям.
- сначала с детьми осваиваются мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое изображение;
- затем совместно с детьми осваиваются мнемодорожки в виде коллажей, состоящих из четырех несложных изображений.
- мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, т.к. надо запомнить больший объем информации.
При планировании пересказа детьми младшего возраста с опорой на мнемотаблицу, следует учитывать, что у детей данного возраста в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята желтого цвета, мышка серая, солнышко желтое и красное и т. д. Поэтому лучше всего детям предлагать цветные мнемотаблицы. А чем старше возраст, тем более схематичным может становиться изображение в мнемотаблице.
Для того, чтобы дети использовали приобретенные умения, необходимо в речевом уголке пополнять материал, стимулирующий самостоятельное рассказывание знакомых сказок, рассказов.
Подводя итоги, можно сделать следующий вывод: многообразие видов и приемов работы над пересказом позволяет осуществлять данную деятельность с детьми в непринужденной, интересной и увлекательной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/15/picture-224155-1663266045.jpg)
Обучение дошкольников пересказу и рассказыванию по картине.
Некоторые вопросы методики развития связной речи у дошкольников. Материал для логопедов и воспитателей....
«Обучение дошкольников пересказу»
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-885002-1485607098.jpg)
методическая разработка "рекомендации по обучению дошкольников пересказу (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"
"рекомендации по обучению дошкольников пересказу (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-108159-1349100434.jpg)
Обучение дошкольников пересказу. Сказки – пересказки
Огромное значение в жизни ребенка имеет умение пересказывать художественный текст. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Хороший рассказчик является д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/02/picture-600078-1425286879.jpg)
Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений
Задачи, которые ставятся перед детьми каждой возрастной группы при обучении пересказу. Требования к подбору произведений для обучения пересказу. Основные методы и приёмы в обучении пересказу литератур...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-990800-1515774177.jpg)
Консультация на тему "Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений".
Для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829262-1476209447.jpg)
Рекомендации для родителей старших дошкольников «Обучение дошкольников пересказу»
Рекомендации для родителей старших дошкольников «Обучение дошкольников пересказу»...