Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений
статья по развитию речи по теме
Задачи, которые ставятся перед детьми каждой возрастной группы при обучении пересказу. Требования к подбору произведений для обучения пересказу. Основные методы и приёмы в обучении пересказу литературных произведений дошкольников разных возрастных групп. Структура и содержание занятий по обучению детей пересказу литературных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_v_obuchenii_pereskazu.docx | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений
На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведений, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения.
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного произведения близко к тексту. Психологической основой обучения детей пересказу является опора на сознательное запоминание дошкольниками текста. Особенности осознания детьми содержания и формы литературного произведения связаны с пониманием главной идей, художественных образов. Дошкольники очень эмоционально воспринимают рассказы и особенно сказки, они легко «входят» в сюжетную ситуацию, могут представить себя на месте героя. Это помогает детям пересказывать сюжетную цепочку, передавать диалог героев. Вместе с тем при пересказе у дошкольников наблюдается ряд трудностей:
- дети хорошо пересказывают сказки, которые им читали много раз, но не всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст;
- дети подробно пересказывают начало текста, но дальше часто пропускают действия или события, сворачивают концовку;
- если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;
- дети не всегда могут передать диалог героев с помощью косвенной речи.
Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. В зависимости от возрастной группы перед детьми ставятся разные задачи:
- В младшей группе необходимо первоначально научить детей целостному восприятию текста. Важно приучить детей слушать текст от начала до конца. В процессе рассказывания воспитатель не должен прерываться, останавливаться, рассматривать с детьми иллюстрации или комментировать текст. Малыши должны научиться следить за развитием сюжета, сочувствовать героям. В последующей после чтения беседе воспитатель подводит детей к воспроизведению текста. Дети овладевают совместным с педагогом пересказом литературного произведения.
- В среднем дошкольном возрасте ставится задача научить детей самостоятельно пересказывать сначала хорошо знакомые, а затем и новые произведения художественной литературы. При этом дети учатся передавать последовательно развитие сюжета, диалог героев. Дошкольников приучают ориентироваться на слушателей и слушать рассказы сверстников.
- Детей старшего дошкольного возраста обучают связному, последовательному, выразительному пересказу литературного текста без помощи взрослого. Старшие дошкольники уже могут оценивать чужие рассказы, отмечать их лучшие стороны и недостатки.
Обучение детей пересказу – одна из важнейших задач развития монологической речи. Она решается на специальных речевых занятиях в комплексе с другими речевыми задачами (развитие словаря, формирование грамматического строя речи).
Требования к подбору произведений для обучения пересказу. Для успешного проведения занятий по обучению детей пересказу текстов важно правильно подобрать литературное произведение. Выбор текста обусловлен возрастными особенностями восприятия детьми произведений художественной литературы и монологической речи педагога, а также уровнем речевых умений и навыков детей, целями и задачами по развитию связной речи. Список рекомендуемых произведений содержится в базовой программе.
- Для первого этапа обучения в младшей группе рекомендуется брать хорошо знакомые детям сказки с несложным сюжетом. В основе сюжета, как правило, лежит повторение одного действия, которое совершают разные герои. Например, «Курочка Ряба», «Колобок». Диалоги в таких сказках простые, часто состоят из одной-двух реплик, которые повторяют герои. Воспроизведение повторяющихся действий способствует формированию у детей определенного типа предложения. Запоминание последовательности появления героев развивает логичность, последовательность изложения, вырабатывает у малышей умение следить за развитием сюжета.
- Развитие навыков диалогической речи и элементов монолога в среднем дошкольном возрасте позволяет использовать для пересказа ранее незнакомые литературные произведения, которые впервые читают детям непосредственно на занятии по обучению пересказу. Это могут быть небольшие по объему сказки о животных. Например, «Три медведя», «Маша и медведь». А также сюжетные рассказы, по содержанию близкие опыту ребенка (рассказы К.Д. Ушинского «Умей обождать», Л.Н. Толстого «Пожар», «Косточка»). В них должны быть хорошо выражены основные структурные компоненты текста: начало, середина, конец.
- Старшим дошкольникам доступны для пересказа
- сюжетные сказки («Гуси-лебеди», «Заяц-хваста»),
- рассказы на нравственно-этические темы («Два товарища» Л.Н. Толстого, «Волшебное слово» В.А. Осеевой и др.),
- рассказы-описания природы. Знакомые детям природные объекты и явления в них представлены ярко, образно, что вызывает у детей желание рассказать о них словами автора. Это, например, такие рассказы, как «Медвежата» Е.И. Чарушина, «Золотой луг» М.М. Пришвина,
- тексты, составленные педагогом: сообщения бытового характера (Наши помощники), рассказы о природе и жизни детей в детском саду (Аквариумные рыбки).
Таким образом, дети обучаются пересказывать произведения разных жанров, различные по типу и содержанию, что способствует развитию речевой выразительности, навыков связной монологической речи.
Методы и приёмы обучения дошкольников пересказу. Методика обучения детей пересказу художественных произведений основывается на примитивном анализе текста.
1. Знакомство с литературным произведением. Педагог должен рассказывать сказки и рассказы, которые затем дети будут пересказывать, близко к тексту, пользуясь авторскими словами и выражениями. Поэтому к таким занятиям необходимо готовиться заранее. При этом важно обозначить речевую деятельность: «Сейчас я вам расскажу сказку», «Послушайте пересказ рассказа». Так дети, подражая педагогу, его словам и мимике, с раннего возраста приучаются к осознанному воспроизведению текста, ориентируясь на свободное владение им воспитателем.
2. Основным методом анализа литературного произведения является беседа по содержанию. Очень важен момент перехода от рассказывания к беседе, здесь необходимо поддержать тот эмоциональный настрой, который вызван у детей прослушанным текстом. Можно спросить: понравилась вам эта сказка? Что вам было особенно интересно? Почему вы улыбались, когда слушали этот рассказ?
3. Вопросы являются главным приемом беседы, но не следует забывать, что беседа – это не опрос, а доверительный разговор, обмен мнениями, чувствами. Воспитатель должен выражать свое отношение к содержанию, поступкам героев и стимулировать вопросы детей по тексту: что вам было непонятно? Что бы вы хотели узнать?
Вопросы педагога по содержанию призваны помочь детям понять идею произведения, мотивы поступков героев и подготовиться к пересказу. Хорошо, если вопрос сформулирован таким образом, что отвечая, ребенок будет использовать слова и фразы из текста. Вопросы должны быть разнообразными по форме и содержанию. По форме выделяют следующие типы вопросов:
- подсказывающие вопросы, в которых уже содержится ответ («Посадил дед репку?»);
- наводящие вопросы («Что повторяла небитая лиса, когда ехала на битом волке?»);
- прямые вопросы, ответ на которые дается близко к тексту («Что сказал волк козлятам?»);
- косвенные вопросы, на которые можно дать несколько правильных вариантов ответа («Кого встретил Колобок?»);
- проблемно-поисковые вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей, мотивов поступков героев («Почему волк первый пришел к домику бабушки?»);
- вопросы-указания («Скажи, каким голосом говорил медведь-папа Михаил Потапович?»);
- цепочка вопросов («Сначала расскажи, как испекла баба Колобок, потом кого встретил Колобок в лесу, и затем чем закончилась сказка?»).
Для детей младшего возраста чаще используют подсказывающие и наводящие вопросы. В среднем и старшем дошкольном возрасте можно формулировать проблемно-поисковые вопросы, вопросы-указания, цепочку вопросов. Прямые и косвенные вопросы применяются во всех возрастных группах.
По содержанию различают вопросы:
- направленные на анализ сюжета («Кого первым встретил Колобок?»),
- на характеристику героев («Какой Заяц в этой сказке?»),
- на выявление жанровых особенностей произведения («Это сказка или рассказ?»),
- на раскрытие образности языка произведения («Почему луг с одуванчиками называется ,,золотым»”?»).
Кроме вопросов в беседе используется ряд приемов, помогающих детям запомнить текст, подготовиться к пересказу.
4. Элементы драматизации позволяют детям углубить отношение к героям, прочувствовать их настроение. Например, можно предложить детям представить, как волк стучал в домик с козлятами, часть детей изображают козлят, а один ребенок волка. Прием словесного рисунка способствует развитию воображения детей, формированию связной монологической речи. Это может быть портрет героя (описать, как выглядела Красная шапочка) или зарисовка места действия (в каком лесу заблудилась Машенька).
5. Инсценировка диалога героев развивает выразительность речи детей, умение осознанно менять качества голоса в зависимости от характера персонажей. Разновидностью этого приема является воображаемый диалог с героем. Обращение к литературному персонажу и предполагаемый ответ раскрепощает ребенка, стимулирует его словесное отношение к художественному образу. Оценка поступков героев, адресованная непосредственно самому герою, более эмоциональна, осознанна и мотивированна.
5. Для углубления восприятия детьми литературного произведения используются наглядные средства (иллюстрации, игрушки, предметы, модели и схемы). Рассматривание иллюстрации после чтения или рассказывания произведения помогает детям глубже пережить эмоции, связанные с содержанием. На основе иллюстрации можно предложить детям пересказать изображенный эпизод или описать героев. По иллюстрации также задают вопросы, подготавливающие детей к пересказу произведения.
Структура и содержание занятий по обучению детей пересказу литературных произведений. Занятия по обучению детей пересказу текстов начинают проводить со 2-й младшей группы. Структура занятия традиционно включает основные части.
1) Вводная часть: заинтересовывают детей темой литературного произведения, подготавливают их к эмоциональному восприятию текста. Для этого используется вводная беседа, в которой можно обратиться к личному опыту детей, связать произведение с аналогичными загадками о героях, пословицами, отражающими основную идею.
2) Изложение педагогом текста для пересказа.
3) Проводится беседа по содержанию, направленная на подготовку детей к пересказу произведения. В младшей группе после беседы по содержанию можно приступить к совместному пересказу хорошо знакомой детям сказки. Воспитатель начинает рассказывать, а дети заканчивают. Используется прием незаконченного предложения с интонацией завершения. Например: «Посадил дед…репку. Выросла репка… большая-пребольшая».
4) После беседы по произведению в средней и старшей группе рекомендуется еще раз рассказать детям текст. Для усиления осознанного восприятия произведения дошкольниками следует перед повторением текста дать детям установку на запоминание: «Послушайте сказку еще раз и постарайтесь запомнить».
5) Детям предлагают пересказать текст, здесь важно мотивировать речевую деятельность детей, а также уточнить вид пересказа.
Если в старших группах используется пересказ по частям или по ролям, необходимо договориться с детьми, кто какую часть текста пересказывает или какую роль исполняет. Во время пересказа произведения детьми педагог должен по возможности не прерывать речь ребенка, подсказывать в случае необходимости. Следует формировать культуру слушанья и ориентировку на слушателей у рассказчиков. Обычно во время занятия текст пересказывают 2-4 раза, с остальными детьми необходимо обязательно пересказать это произведение в свободное от занятий время в процессе индивидуальной работы.
6) Воспитатель анализирует пересказы детей, при этом обращает внимание на содержание и речевую форму детских высказываний. В старшем дошкольном возрасте к анализу привлекают самих детей. В конце занятия можно провести игру или игровое упражнение на обобщение темы занятия или закрепление речевых умений.
Закреплять навыки пересказа у детей рекомендуется в играх-инсценировках и играх-драматизациях по содержанию литературных произведений.
Процесс овладения связной речью не заканчивается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.
Литература
1. Танникова, Е.Б. Выдумываем сказку / Е.Б. Танникова // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 6. – С. 69.
2. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обучение пересказу литературного произведения в младшем дошкольном возрасте
использование схем и моделей при обучении младших дошкольников пересказу...
Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений.
Материал для педагогов по работе над связной речью в процессе обучения пересказу литературных произведений...
консультация для педагогов "Использование игровых методов и приёмов при обучении дошкольников математике"
консультация для педагогов...
Консультация на тему "Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений".
Для детей старшего дошкольного возраста....
Использование игровых методов и приёмов в обучении дошкольников элементам грамоты
Актуальность проектаС первых дней пребывания ребёнка в детском саду, педагоги убеждают родителей, что дошкольное учреждение при подготовке ребёнка к школе решает задачи его всестороннего развития: сох...
Семинар-практикум «Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений»
Семинар практикум для воспитателей...
Методы и приемы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений
Методы и приемы в обучении дошкольников перессказу литературных произведений на разных этапах развитии детей в дошкольном возрасте....