методическая разработка "рекомендации по обучению дошкольников пересказу (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"
методическая разработка на тему
"рекомендации по обучению дошкольников пересказу (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ | 357 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по обучению дошкольников пересказу
(к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)
Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей.
Произведения читаются ребятам не только на занятии, но и в свободное от занятий время.
Когда подбираете произведения, нужно четко поставить цель тематики обучения. Например, если в данный момент вы работаете с детьми над какой-либо лексической темой («обувь», «Овощи», «Транспорт») - это должно прослеживаться во всех направлениях в работе (ознакомление с окружающим, развитие речи и т.д.), подбираются соответственные тематики произведения.
Напомню, работу с детьми над пересказом произведения педагогам следует придерживаться известных методических рекомендаций. Занятие по обучению пересказу должно иметь следующую структуру:
1. Вводная часть.
2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе.
З. Беседа с целью уточнения содержания, привлечения внимания детей к языку произведения.
4. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
5. Пауза для подготовки детей к ответам.
6. Пересказ текста несколькими детьми.
7. Оценка работы детей.
В водной части занятия используются приемы, готовящие детей к восприятию произведения, формирующие соответствующий эмоциональный настрой, организующие внимание. Это может быть рассматривание картины или объекта, отгадывание загадок, чтение педагогом небольшого стихотворного текста и т.п.
Первичное чтение произведения играет важную роль. Педагог должен читать текст медленно, четко и выразительно. Детей ни в коем случае не следует предупреждать о последующем пересказе, дабы обеспечить целостность восприятия произведения и его максимальное эмоциональное воздействие.
Не менее важную роль играет и беседа после первичного прочтения текста. Педагог должен продумать вопросы заранее, чтобы при разборе обеспечит понимание детьми идеи произведения, выделить основные моменты, охарактеризовать персонажи и их действия, обратить внимание на особенности языка произведения. Внимание детей следует привлечь к образности языка, использованию определений, сравнений, противопоставлений:
- Как в сказке описаны солдатские ботинки? (Они черные. У них тяжелая толстая подошва. Они отважные.)
- А что говорится о босоножках? (Они розовые с белыми бантиками на пряжках, они маленькие, но смелые.)
Следует уделить внимание уточнению предикативного словаря дошкольников, используя следующий прием:
- Что делали туфли, сапожки и другая обувь, когда хозяйка закрывала магазин? Перечислите все их действия. (Они спускались с полок, устраивались поудобнее на коврике, чтобы отдохнуть и поболтать.)
В подготовительной к школе группе можно обратить внимание детей на разнообразие синтаксических конструкций. (Блестящие звезды веселились, играя в прятки со своей доброй бабушкой Луной... Поговаривают, что она поселилась за старым амбаром на краю города и жила там, пока не попалась в лапы ночным охотникам котам.)
Повторное чтение произведения после беседы с детьми проводится уже после нацеливания детей на пересказ. Некоторые авторы (В.П.Глухов) рекомендуют использовать на этом этапе прием завершения детьми, договаривания отдельных предложений.
После повторного чтения необходимо сделать паузу для обдумывания детьми содержания и подготовки к пересказу. На этом этапе, чтобы облегчить детям задачу, педагог может напомнить им план пересказа.
Пересказ может быть осуществлен по частям несколькими детьми или целиком одним ребенком. В подготовительной к школе группе после соответствующей подготовки можно использовать пересказ с изменением лица рассказчика, выборочный пересказ, пересказ по ролям.
Обязательным этапом работы на таком занятии является оценка работы детей, краткий сравнительный анализ двух или нескольких детских рассказов, оценка образности и точности языка. Это важный обучающий прием, и им не следует пренебрегать, хотя опыт показывает, что этот последний этап занятия часто «смазывается» или опускается ввиду нехватки времени.
Педагоги должны знать приемы, которые можно использовать на занятиях по пересказу, и хорошо владеть каждым из них. Это такие приемы, как обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала, образец чтения произведения, вопросы к детям, объяснения, указания, упражнения (индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз), подсказ слова или фразы педагогом, совместный пересказ педагогом и ребенком, отраженный пересказ, пересказ по ролям, хоровые проговаривания коротких реплик, игра-драматизация или инсценировка.
Е. Р. Железнова Приключение розовых босоножек
Сказка
Каждый день в небольшом обувном магазине под названием«Каблучок» бойко шла торговля.
Довольные покупатели выходили из его дверей с большими и маленькими коробками в руках, унося в них новую пару обуви. Поздним вечером хозяйка закрывала свой магазинчик и уходила домой отдыхать. Дождавшись, когда на улице стемнеет и зажгутся фонари, все обитатели магазина осторожно спускались со своих полок. Они устраивались поудобнее на мягком полосатом коврике, чтобы отдохнуть и поболтать друг с другом после тяжелого трудового дня. (Надеюсь, читатель догадался, что это были за собеседники?)
- Сегодня нас примеряла премиленькая девочка, но, к сожалению, мы оказались ей велики, - вымолвили с досадой розовые босоножки, кокетливо поправляя белые бантики на пряжках.
- А нас примеряли целых три раза. Ох, и устали же мы! - вздохнули нарядные лакированные туфли, притопывая каблучками.
- Друзья, помните ли вы синие кеды? - обратились к присутствующим кожаные кроссовки. - Так вот, их купили сегодня для мальчугана, который живет вон в том доме напротив. И представьте себе, он совершенно самостоятельно завязал шнуркиl
Все восхищенно зашушукались, так как мальчик был совсем маленький. Они решили, что кеды в надежных руках,
и даже немного, самую капельку, позавидовали им.
- Господа, а вы обратили внимание, что в нашей компании не осталось ни одних шлепанцев? - воскликнули оранжевые сандалии. - В городе ужасно жарко, и люди отправились на пляж, купаться и загорать. А ведь всем известно, что шлепки для этих целей самая удобная обувь. Ни тебе шнурков, ни застежек.. .
- Скорей бы пошел дождь, - задумчиво произнес резиновый сапожок.
- Так хочется пройтись по мокрым
улицам! - ответил ему братец.
- А если нам повезет, побываем в лесу, побродим по утренней росе или хотя бы один разочек попадем в ту великолепную лужу, которая бывает возле кондитерской лавки всякий раз после дождя, - мечтали резиновые братья.
Парочки еще долго беседовали, по очереди рассказывая друг другу, как прошел день, и строили планы на будущее. Вскоре на небе стали появляться первые звезды.
- Пора спать! - скомандовали отбой черные солдатские ботинки, строго щелкнув каблуками.
Все, пожелав друг другу доброй ночи и приятных снов, отправились на свои места. Только розовые босоножки ослушались
приказа и притаились под маленькой примерочной скамейкой, в то время как все дружно карабкались на полки.
Вскоре обитатели магазина уснули спокойным сном. Смелые босоножки крепко взялись за ремешки и тихонько, передвигаясь на носочках, отправились в путешествие. Надо сказать, что босоножки были большими мечтателями и давно собирались в дорогу, но, простояв на полке почти целое лето, они устали ждать своего хозяина и, отчаявшись, решились на такой дерзкий поступок. По лестнице, ведущей на чердак, босоножки поднялись на крышу. Вокруг было тихо и спокойно. Маленькие босоножки залюбовались мерцанием звездного неба. Блестящие звезды веселились, играя в прятки со своей доброй бабушкой Луной. Они то гасли, то вновь загорались ярким светом. «Ах вы шалуньиl» - ворчала обеспокоенная Луна, принимаясь в сотый раз пересчитывать неугомонных внучек.
«Как здесь хорошоl Только довольно-таки прохладно», - подумали босоножки и решили поскорее отправиться назад, в теплый, уютный магазин. Вдруг правую босоножку кто-то больно ущипнул сзади. Она жалобно вскрикнула и, обернувшись, увидела большую черную крысу. Эта крыса уже много лет жила в подвале магазина, а летом перебиралась на чердак. Характер у нее был отвратительный. Она выжила с крыши всех голубей, и даже вороны побаивались ее острых зубов. Босоножки задрожали от носка
до самых каблучков и от страха не могли сдвинуться с места.
- Как вы посмели проникнуть на мою территорию, малявкиl - зашипела взбешенная крыса и пригрозила, показав зубы: - Сейчас я разгрызу вас на тысячу малюсеньких кусочковl
Но не успела она сдвинуться с места, как почувствовала, что кто-то крепко держит ее за хвост Это были те самые солдатские ботинки с тяжелой толстой подошвой, которые давали команду отбой. Оказывается, сами они никогда не спали, а всю ночь стояли на посту, как и положено хорошему солдату.
- Умоляю, отпустите мой хвост, господин ботинок! - запищала крыса. - Уверяю вас, я вовсе не собиралась обижать эти славные босоножечки, - оправдывалась она, хитро прищурив злые глаза.
Но провести бывалого солдата было не так-то просто.
- Убирайся с нашей крышиl грозно скомандовали ботинки, топнув каблуками. - А не то познакомишься с моей ротой!
Испуганная крыса стремительно спустилась с крыши по водосточной трубе. Больше ее никто и никогда не видел. Поговаривали, что она поселилась за старым амбаром на краю города и жила там, пока не попалась в лапы ночным охотникам-котам. Босоножки поблагодарили отважные ботинки за помощь, пообещав впредь вести себя хорошо и во всем слушаться старших.
Вскоре маленькие розовые босоножки купили в подарок для девочки Кристины. И теперь они вместе путешествуют по большому городу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка ООД "Речевое развитие" Тема: Пересказ-инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.
Тема: пересказ – инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.Цели: развивать и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать...
Методическая разработка по теме: «Обучение дошкольников приёмам измерения длины предметов»
Методическая разработка открытого занятия по математике для дошкольников на тему: «Измерение длины предметов» Разработала педагог дополнительного образования Бреки Л.Н....
Методическая разработка по ПДД «Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»
Методическая разработка по ПДД «Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»...
Методическая разработка по ПДД «Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»
С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в транспорте.Дорога и улица манят ребёнка...
Методическая разработка по ПДД «Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»
Методическая разработка по ПДД «Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»Пояснительная записка.С дошкольного возраста ребёнок станови...
Методическая разработка по ПДД «Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»
Пояснительная записка. С дошкольного возраста ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет ...
Методическая разработка по ПДД «Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах»
quot;Обучение дошкольников основам безопасного поведения на дорогах"...