Обучение дошкольников пересказу и рассказыванию по картине.
методическая разработка по логопедии по теме
Некоторые вопросы методики развития связной речи у дошкольников. Материал для логопедов и воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_doshkolnikov_pereskazu_i_rasskazyvaniyu_po_kartine.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение дошкольников пересказу и рассказыванию по картине.
Дошкольное детство- период, когда особое внимание должно уделяться развитию связной речи у детей. Правильно организованный литературный пересказ и рассказ по картине оказывают неоценимое влияние на развитие речевых навыков дошкольников. Однако, практика показывает, что даже опытные воспитатели зачастую испытывают затруднения в организации занятий по пересказу , рассказыванию по картине.
Попытаемся систематизировать основные моменты обучения пересказу и рассказыванию по картине.
Схема обучения пересказу:
- Выбор текстов для пересказа
- Подготовительная работа
- Непосредственное обучение пересказу
I. Требования к тексту для пересказа:
- Небольшой объём произведения
- Разнообразие жанров (рассказ, описание, народная и авторская сказка)
- Доступность содержания для детей данного возраста
- Четкая композиция
- Простота сюжета ( с одной сюжетной линией)
- Доступный, простой, но богатый язык
- Высокая художественность текста
- Высокая нравственность содержания- произведение должно учить чему-то полезному, развивать положительные черты личности( доброту, отзывчивость)
Примерный перечень произведений для пересказа:
В.Сутеев «Три котёнка», « Кто сказал Мяу?», «Цыплёнок и утёнок», «Капризная кошка», «Под грибом» и др.
В.Бианки «Купание медвежат», «Черная лисица», «Слепой бельчонок» и др.
Е Чарушин «Волчишка», «Медведь», «Курочка» идр.
М.Пришвин «Дятел», «Беличья память», отрывки из длинных рассказов
Н Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Птицы весну принесли» и др.
Рассказы или отрывки рассказов Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, В Осеевой, Л.Воронковой,
В.Драгунского
Русские народные сказки и др.
II. Подготовительная работа:
- Знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа (работа по соответствующей лексической теме, беседы)
- Рассматривание картин , иллюстраций по изучаемой теме
- Наблюдения в природе, окружающей жизни
- Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию темы и рассказа
- Лексико- грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа
- Подготовка оборудования к занятию
- Заучивание потешек, пословиц, чистоговорок, стихов, способствующих пониманию содержания рассказа
- Непосредственное обучение пересказу, последовательность работы, методы и приёмы
- Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Цель- целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми (возможно чтение на занятии или заранее)
- Второе чтение с установкой на запоминание
- Беседа по содержанию. Цель- усвоение содержания. Вопросы тщательно планируются заранее (репродуктивные, поисковые, проблемные)
- Приёмы работы над текстом произведения:
- рассматривание иллюстраций, картинок
- выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картин
- придумывание недостающей и дополнительной картинки к рассказу
- выделение из текста фраз к каждой картинке
- выделение ,выборочное чтение отдельных фрагментов, выразительных средств, сравнений, повторов, прямой речи героев
- лексико- грмматические упражнения по тексту:
*называние слов- действий, признаков предметов
*подбор новых признаков
*замена слов синонимами (скажи то же самое другим словом)
*подбор слов- антонимов («Скажи наоборот»)
* «Назови ласково», «Один- много», «Подбери родственные слова», «Сосчитай-ка», образование относительных и притяжательных прилагательных
*распространение предложений словами признаками, преобразование предложений
- обсуждение составленных предложений, обсуждение наиболее удачных вариантов
- Третье чтение текста, деление текста на смысловые части и составление плана
- Виды плана:
- Вербальный, словесный:
-ключевые фразы из текста
- опорные слова
- вопросительный план
-подсказка в виде первой фразы
- Зрительный, картинный план:
сюжетная картина
серии сюжетных картинок
подобранные предметные (опорные) картинки
символы и пиктограммы
- Дети воспроизводят план с целью закрепления в памяти
- Пересказ по плану с опорой (зрительной, словесной) или без опоры
- Виды пересказа:
-коллективный (с обсуждением вариантов фраз)
-выборочный (пересказ отдельного фрагмента рассказа)
- по цепочке
- с элементами драматизации
- с изменением лица
Требования к организации занятий по пересказу:
1.Чёткая организация занятия, планирование хода занятия, вопросов, подготовка используемых пособий картинок , тщательная подготовительная работа и внимание к каждому ребёнку, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
2. Произведение читается всей группе, беседа проводится со всей группой. Начинать пересказ лучше поручить тому, кто это хорошо делает.
3. количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказов ( примерно 5- 7 детей)
Обучение дошкольников
рассказыванию по картине
Требования к картине
- Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему
- Реалистичное изображение
- Картина должна быть высокохудожественной
- Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения, заслонения, излишней штриховки, незаконченности рисунка)
Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:
- Составление описательного рассказа по предметной картине
- Составление описательного рассказа по сюжетной картине
- Составление сравнительно- описательного рассказа
- Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине
- Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту
- Творческое рассказывание по сюжетной картине
Приёмы и методы обучения детей рассказыванию по картине
Подготовительная работа
- Рассматривание. Цель: привлечь внимание
- Беседа по картине: помочь проанализировать сюжет
- вопросы, направленные на анализ содержания картины
- вопросы на пополнение запаса представлений о явлениях и предметах, связанных с данной картиной
-вопросы, побуждающие к фантазированию
-пресс- конференция
- Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине. Цель: обогатить речь детей литературными речевыми образцами, пополнить знания и представления о предметах и явлениях
- Словарная работа. Языковые игры. Цель: обогатить и активизировать словарный запас, формировать грамматические категории, развивать языковое чутьё.
*называние предметов, изображённых на картине, объяснение их назначения
*подбор антонимов
*подбор синонимов
*нахождение предметов, названия которых имеют несколько значений (многозначные слова)
*подбор родственных слов
* «Скажи ласково»
* «Один-много»
* «Назови действия»
* «Рифмы»
* «»Доскажи словечко»
- Дидактические игры.
- игры на акцентуацию внимания. Цель: развивать зрительное восприятие, зрительную память, внимание ,активизировать словарь.
« Назови детали картины»
«Найди предмет»
«Классификации» (назови все игрушки, всех животных , всё зелёное и др.)
- игры на установление связи между предметами( причинно-следственные связи, логическое мышление)
«Что с чем?», «Ассоциативные ряды»
-сенсорные игры
«Сенсорная копилка» +приём сравнения с другим предметом
«Чудесный мешочек»
«Раскрась так же»
Далее можно приступать к составлению рассказа. Два основных вида рассказывания:
*репродуктивный
*творческий
Репродуктивный (воссоздающий)
- Описательные рассказы
- Описание предмета по образцу
- Описание предмета по вопросам педагога
- Описательный рассказ по схеме
- Описательный рассказ по сенсорным символам
- Описательный рассказ по мнемотаблице
- Описательный рассказ по цветовым символам
- сравнительно- описательные рассказы
- Сравнительное описание по аналогии
- Сравнительное описание по вопросам
- Сравнительное описание по схеме
- описание картины
- описание картины по традиционной методике
- описание картины по системе ТРИЗ
- описание картины по вопросам
- описание по плану
- частичное описание картины
- описание картины по ориентировочным схемам
- описание картины с помощью схематично изображённых деталей
- описание картины по памяти с появляющимися деталями (открываем по фрагментам)
- Описание динамического сюжета по картине
- Составление рассказа по опорным словам
-опорные слова- предметы
-опорные слова-действия
-опорные слова-признаки
-опорные предлоги
- Составление рассказа по опорным символическим изображениям
- Составление рассказа по аналогии
- Составление рассказа по сюжетной картине и стихотворению
- Составление рассказа по картографической схеме
Творческий вид рассказывания
- Придумывание начала рассказа
- Придумывание конца рассказа
- Придумывание рассказа от имени какого-либо живого предмета, от первого лица
- Придумывание от лица неживого предмета
- Придумывание сказочной истории по картине
- Придумывание рассказа на заданную тему
- Придумывание рассказа по пословице и картине
- Придумывание рассказа с недостающим предметом (закрытым)
- Составление рассказа с введением в повествование нового предмета или персонажа (кого нет на картине, но мог бы появиться)
- Составление рассказа с решением проблемной ситуации
- Составление рассказа- инсценировки
- Составление рассказа небылицы
- Сочинение стихотворения по картине
- Как озаглавить рассказ?
Советы для педагогов:
- Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности чаще.
- никогда не отвечайте сами на свой вопрос, терпите помогайте ещё одним вопросом, или двумя или …сколько потребуется вашего мастерства
- не задавайте вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Они не развивают речь детей.
Усложнение видов работы по возрастным группам:
Младшая группа:
- рассматривание с помощью вопросов
- рассказ воспитателя, являющийся образцом речи для детей
- к концу года дети могут почти полностью повторить рассказ педагога
Средняя группа
- описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам
- рассказывание по серии сюжетных картинок
Старшая группа
- коллективные описательные рассказы по серии картинок
- творческое рассказывание по картине
- составление рассказа по картине
- рассматривание пейзажных картин
Подготовительная группа
- все типы картин и все виды детских рассказов
- рассматривание натюрмортов (к концу года –описание натюрморта)
Литература
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы. –М.:Гном и Д, 2003.
- Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам.-М.: 2005.
- Творческое рассказывание : обучение детей 5-7 лет/ авт.-сост. Л.М.Граб.-Волгоград:Учитель, 2011.
- Ельцова О.М. Методика обучения пересказу//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №1, 2009.
- И.Л.Саво. Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи. //Дошкольная педагогика. 2009, август
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей пересказу по серии сюжетных картин
Обучение детей пересказу...
Практическое занятие. Моделирование конспектов занятий по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию по картинам
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта! На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...
Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию по картине
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта! На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...
Методика обучения дошкольников с ТНР рассказыванию по картине
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходится все л...