Обучение дошкольников пересказу и рассказыванию по картине.
методическая разработка по логопедии по теме

Федулова Оксана Юрьевна

Некоторые вопросы методики развития связной речи у дошкольников. Материал для логопедов и  воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников пересказу и рассказыванию по картине.

Дошкольное детство- период, когда особое внимание должно уделяться развитию связной речи у детей. Правильно организованный литературный пересказ и рассказ по картине оказывают неоценимое влияние на развитие речевых навыков дошкольников.  Однако,  практика показывает, что даже опытные воспитатели зачастую испытывают затруднения в организации занятий по пересказу , рассказыванию по картине.

Попытаемся систематизировать основные моменты обучения пересказу и рассказыванию по картине.

Схема обучения пересказу:

  1. Выбор текстов для пересказа
  2. Подготовительная работа
  3. Непосредственное обучение пересказу

 I. Требования  к тексту для пересказа:

  1. Небольшой объём произведения
  2. Разнообразие жанров (рассказ, описание, народная и авторская сказка)
  3. Доступность содержания для детей данного возраста
  4. Четкая композиция
  5. Простота сюжета ( с одной сюжетной линией)
  6. Доступный, простой, но богатый язык
  7. Высокая художественность текста
  8. Высокая нравственность содержания- произведение должно учить чему-то полезному, развивать положительные черты личности( доброту, отзывчивость)

Примерный перечень произведений для пересказа:

В.Сутеев «Три котёнка», « Кто сказал Мяу?», «Цыплёнок и утёнок», «Капризная кошка», «Под грибом» и др.

В.Бианки «Купание медвежат», «Черная лисица», «Слепой бельчонок» и др.

Е Чарушин «Волчишка», «Медведь», «Курочка» идр.

М.Пришвин «Дятел», «Беличья память», отрывки из длинных рассказов

Н Сладков «Как медведь сам себя напугал», «Птицы весну принесли» и др.

 Рассказы или отрывки рассказов Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, В Осеевой, Л.Воронковой,

В.Драгунского

Русские народные сказки и др.

II. Подготовительная работа:

  1. Знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа (работа по соответствующей лексической теме, беседы)
  2. Рассматривание картин , иллюстраций по изучаемой теме
  3. Наблюдения в природе, окружающей жизни
  4. Рисование, аппликация, лепка, поделки по содержанию темы и рассказа
  5. Лексико- грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа
  6. Подготовка оборудования к занятию
  7. Заучивание потешек, пословиц, чистоговорок, стихов, способствующих пониманию  содержания рассказа

  1. Непосредственное обучение пересказу, последовательность работы, методы и приёмы
  1. Первое чтение текста без установки на запоминание и пересказ. Цель- целостное эмоциональное и художественное восприятие детьми (возможно чтение на занятии или заранее)
  1. Второе чтение с установкой на запоминание
  1. Беседа по содержанию. Цель- усвоение содержания. Вопросы тщательно планируются заранее (репродуктивные, поисковые, проблемные)
  2. Приёмы работы над  текстом произведения:

- рассматривание иллюстраций, картинок

- выстраивание в логической  последовательности серии сюжетных картин

- придумывание недостающей и дополнительной картинки к рассказу

- выделение из текста фраз к каждой картинке

- выделение ,выборочное чтение отдельных фрагментов, выразительных средств, сравнений, повторов, прямой речи героев

- лексико- грмматические упражнения по тексту:

*называние слов- действий, признаков предметов

*подбор новых признаков

*замена слов синонимами (скажи то же самое другим словом)

*подбор слов- антонимов («Скажи наоборот»)

* «Назови ласково», «Один- много», «Подбери родственные слова», «Сосчитай-ка», образование относительных и притяжательных прилагательных

*распространение предложений словами признаками, преобразование предложений

- обсуждение составленных предложений, обсуждение наиболее удачных вариантов

  1. Третье чтение текста, деление текста на смысловые части и составление плана
  2. Виды плана:

- Вербальный, словесный:

   -ключевые фразы из текста

    - опорные слова

   - вопросительный план

    -подсказка в виде первой фразы

- Зрительный, картинный план:   

  сюжетная картина

 серии сюжетных картинок

   подобранные предметные (опорные) картинки

    символы и пиктограммы

  1. Дети воспроизводят план с целью закрепления в памяти
  2. Пересказ по плану с опорой (зрительной, словесной) или без опоры
  3. Виды пересказа:

  -коллективный (с обсуждением вариантов фраз)

  -выборочный  (пересказ отдельного фрагмента рассказа)

 - по цепочке

  - с элементами драматизации

  - с изменением лица

Требования к организации  занятий по пересказу:

1.Чёткая организация занятия, планирование хода занятия, вопросов, подготовка используемых пособий картинок , тщательная подготовительная работа и внимание к каждому ребёнку, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

2. Произведение читается всей группе, беседа проводится со всей группой. Начинать пересказ лучше поручить тому, кто это хорошо делает.

3. количество участвующих в пересказе на одном занятии зависит от размера произведения и от полноты пересказов  ( примерно 5- 7 детей)

Обучение дошкольников

рассказыванию по картине

 Требования к картине

  1. Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему
  2. Реалистичное изображение
  3. Картина должна быть высокохудожественной
  4. Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения, заслонения, излишней штриховки, незаконченности рисунка)

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

  1. Составление описательного рассказа по предметной картине
  1. Составление описательного рассказа по сюжетной картине
  2. Составление сравнительно- описательного рассказа
  3. Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине
  4. Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту
  5. Творческое рассказывание по сюжетной картине

Приёмы и методы обучения детей рассказыванию по картине

Подготовительная работа

  1. Рассматривание. Цель: привлечь внимание
  2. Беседа по картине: помочь проанализировать сюжет

- вопросы, направленные на анализ содержания картины

- вопросы на пополнение запаса представлений о явлениях и предметах, связанных с данной картиной

-вопросы, побуждающие к фантазированию

-пресс- конференция

  1. Чтение художественной литературы о персонажах и предметах, которые есть на картине. Цель: обогатить речь детей литературными речевыми образцами, пополнить знания и представления о предметах и явлениях
  2. Словарная работа. Языковые игры. Цель: обогатить и активизировать словарный запас, формировать грамматические категории, развивать языковое чутьё.

*называние предметов, изображённых на картине, объяснение их назначения

*подбор антонимов

*подбор синонимов

*нахождение предметов, названия которых имеют несколько значений (многозначные слова)

*подбор родственных слов

* «Скажи ласково»

* «Один-много»

* «Назови действия»

* «Рифмы»

* «»Доскажи словечко»

  1. Дидактические игры.

- игры на акцентуацию внимания.  Цель: развивать зрительное восприятие, зрительную память, внимание ,активизировать словарь.

« Назови детали картины»

«Найди предмет»

«Классификации» (назови все игрушки, всех животных , всё зелёное и др.)

- игры на установление связи между предметами( причинно-следственные связи, логическое мышление)

«Что с чем?», «Ассоциативные ряды»

-сенсорные игры

«Сенсорная копилка» +приём сравнения с другим предметом

«Чудесный мешочек»

«Раскрась так же»

Далее можно приступать к составлению рассказа. Два основных вида рассказывания:

*репродуктивный

*творческий

Репродуктивный (воссоздающий)

  1. Описательные рассказы
  1. Описание предмета по образцу
  2. Описание предмета по вопросам педагога
  3. Описательный рассказ по схеме
  4. Описательный рассказ по сенсорным символам
  5. Описательный рассказ по мнемотаблице
  6. Описательный рассказ по цветовым символам
  1.  сравнительно- описательные рассказы
  1. Сравнительное описание по аналогии
  2. Сравнительное описание по вопросам
  3. Сравнительное описание по схеме
  1. описание картины
  1. описание картины  по традиционной методике
  2. описание картины по системе ТРИЗ
  3. описание картины по вопросам
  4. описание по плану
  5. частичное описание картины
  6. описание картины по ориентировочным схемам
  7. описание картины с помощью схематично изображённых деталей
  8. описание картины по памяти с появляющимися деталями (открываем по фрагментам)
  1. Описание динамического сюжета по картине
  1. Составление рассказа по опорным словам

            -опорные слова- предметы

          -опорные слова-действия

          -опорные слова-признаки

         -опорные предлоги

  1. Составление рассказа по опорным символическим изображениям
  2. Составление рассказа по аналогии
  3. Составление рассказа по сюжетной картине и стихотворению
  4. Составление рассказа по картографической схеме

 

 Творческий вид рассказывания

  1. Придумывание начала рассказа
  2. Придумывание конца рассказа
  3. Придумывание рассказа от имени какого-либо живого предмета, от первого лица
  4. Придумывание от лица неживого предмета
  5. Придумывание сказочной истории по картине
  6. Придумывание рассказа на заданную тему
  7. Придумывание рассказа по пословице и картине
  8. Придумывание рассказа с недостающим предметом (закрытым)
  9. Составление рассказа с введением в повествование нового предмета или персонажа (кого нет на картине, но мог бы появиться)
  10. Составление рассказа с решением проблемной ситуации
  11. Составление рассказа- инсценировки
  12. Составление рассказа небылицы
  13. Сочинение стихотворения по картине
  14. Как озаглавить рассказ?  

Советы для педагогов:

  1. Если вы испытываете затруднения в работе по составлению рассказов, то планируйте этот вид деятельности чаще.
  2. никогда не отвечайте сами на свой вопрос, терпите помогайте ещё одним вопросом, или двумя или …сколько потребуется вашего мастерства
  3. не задавайте вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет».  Они не развивают речь детей.

Усложнение видов работы по возрастным группам:

Младшая группа:

  1. рассматривание с помощью вопросов
  2. рассказ воспитателя, являющийся образцом речи для детей
  3. к концу года дети могут почти полностью повторить рассказ педагога

Средняя группа

  1. описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам
  2. рассказывание по серии сюжетных картинок

Старшая группа

  1. коллективные описательные рассказы по серии картинок
  2. творческое рассказывание по картине
  3. составление рассказа по картине
  4. рассматривание пейзажных картин

Подготовительная группа

  1. все типы картин и все виды детских рассказов
  2. рассматривание натюрмортов (к концу года –описание натюрморта)

Литература

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы. –М.:Гном и Д, 2003.
  2. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам.-М.: 2005.
  3. Творческое рассказывание : обучение детей 5-7 лет/ авт.-сост. Л.М.Граб.-Волгоград:Учитель, 2011.
  4. Ельцова О.М. Методика обучения пересказу//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №1, 2009.
  5. И.Л.Саво. Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи. //Дошкольная педагогика. 2009, август

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие. Моделирование конспектов занятий по обучению детей дошкольного возраста рассказыванию по картинам

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию по картине

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!       На дворе XXI век и у нас есть возможность учиться, не выходя из дома, использу...

Методика обучения дошкольников с ТНР рассказыванию по картине

    Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходится все л...