Обучение дошкольников пересказу. Сказки – пересказки
консультация по художественной литературе (младшая группа) на тему

Фёдорова Лариса Витальевна

Огромное значение в жизни ребенка  имеет умение пересказывать художественный текст. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Хороший рассказчик является душой любой компании. И этому умению нужно обучать с детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_skazki.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников пересказу.

Сказки – пересказки

Огромное значение в жизни ребенка  имеет умение пересказывать художественный текст. От него зависят и успехи обучения в школе, и общение со сверстниками и взрослыми. Хороший рассказчик является душой любой компании. И этому умению нужно обучать с детства.

Обучение пересказу приучает ребенка слушать, анализировать, осмыслять литературный текст; учит последовательно и выразительно передавать содержание произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащают словарный запас и закрепляют произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение.

Связную речь у младших дошкольников целесообразнее формировать на материале художественных текстов.

Сказки – отличный материал для пересказывания. Их тексты доступны детям. В них присутствуют знакомые персонажи, наделенные ярко выраженными чертами характера. Четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствует легкому запоминанию и точному воспроизведению текста. Занимательные сюжеты поддерживают интерес ребенка к занятиям. Сказки учат детей доброте, смелости, радушию, взаимовыручке, смекалке, скромности, умению сопереживать и сочувствовать героям.

После первого неторопливого и эмоционального прочтения сказки желательно объяснить ребенку значение непонятных слов и выражений, внимательно рассмотреть картинки, назвать персонажей сказки, обсудить черты характера героев.

Далее ребенку предлагается ответить на серию  вопросов. Они составлены в соответствии с последовательностью сюжета сказки и способствуют быстрому запоминанию и более точной передаче текста.

Есть вопросы прямые, начинающиеся со слов «кто», «что», «кому», «когда» и др., помогающие ребенку полнее использовать словарь и синтаксис текста. И есть вопросы логические, начинающиеся со слов «зачем», «почему», «для чего», «как», помогающие установить причинно – следственные связи в тексте сказки. Поощряйте ребенка за полные ответы на вопросы, выразительные интонации в передаче повествования и реплик героев.

После этого нужно еще раз прочитать сказку и предложить ребенку пересказать ее. Если малыш затрудняется, можно подсказывать начало предложений, задавать наводящие вопросы. Если ребенку очень трудно пересказать текст, взрослый сам пересказывает произведение, а малыш договаривает предложения. Главное, чтобы ребенку нравилось это занятие, чтобы оно не вызывало у него отрицательных эмоций. Хвалите и подбадривайте малыша, тактично исправляйте ошибки.

Очень интересно пересказывать сказку по цепочке: один начинает, второй продолжает и т.д. Можно предложить ребенку придумать продолжение сказки или сочинить сказку по аналогии.

С группой детей можно инсценировать сказки. Для этого потребуется совсем несложное оформление. А сколько радости спектакль доставит детям! В нем смогут принять участие как активные, так и застенчивые ребятишки. Можно сыграть длинную роль, а можно сказать всего одно предложение или исполнить немую роль. Главное – это участие.

Пример конспекта.

«Как Лиса терем строила»

Надоело Лисе в норе жить. Не хотела она свою красивую шубку в норе пачкать. Попросила Лиса Бобра построить ей деревянный терем.

Построил Бобер терем. Далеко его в лесу видать.

Пришли охотники в лес и сразу увидели Лисий дом. Еле-еле успела Лиса из терема выскочить.

И стала она снова в норе жить.

Словарная работа

1.Вспомнить, как называются жилища лисы, медведя, пчелы, волка.

2.Объяснить значение слов:

        Терем – высокий дом, дом в виде башни;

        Лисий дом – дом Лисы.

3.Подобрать слова, похожие по смыслу:

        Снова – опять, сызнова, заново.

Вопросы:

1.Почему Лиса не хотела жить в норе?

2.О чем она попросила Бобра?

3.Почему охотники сразу увидели Лисий дом?

4.Где снова стала жить Лиса?

Примерный план занятия – инсценировки

Воспитатель декламирует:

                Можешь встретить ты в лесу

                Рыжехвостую лису –

                И красива, и умна,

                Вертит хвостиком она.

Воспитатель спрашивает, почему лису называют рыжехвостой. Проводит игру «Подбери словечко». Воспитатель просит придумать, про кого можно сказать: короткохвостый.., белобокая.., красногрудый.., длинноухий.., быстроногий… и т.д.

Воспитатель обсуждает с детьми, почему лису считают очень красивой.

Проводится игра «Построй терем». Вызываются два ребенка. Строят из кубиков терем. Кубики кладутся по одному друг на друга. Выигрывает тот, у кого выше «терем».

Воспитатель читает сказку и задает детям вопросы. Дети отвечают на вопросы полными ответами. Воспитатель еще раз читает сказку и предлагает детям исполнить роли Лисы, Бобра и Охотников (можно надеть маски или прикрепить картинки).

Инсценировка

Лиса. Надоело  Лисе в норе жить. Не хотела она свою красивую шубку в норе пачкать.(Лиса «красуется», показывает свою шубу.)

Попросила Лиса Бобра построить ей деревянный терем. (Подходит к Бобру.)

Бобер. Построил Бобер терем. Далеко его в лесу видать. (Бобер «строит» дом, ставит стульчик на стульчик. Лиса прячется за стульчики.)

Первый охотник. Пришли охотники в лес и сразу увидели Лисий дом. (Входят охотники. Подходят к «терему».)

Второй охотник. Еле-еле успела Лиса из терема выскочить. (Лиса выскакивает и убегает.) И стала она снова в норе жить.

Инсценировку можно повторить 2-3 раза с разными участниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "рекомендации по обучению дошкольников пересказу (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"

"рекомендации по обучению дошкольников пересказу  (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"...

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»...

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»...

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»...

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»...

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»...

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»

План-конспект занятия по обучению связной речи старших дошкольников «Пересказ сказки В. Сутеева «Это что за птица?»...