Развитие связной речи через ознакомление с художественной литературой сибирских писателей
консультация по развитию речи
консультация для педагогов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для педагогов и родителей по развитию речи дошкольника | 348.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ №175 г.Иркутска |
Развитие связной речи через ознакомление с художественной литературой сибирских писателей |
Консультация для воспитателей творческой группы |
Осипова Екатерина Юрьевна, воспитатель гр. «Речецветик» 12.03.2015 |
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому наша роль ,как педагогов ,состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько . Главная причина - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Обращение к проблеме знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой, обусловлено рядом причин: во-первых, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка. Современные произведения художественной литературы , классические ,сказки дошедшие из глубины веков, ,потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Читая с ребенком, взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые - хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык - важнейшее средство человеческого общения.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений. Воспитатель и семья являются своеобразными «фильтрами» для отбора детской литературы. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений.
Поэтому наш сад с большой ответственностью подошел к проблеме приобщения дошкольника к художественной литературе. Для достижения цели мы выделили следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определили основные направления деятельности:
• создание речевой развивающей среды;
• работа с детьми, работа с родителями;
Руководитель нашей творческой группы Лобанова Т.И. стала инициатором интересной формы работы с детьми и родителями нашего детского сада. Начиная с 2014 года, творческая группа сада систематически организует встречи наших воспитанников с иркутскими писателями, которые пишут для детей. Что может сравниться с «живым» словом? Кто, как не сам автор, может лучше всех донести душу своего произведения? Спасибо нашим землякам, что они не только радуют нас своим творчеством, но и находят время для встреч с детьми. Наши дети познакомились со сказочницей В.Матвеевой, с писателем Ю.Барановым,с поэтессами Е.Анохиной ,М.Яковенко и В.Максимовой.
Наши дошкольники имеют уникальную возможность окунуться в сказочный мир, услышать мирилки, смешилки, страшилки, считалки, леталки и засыпалки! Воспитатели и родители возвращаются в волшебный мир детства, полный юмора, грусти и фантазий…Голос автора, иллюстрации художников, атмосфера зала создают эмоциональное слияние с произведением. А ведь становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения, проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов. Встречи с писателями , которые живут рядом, с которыми можно поговорить о чем угодно, получить из рук автора книгу с автографом и сфотографироваться ,запоминаются надолго .Окунаясь в мир детства и фантазий ,невольно осознаешь, сколько радости и открытий может подарить человеку жизнь! Творческие встречи с сибирскими детскими писателями на базе нашего детского сада стали нашей хорошей традицией. Наших дошколят ждут новые встречи и открытия , а их родителей- множество вопросов от почемучек.
Встреча с иркутской писательницей В.В.Максимовой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи через ознакомление с художественной литературой. Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Открытое занятие по развитию речи с использованием графических схем....
«Овладение детьми нормами литературной речи через ознакомление с художественной литературой»
В дошкольном учреждении можно говорить о всестороннем воспитании, затрагивая средства художественной литературы. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого разв...
План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с художественной литературой
План работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи при ознакомлении с произведениями художественной литературой...
«Развитие связной речи детей через ознакомление с художественной литературой русских писателей»
Проект по развитию связной речи детей 5-7 лет...
Развитие связной речи детей через ознакомление с художественной литературой детских писателей.
К сожалению, вечно занятые родители частенько пускают процесс развития речи детей на самотёк. Ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими и...
Конспект занятия по развитию речи через ознакомление с художественной литературой в старшей группе «Пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»»
Обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
Развитие связной речи через ознакомление дошкольников с художественной литературой
Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому сегодня необходимо приобщат...