Конспект занятия по развитию речи через ознакомление с художественной литературой в старшей группе «Пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_proppo.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 85
комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект
занятия по развитию речи
через ознакомление с художественной литературой
в старшей группе
«Пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»»
Составила воспитатель:
Голод
Алена Анатольевна
I квалификационная категория
2020 год
Цель: обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к произведениям художественной литературы
Учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение к поступкам героев.
Образовательные:
Совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
Развивающие:
Развивать связанную монологическую речь с использованием графических карточек Проппо
Предварительная работа:
Чтение сказки «Гадкий утёнок». Просмотр мультфильма «Гадкий утёнок»
Демонстрационный материал:
Презентация Power Point, карточки Проппо
Ход непрерывно образовательной области
Этапы деятельностного подхода | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивация | - Доброе утро ребятки! Давайте подготовим наши язычки к работе. Артикуляционная гимнастика «Волк и три поросенка» Жили-были три поросенка. Говорить они не умели - только визжали. Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. Обходил вокруг дома Белил потолки. Строил мостики, забивал гвозди. А его глупые братья сдували одуванчики. В это время Волк решил испугать маленьких поросят - сдуть их домики из соломы и прутиков. Поросята испугались и побежали к брату. А Волк решил забраться в их домик через трубу - и свалился в котел. Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. | Доброе утро! Выполняют движения языком «Почистим зубки» «Круговые движения языка» «Маляр» «Грибок», «цоканье» «Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи» «Кто дальше загонит мяч»? «Фокус» - щеки не раздувать «Цоканье» «Чашечка» «Ш-ш-ш-ш-ш» |
Проблематизация | Ребята, повернитесь лицом к своему, посмотрите внимательно друг на друга. Задание: «Поднимите руки вверх только те, …» -у кого голубые глаза - светлые (темные) волосы -у кого имена содержат букву А - у кого встречается одинаковый цвет в одежде - кто родился летом, зимой, весной, осенью - у кого есть брат (сестра) - кому исполнилось 6 лет - у кого есть друзья У каждого из вас есть что-то, чем вы похожи и чем отличаетесь друг от друга, но это не мешает вам иметь друзей. А если мы будем работать дружно то добьёмся хороших результатов. Интересно ли вам самим исследовать и открывать новое? Кем вы будете на занятии – исследователями или слушателями - зависит от вас. -В нашей книге Г.Х Андерсена пропала сказка. - Предлагаю вам угадать и помочь найти пропавшую сказку. - Вы готовы помочь? | Выполняют задание Ответы детей Ответы детей |
Целеполагание | -Чтобы помочь книге , нам нужно выполнить задания из конверта. -Мы сможем помочь, если будем дружными. | Внимательно слушают |
Планирование будущей деятельности | - Пересказывать сказку нам будут помогать картинки. - После каждой картинки на магнитную доску я буду вешать карточку Проппо, так мы с вами продолжим знакомство с карточками Проппо. Потом по ним мы с вами сможем пересказать сказку. | |
Реализация плана | Отгадайте , пожалуйста, загадку: -В детстве все над ним смеялись, Оттолкнуть его старались: Ведь никто не знал, что он Белым лебедем рожден. (Гадкий утёнок) - Вы догадались, что это за сказка? - Напомните мне, пожалуйста, кто написал эту сказку? - Давайте мы с вами вспомним сказку «Гадкий утенок»
- Посмотрите на картинку. Расскажите мне, что произошло под большим лопухом?
«Под большим лопухом мама утка высиживала яйца Шесть утят вылупилось и она ждала седьмого. Прошла мимо старая гусыня и насмешливо посоветовала утке бросить яйцо. » На магнитной доске воспитатель вывешивает карточку Проппо «»№1 Жили-Были» Картинка №2 «Мама утка решила высидеть яйцо. Когда птенец вылупился он оказался большим и серым. Мама утка повела свой выводок на птичий двор. Куры, гуси и индюки толкали и клевали утёнка.» Карточка Проппо «№8 Враг начинает действовать» Физкультминутка Вот под елочкой Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны: Кар-кар-кар! Целый день они кричали Спать ребятам не давали: Кар-кар-кар! Только к ночи умолкали. Картинка №3. «На следующий день утёнок знакомиться с котом. Кот обижает маленького утёнка. Бедный утёнок не выдержал обид и убежал со двора.» Карточка Проппо «№ 5 Герой покидает дом» Картинка №4. «Утёнок очутился на озере, где жили дикие утки. Вдруг раздался страшный грохот. Это были охотники. Оставшиеся в живых утки полетели к другому берегу. Утёнок долго сидел в камышах. Наконец он встал и побежал.» Карточка Проппо «№11 Спасение от преследования» Картинка №5. «Вскоре утёнок очутился у порога маленькой избушки. В углу дремал старый кот и разгуливала большая курица. Кот и курица не приняли утёнка, потому что он не умел нести яйца. Кот и курица прогнали утёнка.» Карточка Проппо «№19 Герою дают сложное задание.» Картинка № 6. «Утёнок снова оказался на улице. Шёл снег с дождём. Утёнку было очень холодно. Вдруг утёнок увидел необыкновенно красивых белоснежных птиц. Прекрасные лебеди улетели и утёнок остался один.» Карточка Проппо «№6 Появление друга помощника» Картинка №7. «Много бед выпало на долю утёнка. Но когда пришла весна, снег растаял и по озеру поплыли сказочные белые птицы. Утенок решился плыть им навстречу, склонил голову и в блестящей гладкой и увидел прекрасного белого лебедя. Лебеди полюбили утёнка как родного, а люди говорили, что прекраснее птицы не найти.» Карточка Проппо «№ 21 Герою дается новый облик» | Ответы детей Сказка «Гадкий утенок» Ганс Христиан Андерсен Смотрят на экран рассказывают 1 часть Смотрят на экран, рассказывают 2 часть Встали Прыгают Хлопают над головой Повороты туловища влево-вправо Наклоны туловища влево-вправо. Хлопают над головой Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают Смотрят на экран, рассказывают 3 часть. Смотрят на экран, рассказывают 4 часть Смотрят на экран, рассказывают 5 часть Смотрят на экран, рассказывают 6 часть Смотрят на экран, рассказывают 7 часть |
Рефлексия | - Посмотрите, какая у нас получилась схема из карточек Проппо. Теперь они нам помогут пересказать сказку без картинок. А может быть и составить свою сказку. - Давайте вспомним, какие задачи мы ставили вначале нашего занятия. Справились ли мы с ними? - Как вы думаете, помогли мы книге найти сказку? — Андерсен хотел научить нас быть такими же, как его герои. -Какими? -Спасибо, вам ребята за занятие. Я вами очень горжусь, что вы работали дружно. | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.Тема: "Весна. Инсценировка сказки в лицах "Заюшкина избушка""....
Конспект занятия по развитию речи через ознакомление с художественной литературой. Тема. Пересказ сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».
Открытое занятие по развитию речи с использованием графических схем....
Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе
«Драматизация стихотворно-авторской сказки "Муха-Цокотуха" Программное содержание:- уточнить знания детей о произведениях К. Чуковского;- уч...
План-конспект занятия по развитию речи на тему: " Чтение художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце»"
Программное содержание:1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.2. Учить отвечать на вопрос...
конспект ОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "Зимние напевы"
Рассматривание картины И.И.Шишкина "Зима" и беседа по ней....
План - конспект занятия по развитию речи на тему: чтение художественной литературы в старшей группе сказ «Серебряное копытце» П.П.Бажов
Знакомство с уральским писателем П.П. Бажовым. Знакомство с его творчеством: сказ "Серебряное копытце". Актуализация знаний через решение кроссворда и разгадывание ребусов....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе по мотивам сказки: "Цветик - Семицветик"
Конспкт занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы по мотивам сказки: "Цветик-семицветик"...