Развитие связной речи через ознакомление дошкольников с художественной литературой
статья по развитию речи
Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал для педагогов | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи через ознакомление дошкольников с художественной литературой
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.)
Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем. Мы начинаем приобщать детей к книге: читая им сказки, стихотворения, рассказы. Но, чтобы речь детей стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения недостаточно. Ребенок дошкольного возраста обладает удивительными способностями в овладении речевыми навыками и умениями.
Сегодня проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой является особенно актуальной, так как нельзя не отметить снижение интереса к чтению у детей. Поэтому в соответствии с ФГОС, сегодня необходимо приобщать ребенка к книге, к чтению уже в дошкольный период, иначе трудно будет в дальнейшем воспитать читателя, что негативно скажется не только на развитии конкретного ребенка, но и на духовно-нравственном потенциале общества в целом.
В.А.Сухомлинский сказал, что «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»
Работа по развитию речи включает в себя:
- Работу над звуковой культурой речи
- Формирование грамматических навыков
- Расширение словарного запаса слов (лексика)
- Развитие речевого творчества
- Развитие связной речи
Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения.
Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется. Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно.
Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания. Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения. Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка.
Эти образцы различны по своему воздействию:
- в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова,
- в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи;
- народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
- Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно постоянная речь.
Блиц-опрос для воспитателей
- Какими навыками и умениями должен обладать педагог, знакомя детей с литературными произведениями?
Педагог должен суметь “заразить” детей эмоциональным отношением к литературному персонажу; должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логическое ударение, паузы, владеть темпом, в нужных местах повышать или понижать голос.
- Какие умения формирует педагог у детей, знакомя их с произведением?
Слушать и понимать художественное произведение, высказывать суждения о героях; пробудить у каждого ребенка интерес к чтению, к рассматриванию иллюстраций, правильному обращению с книгой.
- Какую предварительную работу проводит педагог перед ознакомлением детей с художественным произведением?
В каких случаях такая работа необходима?
До начала прочтения произведения педагог объясняет детям смысл трудных слов, непонимание которых, может затруднить понимание смысла произведения; может провести небольшую беседу, подводящую детей к содержанию произведения.
- Какие задания воспитатель дает детям для углубления восприятия литературного произведения?
Детям необходимо давать творческие задания на придумывание сравнений, синонимов, антонимов, словоизменений и подбору рифмы к заданному слову.
• Какие коррекционно-образовательные задачи педагог планирует при ознакомлении детей с художественным произведением?
Обогащение и уточнение словаря; работа над словоизменением; работа над формированием диалогической речью.
- Какие коррекционно-развивающие задачи планирует педагог при ознакомлении детей с художественным произведением?
Развитие связной речи, развитие зрительного и слухового внимания и памяти, развитие воображения.
- Какие коррекционно-воспитательные задачи планирует педагог при ознакомлении детей с художественным произведением?
Воспитание навыков сотрудничества, воспитание бережного отношения к природе, развитие коммуникативной функции речи.
Творческое задание для педагогов.
Цель: выявить и уточнить интересные приемы в работе по развитию речи дошкольников при ознакомлении с произведением В. Бианки “ Как муравьишка домой спешил”
Воспитателям предлагается прочитать сказку «Как муравьишка домой спешил» и представить, с учетом поставленных задач, игры и упражнения для развития речи детей.
«Назови ласково» муравей, гусеница, жук, бабочка и т.д.
«Один – много» употребление единственного и множественного числа сущ. Муравей – муравьи, клоп – клопы, гусеница – гусеницы.
«Кого не стало» - употребление сущ. в Р.п. в ед. ч. и мн.ч.– развитие зрительного восприятия (картинки) Не стало жука, жуков, муравья, муравьев и т.п.
«Кто как передвигается? (глаголы) бабочка – порхает, гусеница – ползает, муха – летает, кузнечик – прыгает и подбор сущ. к действию – Кто это? – Порхает, перелетает, пьёт нектар?
«Кто как передвигается» - составление сложных предложений с союзом А (картинки)
Муравей ползает, а бабочка…..
Гусеница ползает, а кузнечик….
Бабочка порхает, а червяк…..
«Насекомые – великаны» - употребление слов с увеличенным оттенком по образцу: это не паук, а паучище; это не жук, а жучище, это не муравей, а муравьище
«Объясни словечко» - землемер, сенокосец, водомерка, листовертка
«Сколько насекомых на цветке» - согласование числит. с сущ.
от 2 до 5 На цветке 2 черных муравья, 5 муравьёв
« Назови ласково» - части тела насекомых – голова, крыло, лапа, жало, спина, ус, хобот
«Назови короткое слово» – жук, гусеница
«Какое слово не подходит» - гусеница, гусеница, лиственница, гусеница
Развитие грамматического строя речи (картинки)
В лесу растет береза
Муравей забрался на березу
Муравей упал с березы
Жук с муравьем подлетел к березе
Муравейник находился под березой.
Предложные конструкции ( на наглядной основе) игра «Прятки» - выполнять действия, основанные на понимании словесных инструкций, включающих предлоги и наречия с пространственным значением -На, в, около, между, рядом, под, слева от, справа от).
«Четвертый лишний» бабочка, комар, червяк, муха
Подбери рифму
Кузнечик – огуречик, комарик-фонарик, муха-цокотуха,
Пересказ текста по опорным картинкам.
Составь свой рассказ (индивидуальный набор картинок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация педагогического процесса по развитию речи через ознакомление детей с художественной литературой"
Мастер-класс для педагогов...
Педагогического совета по теме: «Совершенствование работы по развитию связной речи детей с использованием произведений художественной литературы в условиях ФГОС ДО»
Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры....
Анкета для родителей «Развитие диалогической речи через чтение и восприятие художественной литературы»
Анкета для родителей «Развитие диалогической речи через чтение и восприятие художественной литературы»...
Развитие связной речи через ознакомление с художественной литературой сибирских писателей
консультация для педагогов и родителей...
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка через ознакомление дошкольников с художественной литературой.
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка через ознакомление дошкольников с художественной литературой....
Развитие родной речи через ознакомление дошкольников с бурятской культурой и традициями.
Наш детский сад с января 2021г. вошел в состав экспериментальных садов по монолингвальному развитию речевой среды на бурятском языке. Работа ДОУ построена на базе основной образовательной программы &l...
Методическая разработка к учебно - игровому пособию «Волшебная книга осени» блок «Осень. Приметы осени» по развитию диалогической речи посредством ознакомления дошкольников с художественной литературой для работы с детьми с ОВЗ в возрасте от 2 до 7 ле
В авторской разработке представлен системный подход по развитию диалогической речи у дошкольников с ОВЗ по лексическому блоку «Осень. Приметы осени». Разработана картотека худо...