«Овладение детьми нормами литературной речи через ознакомление с художественной литературой»
статья по развитию речи

Колесникова Евгения Александровна

В дошкольном учреждении можно говорить о всестороннем воспитании, затрагивая средства художественной литературы. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Помогая ребенку понять литературный текст, обогащая содержание книги, развивая эстетический вкус читателя, художник самым активным образом участвует в общем воспитательном процессе, активно влияет на формирование мировоззрения маленьких граждан нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kolesnikova_e.a.doc20 КБ

Предварительный просмотр:

« Овладение детьми нормами литературной речи через ознакомление с художественной литературой»

В настоящее время среди  видов искусств, адресованных непосредственно детям, художественной литературе отведена особая роль.  С её помощью открываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения их кругозора, формирования у детей основ мировоззрения и нравственных представлений. Расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать ритм и форму родного языка. Средствами  художественного  слова  еще  до школы,  до  усвоения  грамматических  правил  маленький  ребенок  практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Главным результатом культуры речи считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Это помогает ребёнку точно, ясно и эмоционально передавать свои чувства в процессе общения, благодаря этому он легко поднимается по ступеням овладения литературным языком. Литературный язык – это язык образцовый, его нормы считаются обязательными для носителей языка.

Языковая норма определяет, что правильно и что - нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения и запрещает другие. Языковые нормы берут исток из семейного уклада, тесно переплетаясь с традициями и воспитанием. Также немало важную роль в наше время играют другие информационные источники, окружающие ребенка и дома и за его пределами. Современная действительность диктует новые правила, книгу  из  нашей  жизни  активно вытесняют  телевидение,  радио,  интернет,  обучающие  и  развлекательные компьютерные  программы. Но  ведь  именно  чтение,  в  отличие  от  телевидения,  развивает самостоятельность  мышления.  Именно  чтение  развивает  интеллект,  формирует духовно  зрелую  и  социально  ценную  личность.

Актуальность проблемы ознакомления детей с художественной литературой набирает обороты. Необходимо знать, что одним из звеньев в языковых нормах является звуковая культура речи. Для установления детьми социальных контактов и для их подготовки к школе звукопроизношение на ранних этапах даёт наибольший эффект в обучении.

Из  книги  ребенок  узнает  много  новых  слов,  образных  выражений,  его  речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать  свое  отношение  к  прослушанному,  используя  сравнения,  метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Конечно, как уже говорилось ранее, семейный уклад и общение между членами семьи играет для ребёнка главную роль, авторитарную. Видя манеры и слыша интонации разговоров родителей, в голове у малыша строится своя пирамида ценностей: моральных, языковых. Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых. Подражая взрослым, ребенок перенимает все тонкости их звуковых особенностей: постановку знаков ударения, построение предложений и фраз. Но не нужно забывать, что также он перенимает и ошибки, которые имеются в речи взрослых.

В дошкольном учреждении можно говорить о всестороннем воспитании, затрагивая средства художественной литературы. Важно понимать, что детская сказка предлагает ребенку  образы,  которые  ему  очень  интересны,  а  жизненно  важная  информация усваивается  сама  по  себе,  незаметно.  Мало  того,  приобщаясь  к  сказке,  малыш приобретает  абсолютно  новый  для  себя  вид  психической  активности  -  умение мысленно  действовать  в  воображаемых  обстоятельствах,  а  это  умение  -  основа для любой творческой деятельности.  Через  сказку  легче  всего  объяснить  ребенку  первые  и  главные  понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". У ребёнка проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения. Знакомство со сказкой помогает ребенку понять окружающую действительность. Любая сказка, стих, проза – это отношения между людьми. Знакомство с художественной литературой помогает крохе формулировать свою мысль, дарит и обогащает словарный запас, помогает произносить правильно звуки, а также знакомит с миром взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Одним из ключевых факторов является ознакомление дошкольника с художественной литературой. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи.

Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. Новые слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые они слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, их норм, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

 Помогая  ребенку  понять  литературный  текст,  обогащая  содержание  книги, развивая  эстетический  вкус  читателя,  художник  самым  активным  образом участвует  в  общем  воспитательном  процессе,  активно  влияет  на  формирование мировоззрения маленьких граждан нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Задачи:- связная речь:  учить пересказывать сказку  вместе с воспитателем;- звуковая культура речи:  приучать  отчетливо и правильно  произносить звук «С» изолированно и в сло...

Конспект НОД по развитию связной речи детей через ознакомление с художественной литературой «Рассказывание сказки «Репка» во второй младшей группе

Цель:1. Учить пересказывать русскую народную сказку «Репка» с помощью условных заместителей персонажей; совершенствовать умение ориентироваться на магнитной доске.2. Развиватьдвигательное моделировани...

Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой

Развитие у детей связной речи в старшем дошкольном возрасте через ознакомление с художественной литературой Обратите свое сердце к книгам«Какое богатство мудрости и добрарассып...

План работы с одарёнными детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.

Создать условия для её увлечения, вовлекать её в коллективные пересказывания, сочинение рассказов, находить рифму для стихов. Обеспечить возможность творческой словесной реализации. Привлекать родител...

Конспект занятия по развитию речи через ознакомление с художественной литературой в старшей группе «Пересказ сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок»»

Обучать связному последовательному пересказу текста сказки с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....