Конспект интегрированного открытого занятия с применением мнемотехники и приоритетным направлением познавательное развитие в группе для детей с ЗПР. Тема: «Зима в Крыму»
методическая разработка по развитию речи

Степовая Елена Викторовна

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, облегчающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации. Приемы мнемотехники увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Цель занятия: формирование умений рассказывать о времени года (о зиме) в связной логической последовательности  с использованием наглядных пособий (мнемотаблиц)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №30 «БЕРЁЗКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект интегрированного открытого занятия с применением мнемотехники и приоритетным направлением познавательное развитие в группе для детей с ЗПР.

Тема: «Зима в Крыму»

Подготовила воспитатель

МБДОУ №30 Степовая Е.В.

Симферополь

Февраль 2021 г.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей составлять рассказ с использованием мнемотаблиц.

- закрепить знания детей о приметах Крымской зимы.

- развитие связной речи.

- учить детей отвечать полным предложением.

- Закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима».

- Закреплять элементарные математические представления (умение детей считать в пределах 10 на конкретных предметах; выкладывание предметов на слух, визуальное определение на сколько больше, меньше, всего предметов)

Развивающие:

- Развивать творческое воображение через использование мнемотаблиц; пространственные представления; развитие зрительного внимания, памяти, мышления, умение рассуждать.

Воспитательные:  

- Воспитывать навыки самостоятельности, инициативности и сотрудничества, а также умение выслушивать взрослого и друг друга; воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: наблюдение зимних явлений (первый снег, холодно, одежда людей, поведение животных, птиц), рассматривание и обсуждение символов зимних явлений по мнемотаблицам», дидактические игры: «Что бывает зимой?», «Времена года», чтение стихов и рассказов о зиме, рассматривание картин и иллюстраций о зиме.

Предполагаемый результат: Дети проявляют инициативу, взаимодействуют со сверстниками и педагогом, умеют договариваться, проявляют умение слушать и слышать других. Дети освоили приемы мнемотехники при составлении рассказа. Пытаются составлять небольшие монологические высказывания. Выражают свои мысли.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация»:

Учить детей строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением; развивать воображение, логическое мышление; уточнять и расширять словарный запас.

«Социализация»:

побуждать детей к сотрудничеству со взрослым и сверстниками.

«Чтение художественной литературы»:В. Бианки «Синичкин календарь», Иван Крылов«Стрекоза и муравей», «По щучьему велению», « Сказка детям о вьюге в январе» Таисия Абакумова, В. Бианки «Как звери к зиме готояться». Развитие интереса и любви к книге.

Используемые современные технологии: ИКТ, игровая, коммуникативная, здоровьесберегающая, продуктивная.

Методы и приёмы:

Словесные:

Беседа, разъяснения, поощрение.

Наглядно-демонстрационные: Показ мнемотаблицс изображением зимних явлений.

Практические: Дидактические игры, подвижная игра, физ.минутка, пальчиковая гимнастика, нетрадиционное рисование.

Форма проведения: совместная деятельность.

Материал и оборудование: ноутбук, проектор; презентация; альбомный лист; гуашь синяя; кисть для рисования широкая; стаканчик с водой; салфетка бумажная; нарисованный лес формат А2, по 5 зайцев и 5 лис на ребенка, планшет на каждого ребенка.

Ход НОД:

1.Орг. момент:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли, и они хотят посмотреть, чему мы научились в старшей группе.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями.

 Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по-особенному: прикосновением ладошками. Прикоснитесь ладошками друг с другом.

Воспитатель: Ребята, тёплые у нас ладошки?

Дети: Да.

Воспитатель: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом.

Станем рядышком по кругу

Скажем: «Здравствуйте, друг другу»,

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!

Присаживайтесь на свои места.

Вос-ль: Ребята! К нам кто-то стучит (стук в дверь).

Слайд №2

В-ль выходит и заносит посылку. Ой дети посмотрите нам пришла посылка! Написано: «От Мороза с Северного Полюса»! Детям группы Бабочки. Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда письмо и сосульки с заданиями).

Воспитатель: Давайте прочитаем письмо:

«Дорогие дети!

Пишет вам Мороз с Северного полюса! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас посылку, в ней сосульки с Северного Полюса. На этих сосульках задания, когда вы выполните все задания, то они растают и появится для вас сюрприз. Я не успеваю приехать к вам в Крым и раскрасить морозными узорами окна. Поэтому после выполнения заданий вы поможете мне раскрасить морозным узором окна в Симферополе. Желаю успеха!

«Мороз»

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что за задания прислал мороз? Будем выполнять?

(Ответы детей)

Воспитатель: Достаём 1 сосульку.

Слайд №3

2. Рассказать или прочитать какие времена года?

На экране появляется картинки.

Слайды№ 4,5,6.

В-ль: Молодцы ребята справились и отдает сосульку детям.

В-ль: А какое у нас сейчас время года?

Ответы детей.

В-ль: Достаём 2 сосульку.

Слайд №7

3. Составьте рассказ на тему «Зима» по схеме.

На экране появляется мнемотаблица с изображениями:

«Наступила зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Все вокруг засыпало белым снегом. Река замерзла и покрылась льдом. Девочки и мальчики гуляют на улице. Они кормят птиц зимой зерном, семечками и хлебом.»

Дети по мнемотаблице составляют рассказы.

В-ль: Ребята какие вы молодцы. Очень красивые рассказы получились.

В-ль: Достаём 3 сосульку.

Слайд № 8

4. Рассказать о признаках Крымской зимы.

В-ль: А давайте вспомним какая зима у нас в Крыму?

Ответы детей: бывает разная.

В-ль: А какая разная?

Дети: Бывает теплая, холодная, мокрая, сырая, дождь со снегом, лужи.

В-ль: Почему?

Потому-что нас окружают моря и горы.

В-ль: Все правильно рассказали. Из-за таких теплых зим у нас рано появляются первоцветы.

В-ль: Достаём 4 сосульку

Слайд № 9,10,11,12.

5. Расскажите о крымских первоцветах.

В-ль: А какие-же мы видим в лесу на поляне первоцветы?

Картинки на экране.

Дети: подснежники, пролески, сон-трава,мать-и-мачеха, крокус.

В-ль: а почему эти растения называют  первоцветами?

Ответы детей

Дети: Все растения, которые появляются на проталинках ранней весной, называют первоцветами.

А где в Крыму растут эти цветы?

Ответы детей: в лесу.

В-ль: Какие молодцы. Расказали признаки зимы и названия первоцветов.

Восп.-ль: 5 сосулька.

Слайд № 13

6. Динамическая пауза.

Зайчик

Прыг – скок, прыг – скок,

прыгнул зайчик на пенек.

(Дети сгибают руки в локтях и прижимают к телу, прыгают на месте)

Ему холодно сидеть,

(перекрещивают руки и дрожат)

хочет лапки он погреть.

(трут ладони друг о друга)

Лапки – вверх, лапки – вниз.

(поднимают и опускают руки)

И на месте развернись.

(поворачиваются вокруг себя)

Ставим лапки на бочок

и на месте скок – скок – скок.

(ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)

А теперь вприсядку,

(приседают)

пусть не мерзнут лапки.

(дуют на руки, пытаясь их согреть).

В-ль: Ну что вам понравилось?

Ответы детей.

В-ль: Ну тогда достаём следующую сосульку № 6.

Слайд № 14

7. Посчитать на лесной поляне зайчиков и лисичек.

В-ль: Ой посмотрите на эту картинку что это?

Дети: Лес.

В-ль: а кого мы видим на этой поляне? (на доске висит плакат формата А 2 с зайцами и лисами).

Дети: зайцев и лисичек.

В-ль: А давайте посчитаем их.

Дети: на полянке 5 зайцев и 4 лисички.

В-ль: Дети а скажите мне кого больше зайцев или лисичек?

Дети: лисичек.

В-ль: Выложите на планшете справа 5 зайчиков и слева 3 лисички.

В-ль: Кого больше? Кого меньше?

В-ль: На сколько зайчиков больше чем лисичек?

Дети: на 2 зайчика больше.

В-ль: А что нам нужно сделать чтоб лисичек и зайчиков было поровну?

Дети: добавить 2 лисички.

В-ль: Какие вы молодцы. Справились.

В-ль: сосулька № 7

Слайд № 15

8. Пальчиковая гимнастика.

Дедушка Мороз

Закрывайте окна,

Закрывайте двериСоединяем ладошки вместе

Закрывайте уши, Закрываем ушки

Закрывайте нос. Закрываем нос

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз! Ходим указательным и средним пальцами

Щиплет уши, щиплет нос, Щипаем названные части тела

Щиплет щёчки дед Мороз

В-ль: Ну вот мы и размяли наши пальчики.

В-ль: Вот и последняя 8 сосулька.

Слайд № 16

9. Раскрась окна «Морозными узорами».

В-ль: Ну что дети порисуем?

Ответы детей.

В-ль: Ну вот немного отдохнули, а теперь нам нужно помочь Морозу. Так как Мороз волшебник, нам тоже придется превратиться в волшебников, и разукрасить окна.

Посмотрите дети, какие красивые веточки-травинки, белые снежинки, завитушки и крючочки студеные нарисовал мороз для нас (показ фото морозных узоров на стёклах).

Практическая часть

Воспитатель показывает, как нужно держать кисть, чтобы затонировать заранее подготовленные рисунки.

В-ль: Если вам все понятно, можете начинать работать.

Воспитатель смотрит как дети работают, помогает если у них не получается (индивидуальная работа).

В.-ль: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какие красивые окна (отмечаем в каждой работе наиболее удачный элемент). Вы сегодня молодцы. Понравилось вам быть волшебниками?

Д.: Ответы детей.

В-ль: Спасибо вам за помощь, за такие красивые окна. Я думаю, Морозу они очень понравятся, и он обязательно придет к нам.

Слайд № 17

10. Рефлексия:

Ребята, вам понравилось помогать морозу? А что вам запомнилось?

А что понравилось больше всего? Вы сегодня были все активные, правильно отвечали на вопросы, составляли рассказ, молодцы, ребята!

Наше занятие окончено, большое всем спасибо!

Сюрпризный момент

Ой! Я же совсем забыла. Давайте собирём все сосульки в волшебный мешочек и произнесём волшебные слова:

«Раз, два, три,

Сосульки в сюрприз преврати!»

https://znanio.ru/media/didakticheskie-igry-po-femp-dlya-detej-starshej-gruppy-2491466

Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-les-dlya-detej-15-luchshih.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/06/13/zagadki-o-zime

https://infourok.ru/kartoteka-privetstviya-dlya-zanyatiy-3784685.html

https://multiurok.ru/files/konstrukt-nod-po-rechevomu-razvitiiu-po-teme-zimus.html

https://www.art-talant.org/publikacii/19746-konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-s-ispolyzovaniem-i-sostavleniem-mnemotablic-zima

https://infourok.ru/konspekt-nod-po-rechevomu-razvitiyu-s-primeneniem-mnemotehniki-v-gostyah-u-zimy-dlya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-4410279.html

https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-soberi-snezhinku.html

ussiantrips.ru/krymskaya-zima/

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1380306-1548141267.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного открытого занятия на тему: "Для чего нужна зима"

Продолжать знакомить детей с явлениями природы зимой;Учить находить сходство и различие с другими временами года;Познакомить с периодом отдыха растений, длящийся с поздней до ранней весны;Развивать по...

Конспект интегрированного открытого занятия по познавательному развитию в средней группе "ФРУКТОВЫЙ САД"

"ФРУКТОВЫЙ САД" Цели: - расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека;- обогащат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с приоритетным направлением «Познавательное развитие» в старшей группе «В гостях у лесных жителей»

Конспект НОД по "Познавательному развитию" в старшей группе "В гостях улесных жителей", оформленный в логике образовательной деятельности, по новым требованиям....

Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Кубик вращаем — по Крыму шагаем»

Цели:Познакомить детей с некоторыми представителями флоры и фауны Крыма: тушканчиком, болотной совой, можжевельником.Расширить знания детей о медузе, мяте, стрекозе.Закрепить знания детей о природе (п...

Конспект интегрированного открытого занятия по формированию элементарных математических представлений и конструированию в старшей группе: " Поможем Буратино"

Конспект интегрированного занятия по ФЭМП с элементами конструирования в старшей групп: «Поможем Буратино».Цель: закрепление и повторение изученного материала (распознавание форм геометрич...

Конспект интегрированного открытого занятия по развитию речи в младшей группе ( с применением инновационных технологий) на тему: «Сказка «Теремок дружбы»

Цель: приобщение детей к творческой речевой деятельности .Задачи:Образовательные: Продолжать работу с детьми по составлению простых предложений во время ответов на вопросы воспитателя.Совершенств...

Конспект интегрированного открытого занятия для детей подготовительной группы компенсирующей направленности "Школа будущего"

Задачи:1.Продолжать развивать фонематический слух: продолжать учить  составлять звуковой анализ слова; закреплять правильное отчетливое произнесение звуков. Развивать речевое дыхание. Закреп...