Конспект интегрированного открытого занятия с применением мнемотехники и приоритетным направлением познавательное развитие в группе для детей с ЗПР. Тема: «Зима в Крыму»
методическая разработка по развитию речи
Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, облегчающих эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации. Приемы мнемотехники увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Цель занятия: формирование умений рассказывать о времени года (о зиме) в связной логической последовательности с использованием наглядных пособий (мнемотаблиц)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №30 «БЕРЁЗКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект интегрированного открытого занятия с применением мнемотехники и приоритетным направлением познавательное развитие в группе для детей с ЗПР.
Тема: «Зима в Крыму»
Подготовила воспитатель
МБДОУ №30 Степовая Е.В.
Симферополь
Февраль 2021 г.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей составлять рассказ с использованием мнемотаблиц.
- закрепить знания детей о приметах Крымской зимы.
- развитие связной речи.
- учить детей отвечать полным предложением.
- Закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима».
- Закреплять элементарные математические представления (умение детей считать в пределах 10 на конкретных предметах; выкладывание предметов на слух, визуальное определение на сколько больше, меньше, всего предметов)
Развивающие:
- Развивать творческое воображение через использование мнемотаблиц; пространственные представления; развитие зрительного внимания, памяти, мышления, умение рассуждать.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки самостоятельности, инициативности и сотрудничества, а также умение выслушивать взрослого и друг друга; воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа: наблюдение зимних явлений (первый снег, холодно, одежда людей, поведение животных, птиц), рассматривание и обсуждение символов зимних явлений по мнемотаблицам», дидактические игры: «Что бывает зимой?», «Времена года», чтение стихов и рассказов о зиме, рассматривание картин и иллюстраций о зиме.
Предполагаемый результат: Дети проявляют инициативу, взаимодействуют со сверстниками и педагогом, умеют договариваться, проявляют умение слушать и слышать других. Дети освоили приемы мнемотехники при составлении рассказа. Пытаются составлять небольшие монологические высказывания. Выражают свои мысли.
Интеграция образовательных областей:
- «Коммуникация»:
Учить детей строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением; развивать воображение, логическое мышление; уточнять и расширять словарный запас.
- «Социализация»:
побуждать детей к сотрудничеству со взрослым и сверстниками.
- «Чтение художественной литературы»:В. Бианки «Синичкин календарь», Иван Крылов«Стрекоза и муравей», «По щучьему велению», « Сказка детям о вьюге в январе» Таисия Абакумова, В. Бианки «Как звери к зиме готояться». Развитие интереса и любви к книге.
Используемые современные технологии: ИКТ, игровая, коммуникативная, здоровьесберегающая, продуктивная.
Методы и приёмы:
Словесные:
Беседа, разъяснения, поощрение.
Наглядно-демонстрационные: Показ мнемотаблицс изображением зимних явлений.
Практические: Дидактические игры, подвижная игра, физ.минутка, пальчиковая гимнастика, нетрадиционное рисование.
Форма проведения: совместная деятельность.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор; презентация; альбомный лист; гуашь синяя; кисть для рисования широкая; стаканчик с водой; салфетка бумажная; нарисованный лес формат А2, по 5 зайцев и 5 лис на ребенка, планшет на каждого ребенка.
Ход НОД:
1.Орг. момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришли, и они хотят посмотреть, чему мы научились в старшей группе.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но сделаем мы это по-особенному: прикосновением ладошками. Прикоснитесь ладошками друг с другом.
Воспитатель: Ребята, тёплые у нас ладошки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом.
Станем рядышком по кругу
Скажем: «Здравствуйте, друг другу»,
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
Присаживайтесь на свои места.
Вос-ль: Ребята! К нам кто-то стучит (стук в дверь).
Слайд №2
В-ль выходит и заносит посылку. Ой дети посмотрите нам пришла посылка! Написано: «От Мороза с Северного Полюса»! Детям группы Бабочки. Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда письмо и сосульки с заданиями).
Воспитатель: Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети!
Пишет вам Мороз с Северного полюса! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас посылку, в ней сосульки с Северного Полюса. На этих сосульках задания, когда вы выполните все задания, то они растают и появится для вас сюрприз. Я не успеваю приехать к вам в Крым и раскрасить морозными узорами окна. Поэтому после выполнения заданий вы поможете мне раскрасить морозным узором окна в Симферополе. Желаю успеха!
«Мороз»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что за задания прислал мороз? Будем выполнять?
(Ответы детей)
Воспитатель: Достаём 1 сосульку.
Слайд №3
2. Рассказать или прочитать какие времена года?
На экране появляется картинки.
Слайды№ 4,5,6.
В-ль: Молодцы ребята справились и отдает сосульку детям.
В-ль: А какое у нас сейчас время года?
Ответы детей.
В-ль: Достаём 2 сосульку.
Слайд №7
3. Составьте рассказ на тему «Зима» по схеме.
На экране появляется мнемотаблица с изображениями:
«Наступила зима. На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Все вокруг засыпало белым снегом. Река замерзла и покрылась льдом. Девочки и мальчики гуляют на улице. Они кормят птиц зимой зерном, семечками и хлебом.»
Дети по мнемотаблице составляют рассказы.
В-ль: Ребята какие вы молодцы. Очень красивые рассказы получились.
В-ль: Достаём 3 сосульку.
Слайд № 8
4. Рассказать о признаках Крымской зимы.
В-ль: А давайте вспомним какая зима у нас в Крыму?
Ответы детей: бывает разная.
В-ль: А какая разная?
Дети: Бывает теплая, холодная, мокрая, сырая, дождь со снегом, лужи.
В-ль: Почему?
Потому-что нас окружают моря и горы.
В-ль: Все правильно рассказали. Из-за таких теплых зим у нас рано появляются первоцветы.
В-ль: Достаём 4 сосульку
Слайд № 9,10,11,12.
5. Расскажите о крымских первоцветах.
В-ль: А какие-же мы видим в лесу на поляне первоцветы?
Картинки на экране.
Дети: подснежники, пролески, сон-трава,мать-и-мачеха, крокус.
В-ль: а почему эти растения называют первоцветами?
Ответы детей
Дети: Все растения, которые появляются на проталинках ранней весной, называют первоцветами.
А где в Крыму растут эти цветы?
Ответы детей: в лесу.
В-ль: Какие молодцы. Расказали признаки зимы и названия первоцветов.
Восп.-ль: 5 сосулька.
Слайд № 13
6. Динамическая пауза.
Зайчик
Прыг – скок, прыг – скок,
прыгнул зайчик на пенек.
(Дети сгибают руки в локтях и прижимают к телу, прыгают на месте)
Ему холодно сидеть,
(перекрещивают руки и дрожат)
хочет лапки он погреть.
(трут ладони друг о друга)
Лапки – вверх, лапки – вниз.
(поднимают и опускают руки)
И на месте развернись.
(поворачиваются вокруг себя)
Ставим лапки на бочок
и на месте скок – скок – скок.
(ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)
А теперь вприсядку,
(приседают)
пусть не мерзнут лапки.
(дуют на руки, пытаясь их согреть).
В-ль: Ну что вам понравилось?
Ответы детей.
В-ль: Ну тогда достаём следующую сосульку № 6.
Слайд № 14
7. Посчитать на лесной поляне зайчиков и лисичек.
В-ль: Ой посмотрите на эту картинку что это?
Дети: Лес.
В-ль: а кого мы видим на этой поляне? (на доске висит плакат формата А 2 с зайцами и лисами).
Дети: зайцев и лисичек.
В-ль: А давайте посчитаем их.
Дети: на полянке 5 зайцев и 4 лисички.
В-ль: Дети а скажите мне кого больше зайцев или лисичек?
Дети: лисичек.
В-ль: Выложите на планшете справа 5 зайчиков и слева 3 лисички.
В-ль: Кого больше? Кого меньше?
В-ль: На сколько зайчиков больше чем лисичек?
Дети: на 2 зайчика больше.
В-ль: А что нам нужно сделать чтоб лисичек и зайчиков было поровну?
Дети: добавить 2 лисички.
В-ль: Какие вы молодцы. Справились.
В-ль: сосулька № 7
Слайд № 15
8. Пальчиковая гимнастика.
Дедушка Мороз
Закрывайте окна,
Закрывайте двериСоединяем ладошки вместе
Закрывайте уши, Закрываем ушки
Закрывайте нос. Закрываем нос
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз! Ходим указательным и средним пальцами
Щиплет уши, щиплет нос, Щипаем названные части тела
Щиплет щёчки дед Мороз
В-ль: Ну вот мы и размяли наши пальчики.
В-ль: Вот и последняя 8 сосулька.
Слайд № 16
9. Раскрась окна «Морозными узорами».
В-ль: Ну что дети порисуем?
Ответы детей.
В-ль: Ну вот немного отдохнули, а теперь нам нужно помочь Морозу. Так как Мороз волшебник, нам тоже придется превратиться в волшебников, и разукрасить окна.
Посмотрите дети, какие красивые веточки-травинки, белые снежинки, завитушки и крючочки студеные нарисовал мороз для нас (показ фото морозных узоров на стёклах).
Практическая часть
Воспитатель показывает, как нужно держать кисть, чтобы затонировать заранее подготовленные рисунки.
В-ль: Если вам все понятно, можете начинать работать.
Воспитатель смотрит как дети работают, помогает если у них не получается (индивидуальная работа).
В.-ль: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какие красивые окна (отмечаем в каждой работе наиболее удачный элемент). Вы сегодня молодцы. Понравилось вам быть волшебниками?
Д.: Ответы детей.
В-ль: Спасибо вам за помощь, за такие красивые окна. Я думаю, Морозу они очень понравятся, и он обязательно придет к нам.
Слайд № 17
10. Рефлексия:
Ребята, вам понравилось помогать морозу? А что вам запомнилось?
А что понравилось больше всего? Вы сегодня были все активные, правильно отвечали на вопросы, составляли рассказ, молодцы, ребята!
Наше занятие окончено, большое всем спасибо!
Сюрпризный момент
Ой! Я же совсем забыла. Давайте собирём все сосульки в волшебный мешочек и произнесём волшебные слова:
«Раз, два, три,
Сосульки в сюрприз преврати!»
https://znanio.ru/media/didakticheskie-igry-po-femp-dlya-detej-starshej-gruppy-2491466
Источник: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-les-dlya-detej-15-luchshih.html
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/06/13/zagadki-o-zime
https://infourok.ru/kartoteka-privetstviya-dlya-zanyatiy-3784685.html
https://multiurok.ru/files/konstrukt-nod-po-rechevomu-razvitiiu-po-teme-zimus.html
https://www.art-talant.org/publikacii/19746-konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-s-ispolyzovaniem-i-sostavleniem-mnemotablic-zima
https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-soberi-snezhinku.html
ussiantrips.ru/krymskaya-zima/
https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1380306-1548141267.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного открытого занятия на тему: "Для чего нужна зима"
Продолжать знакомить детей с явлениями природы зимой;Учить находить сходство и различие с другими временами года;Познакомить с периодом отдыха растений, длящийся с поздней до ранней весны;Развивать по...
Конспект интегрированного открытого занятия по познавательному развитию в средней группе "ФРУКТОВЫЙ САД"
"ФРУКТОВЫЙ САД" Цели: - расширить и уточнить знания детей о фруктах и фруктовых деревьях, и уходом за ними, этапах роста, разновидностях плодов, пользе для здоровья человека;- обогащат...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с приоритетным направлением «Познавательное развитие» в старшей группе «В гостях у лесных жителей»
Конспект НОД по "Познавательному развитию" в старшей группе "В гостях улесных жителей", оформленный в логике образовательной деятельности, по новым требованиям....
Конспект интегрированного открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Кубик вращаем — по Крыму шагаем»
Цели:Познакомить детей с некоторыми представителями флоры и фауны Крыма: тушканчиком, болотной совой, можжевельником.Расширить знания детей о медузе, мяте, стрекозе.Закрепить знания детей о природе (п...
Конспект интегрированного открытого занятия по формированию элементарных математических представлений и конструированию в старшей группе: " Поможем Буратино"
Конспект интегрированного занятия по ФЭМП с элементами конструирования в старшей групп: «Поможем Буратино».Цель: закрепление и повторение изученного материала (распознавание форм геометрич...
Конспект интегрированного открытого занятия по развитию речи в младшей группе ( с применением инновационных технологий) на тему: «Сказка «Теремок дружбы»
Цель: приобщение детей к творческой речевой деятельности .Задачи:Образовательные: Продолжать работу с детьми по составлению простых предложений во время ответов на вопросы воспитателя.Совершенств...
Конспект интегрированного открытого занятия для детей подготовительной группы компенсирующей направленности "Школа будущего"
Задачи:1.Продолжать развивать фонематический слух: продолжать учить составлять звуковой анализ слова; закреплять правильное отчетливое произнесение звуков. Развивать речевое дыхание. Закреп...