"Какая бывает осень?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_zanyatie_kakaya_byvaet_osen.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие
«Какая бывает осень»
Старшая группа.
Цель:
обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
учить детей называть характерные приметы осени.
учить устанавливать связь между признаками в природе
умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
закрепить навык образования прилагательного от существительного.
развивать внимание, мышление, память через игры и игровые упражнения.
развивать творческие способности, мелкую моторику рук
воспитывать любовь к природе.
Непрерывная образовательная деятельность детей:
Воспитатель: звенит колокольчиком
Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Воспитатель:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
В: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Осень.
Открывается дверь и заглядывает ёжик.
Ёжик: Здравствуйте, ребята! Я к вам пришел за помощью, помогите мне понять, что происходит: раньше у меня было так много друзей, мы играли, бегали, смеялись. А теперь холодно. Почему?
Дети: Уже осень наступила!
Слайд 2. 3.4.«Осенний лес».
Воспитатель: А как вы думаете, осень всегда бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: (Ранняя, поздняя)
Игра «Осенние слова» (какая бывает осень)
Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Слайд 5.
Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них осень изображена. (Дети показывают и называют)
Воспитатель: Вы знаете, что каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.
Воспитатель: Что происходит с природой осенью? (световой день уменьшается, температура воздуха падает, идут дожди, меняет цвет листва, желтеет и высыхает трава, дозревают некоторые фрукты, ягоды и грибы, наступают первые заморозки и др.)
Слайд 6.
В сентябре?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.
Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени.
Слайд 7.
Что же у нас происходит в октябре?
Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.
Вслед за сентябрем пришел октябрь - месяц мокрый, хмурый. Его в народе называют «листопадником».
Слайд 8.
В ноябре?
Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, засохли, небо в тяжелых свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем. Ноябрь - последний месяц осени. Грустный и задумчивый месяц. Он соединяет глубокую осень с зимой. В народе называют ноябрь «ворота зимы». Как вы думаете, почему?
Воспитатель: Молодцы, вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе.
На столах: «Найди осень на картинке»
Воспитатель: Посмотрите на картинки и покажите, где изображена Осень. Почему вы так думаете? (Дети по очереди делают рассуждения, называют приметы осени, изображенные на разных картинках и рисунках).
Игра «Погода осенью»
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:
Когда дует ветер - ветреная
Когда идет дождь - дождливая.
Пасмурно - пасмурная
Холодно - холодная
Хмуро - хмурая
Сыро - сырая
Ясно – ясная
Дидактическая игра «Подбери слова»
Предложить детям встать по кругу, поиграть с мячом и закончить фразу.
Желтеют (листья)
Моросит (дождь)
Дует (ветер)
Вянет (трава)
Опадают (листья)
Льет (дождь)
Улетают (птицы)
Созревают (овощи, фрукты)
Собирают (урожай)
Воспитатель: Отлично.
Воспитатель: Есть две осени. Одна – радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.
Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.
«Собери картинку» (работа парами)
В: А почему природа изменяет свой цвет именно осенью?
Д: Мало света, тепла, холодно.
Ёжик: Ой, я слышу про снег! Даже страшно стало, ведь скоро зима, а у меня нет норки. Где же я буду листочки для своего зимнего домика искать?
Воспитатель: Не волнуйся, ёжик, ребята тебе помогут. Смотри, мы сейчас превратимся в осенние листочки.
«Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Воспитатель: Что же случается с опавшими листьями ?
Ответ детей: Они высыхают.
Ёжик нам приготовил задание:
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев? (да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.
Воспитатель: Ребята, сделаем сейчас листочки для ёжика, согласны?
Слайд 9.
Ёжик будет рад.
Ёжик, не печалься, смотри, сколько листьев будет у тебя.
Ёжик: ну спасибо вам, ребята! Я так много нового узнал от вас. А за листочками я вернусь. До свидания!
Дети прощаются с ёжиком. Воспитатель предлагает подвести итоги
Воспитатель: Итак, о чем мы сегодня с вами рассуждали, какие приметы осени вы знаете?
Дети: Осень наступила. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Какие бывают профессии"
Цель презентации:расширять и закреплять знания детей о разных профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию....
Конспект по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Какие бывают профессии"
Цель: расширять и закреплять знания детей о разных профессиях. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"
Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....
Какие бывают книги
интегрированное занятие...
Какая бывает семья?
Семья - сколько раз мы слышим это слово.Что такое семья?Какая она?Зачем нужна?Какую семью можно считать благополучной? и многое другое....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми группы «Солнышко» по ознакомлению с природой. Тема: «Какие бывают птицы?».
Дать детям общее представление о многообразии птиц....
конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Какая бывает вода? Она бывает разная"
занятие по ознакомлению с окружающим для детей средней группы о свойствах воды...