Семинар – практикум для педагогов «Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР»
консультация
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_naglyadnogo_modelirovaniya_v_korrektsii_rechi_detey.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области
Семинар – практикум для педагогов
«Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР»
Воспитатель Тимирбаева Е.С.
Аша, 2019
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.
Метод наглядного моделирования позволяет ребёнку представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Моделирование состоит из следующих этапов:
- Усвоение и анализ сенсорного материала;
- Перевод его на знаково-символический язык;
- Работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:
- знакомство с графическим способом представления информации;
- развитие умения расшифровки модели;
- формирование навыка самостоятельного моделирования.
Таким образом, в коррекционной работе моделирование выступает как определённый метод познания с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.
Развивающая игра «Улитка»
Изображение улитки с завёрнутой ракушкой, которая в зависимости от варианта игры разделена на секторы. Каждый сектор пронумерован и имеет различное изображение предмета.
Задачи игры:
- Формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова;
- Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
- Стимулировать развитие психических и познавательных процессов;
- Способствовать развитию коммуникативных навыков;
- Поддерживать эмоционально положительный комфорт.
Использование данной игры позволяет:
- определять положение звука в слове;
- делить слова на слоги;
- совершенствовать навыки звукового анализа;
- образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- согласовывать существительные с прилагательными и числительными;
- составлять предложения с заданным словом;
- различать одушевлённые и неодушевлённые предметы;
- развивать слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление;
- формировать навыки сотрудничества.
Формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова
Игра «Определи первый звук в слове»
Каждый ребёнок кидает кубик, отсчитывает нужное количество секторов и называет картинку. Затем выделяет первый звук в названии картинки и передаёт ход следующему игроку.
Игра «Назови последний звук в слове»
Ребёнок кидает кубик, отсчитывает нужное количество секторов и называет картинку. Затем выделяет последний звук в названии картинки и передаёт ход следующему игроку.
Игра «Определи, какие гласные звуки спрятались в слове?»
Ребёнок кидает кубик, отсчитывает нужное количество секторов и называет картинку. Затем выделяет гласные звуки в названии картинки и передаёт ход следующему игроку.
Игра «Раздели слово»
Ребёнок кидает кубик, отсчитывает нужное количество секторов и называет картинку. Затем определяет количество слогов в слове (приёмы: отхлопать, отстучать) и передаёт ход следующему игроку.
Игра «Сосчитать количество звуков в слове»
Ребёнок кидает кубик, отсчитывает нужное количество секторов и называет картинку. Затем определяет количество звуков в слове, выкладывает их фишками одного цвета и передаёт ход следующему игроку.
Игра «Составь схему слова»
Ребёнок кидает кубик, отсчитывает нужное количество секторов и называет картинку. Затем делает звуко-слоговой анализ и передаёт ход следующему игроку.
Лексико-грамматический строй речи
Игра «Кто это или что это?»
Ребёнок кидает кубик, отсчитывает нужное количество секторов и называет картинку. Затем ставит вопрос «Кто это?» или «Что это?», определяя живое – неживое. Потом передаёт ход следующему игроку.
Игра «Один – много»
Дети по очереди кидают кубик, отсчитывает нужное количество секторов, определяя картинку. Затем называют слово во множественном числе именительного падежа.
Игра «Какой? Какая? Какое?»
Каждый по очереди кидает кубик и отсчитывает нужное количество секторов, определяя картинку. Затем подбирает признаки в соответствии с тем, к какому роду относится предмет (мужскому, женскому или среднему).
Игра «Назови ласково»
После отсчета нужного количества секторов и определения картинки, каждый ребёнок преобразует слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Затем передаёт ход следующему игроку.
Игра «Посчитай»
После отсчета нужного количества секторов и определения картинки, каждый считает предмет от одного до пяти, согласуя окончания (1 стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев). Затем передаёт ход следующему игроку.
Игра «Продолжи ряд»
После отсчета нужного количества секторов и определения картинки каждый составляет цепочку из слов, относящихся к данной классификации (яблоко – груша, лимон, апельсин…). Затем передаёт ход следующему игроку.
Связная речь
Игра «Составь предложение с данным словом»
После отсчета нужного количества секторов и определения картинки каждый составляет предложение любой сложности и передаёт ход следующему игроку.
Игра «Придумай загадку»
После отсчета нужного количества секторов и определения картинки ребёнок описывает характерные признаки изображённого предмета: форму, цвет, вкус, действия, которые может совершать сам предмет, или действия, которые можно совершать с ним. Остальные дети пытаются угадать, о каком предмете идет речь.
Психические и познавательные процессы
Упражнение «Что общего?» (два игрока)
После отсчета нужного количества секторов и определения двух картинок дети сравнивают, что общего у этих предметов.
Упражнение «Найди пару»
Дети относят картинку к определённой классификации и находят картинку из той же серии.
Таким образом, к несомненным достоинствам предложенной игры можно отнести многоцелевую направленность, многофункциональность, возможность учета индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также создание эмоционально-благоприятной атмосферы, способствующей возникновению радостных эмоций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...
Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...
Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе по развитию речи с дошкольниками"
Прентация проведения семинара-практикума с педагогами по использованию современных технологий в развитии речи дошкольниковю...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать эффективные средства, стимулирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала....
Семинар-практикум "Использование метода наглядного моделирования в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар направлен на создание условий для повышения профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования, как средства формирования познавательной активности детей...
Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....