«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием устного народного творчества, пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самообразование 2 младшая | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Ильинская СОШ» дошкольные группы «Ромашка»
Индивидуальный план работы по самообразованию
на 2019-2020 учебный год
Терво А.И.
(Ф.И.О. педагога)
воспитатель
(специальность)
высшее
(образование)
2 года
(стаж педагогической работы)
___________ноябрь 2017г.
(курсы повышения квалификации)
Сентябрь 2019 год
(дата начала работы над темой)
Май 2020 год
(предполагаемая дата окончания работы)
Тема: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием устного народного творчества, пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразования;
- Разработать перспективный план работы с детьми по теме самообразования;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного 2019-2020 уч.года;
- Организовать работу кружка «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста», создать рабочую учебную программу;
- Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха;
- Создание разнообразной речевой среды в соответствии с возрастом;
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Методы и приёмы работы:
Традиционные:
- Пальчиковый игротренинг;
- Массаж кистей рук;
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- Заучивание потешек, прибауток, закличек;
- Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев;
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок (включая в работу родителей группы);
- Пальчиковый театр.
Нетрадиционные технологии:
- Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.);
- Конструирование из бумаги, работа с конструктом;
- Различные виды аппликаций;
- Шнуровки;
- Пазлы, мозаика;
- Работа со счётными палочками;
- Самомассаж кистей и пальцев рук;
- Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой и пр.;
- Ручной труд: нанизывание бус;
- Рисование по трафаретам, штриховка.
Актуальность:
Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Для развития речи детей в своей работе я использую пальчиковые игры, устное народное творчество, театрализацию и нетрадиционные технологии. Данная тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни детей. Только работа по развитию речи должна базироваться на комплексном подходе – сочетании музыки и физической культуры, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений, конструирования, театрализации. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями, что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе. От степени сформированности мелкой моторики зависит уровень развития речи, они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику.
План работы на 2019-2020 учебный год.
Месяц | Формы работы с детьми, с педагогами, с родителями |
Сентябрь | Изучить литературу по данной теме. Оформление картотеки артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений. |
Октябрь - май | Кружок с детьми младшего возраста на тему: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста». Организация подвижных игр (ежедневно); проведение динамических пауз во время занятий, пальчиковая гимнастика, проведение оздоровительной работы (ежедневно). |
Октябрь | Организация краткосрочного проекта «Осень, осень, в гости просим» (конкурс поделок осенних дарований). Анкетирование родителей: «Развитие речи детей 3-4 лет». Родительское собрание на тему: «Итоги диагностики. Кризис 3-х лет». Внедрить в работу с детьми массаж кистей; |
Ноябрь | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет. Буклет для педагогов по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь». Папка – передвижка: «Сказка и образ в жизни ребенка». Развлечение с родителями: «Посидим рядком да поговорим ладком». |
Декабрь | Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста»; папка – передвижка «Развивающие игры для ребёнка, чему они способствуют». Ручной труд: нанизывание бус, шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки. Проведение праздника к новому году. |
Январь | Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности (нетрадиционным способом). Пазлы, мозаика, введение работы со счётными палочками. Создание игр-драматизаций с элементами пальчиковых игр. |
Февраль | Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Организация краткосрочного проекта «Театрализация» (с включением родителей). Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». Различные виды аппликаций. |
Март | Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук. |
Апрель | Пальчиковый театр. Конструирование из бумаги в технике оригами. Сбор и обработка данных. Оформление индивидуальных карт развития. |
Май | Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей. Мониторинг. Обобщение результатов работы по теме на педсовете. Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» - результаты мониторинга. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. |
Практические выходы:
- Открытый просмотр непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Дикие и домашние животные»;
- Совместный показ с родителями различных театрализованных спектаклей;
- Выступление на педагогическом совете по своей теме самообразования.
В связи с плохой эпидемиологической обстановкой в стране (закрытие ДОУ) не удалось провести диагностику и работу в полном объеме.
Отчет по самообразованию воспитателя ДОУ
(2 младшая группа)
«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием устного народного творчества, пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
Работая во второй младшей группе, я пришла к выводу, что успешнее всего развивать речь детей через использование устного народного творчества. Именно, использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения не только улучшает речь ребенка, но и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества (сказки, былины), в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, пестушки, заклички, считалки), песни, танцы.
Для работы над данной темой мною были поставлены цель, задачи, методы и приемы.
- Открытый просмотр интегрированной непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи с использованием рисования на тему: «Дикие и домашние животные»
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды:
- Составлены картотеки на основе детского фольклора: «Подвижные народные игры», «Потешки в режимные моменты», «Пальчиковые игры для детей младшего возраста».
- Пополнен «Книжный уголок»: книжки-малышки; сюжетные картинки к рассказам и стихам, иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам, песенкам.
- Изготовлены театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», пальчиковый театр «Колобок».
- В группе пополняется «Уголок ряженья».
Работа над темой дала следующие результаты:
- дети знакомились с устным народным творчеством, изобразительным искусством России;
- речь детей развивалась: более обогатился и активизировался словарь, улучшилось качество связной речи.
- развивался познавательный интерес, творческие способности, двигательная активность, мелкая моторика рук дошкольников;
Вывод: Использование устного народного творчества в образовательно-воспитательной деятельности развивает детей младшего возраста: познавательный интерес, мышление, воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает к народной культуре. С помощью малых форм фольклора (потешки, считалки, заклички, пестушки и др.) можно решать практически все задачи методики развития речи дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
В этом материале,говорится о развитии речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий....
План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»....
План самообразования воспитателя младшая группа «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
План самообразования воспитателя второй младшей группы Русятинской ООШна 2020-2021 учебный год. ...
Самообразование «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Самообразование " Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий"...
План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...
План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий». 2022-2023
Самообразование 2022-2023...
План самообразования «Развитие речи детей в младшей группе с использованием устного народного творчества, пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие...