План самообразования «Развитие речи детей в младшей группе с использованием устного народного творчества, пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
материал (младшая группа)

Зайцева Светлана Аркадьевна

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей  с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по  самообразованию.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми, воспитателями, родителями по теме самообразования.
  3. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха; с помощью устного народного творчества.
  4. Создание разнообразной речевой среды в соответствии с возрастом.
  5. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей, Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
  6. Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей младшего возраста и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.2022-2023.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие речи детей в младшей группе с использованием устного народного творчества,  пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей  с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по  самообразованию.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми, воспитателями, родителями по теме самообразования.
  3. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха; с помощью устного народного творчества.
  4. Создание разнообразной речевой среды в соответствии с возрастом.
  5. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей, Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
  6. Повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей младшего возраста и привлечь их к работе по созданию развивающей среды в группе.

Актуальность: 
        Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.        

Для развития речи детей в своей работе я использую пальчиковые игры, устное народное творчество, театрализацию и нетрадиционные технологии.  Данная тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни детей. Только работа по развитию речи должна базироваться на комплексном подходе – сочетании музыки и физической культуры, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений, конструирования, театрализации. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями, что  благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе. От степени сформированности мелкой моторики зависит уровень развития речи, они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику.

План работы на 2022-2023 учебный год.

месяц

с детьми

с воспитателями

с родителями

Сентябрь

Пазлы, работа со счетными палочками.

Самостоятельная игровая деятельность: мозаика, пазлы, шнуровка.

Консультация: «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей».

Консультация: «Игрушки, необходимые для ознакомления с окружающим миром.»

Октябрь

Внедрить в работу с детьми. Массаж кистей. Игра: «Гуси щиплют травку.», «Замок», «Спрячь ладошки».

Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

Составить картотеку игр для мелкой моторики рук с подменными воспитателями.

Ноябрь

Разучить с детьми пальчиковые игры: «Осьминожки», «Надеваем перчатки», «Вышел дождик погулять», «Улитка», «Мышка».

Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

 Консультация для педагогов «Принципы подбора игр.»

Консультация: «Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка.»

Декабрь

Разучивание новых пальчиковых игр, закрепление ранее изученных. Использовать в НОД пальчиковые игры: «Пальчик-пальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин…»

Учить детей одевать и раздевать кукол.

Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения»

Январь

Чтение рассказов, потешек, стихотворений при  помощи пальчиков.

Настольная игра «Собери картинку»(крупные пазлы).

Оформление картотек: «Дружные пальчики», «Наша группа», «Семья», «Пальчики засыпают», «Вышел дождик погулять».

Мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками — развиваем речь»

Февраль

Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом.

Пальчиковая игра «Лыжи»(использование крышек от пластиковых бутылок).

Мастер – класс для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь»

Март

Ручной труд: нанизывание бус, шнуровка.

Пальчиковая игра «Котенок»(с прищепками).

Буклет «Пальчиковая гимнастика дома».

Мастер-класс для родителей "Волшебные пальчики"

Апрель

Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук.

Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки.

Консультация: «Модель использования пальчиковых игр.»

Беседа с родителями «Страна пальчиковых игр».

Май

Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей.

Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

Консультация:"Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников"Обобщение результатов работы по теме.

Совместное творчество детей и родителей(проект «Книжка своими руками»).

Июнь-август

Отчет по теме самообразования.

Практические выходы:

  1. Открытый просмотр непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Дикие и домашние животные»;
  2. Совместный показ с родителями различных театрализованных спектаклей;
  3. Выступление на педагогическом совете по своей теме самообразования.

 

                                              Литература.

1.Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2-еизд.,и доп.ГербоваВ.В.-М.Мозаика-Синтез,2010.

2.Интернет-ресурсы.

3.О.С.Ушакова-Развитие речи детей 3-4 лет.Сфера,2017.

4.БольшаковаС.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражения.-М.:Сфера,2006.

5.СтрогановаИ.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План самообразования воспитателя 2 младшей группы "Развитие речи детей с использованием пальсиковых игр и упражнений"...

«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием устного народного творчества, пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного...

План по саморазвитию воспитателя первой младшей группы "Развитие речи детей в младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий".

План самообразования воспитателя  младшей группы на 2022-2023 учебный год.ТЕМА: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технолог...

План по самообразованию воспитателя II младшей группы «Почемучки» Варитловой З.Х. Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План по самообразованию   Тема: «Развитие речи детей 2 младшей группы  с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

Отчет по самообразованию Развитие речи детей второй младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений

   Из опыта работы во второй младшей группе, где речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти отве...

Тема по самообразованию «Развитие речи детей второй младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

Цели самообразования:- Развитие речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений.- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства икомпетентности....