Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий «Космическое путешествие» для старшей группы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по формирование лексико- грамматических категорий расчитан для воспитанников старшей группы детского сада. Все поставленные задачи реализуются через игровую ситуацию с хорошо знакомым мультяшным героем "Лунтиком". Детям предлагаетсчя отправится в космическое путешествие через  выполнение заданий, упражнений и гимнастик направленных на развитие речи. В  ходе путешествия дети выполняют задания как самостоятельно, так и  разбиваясь на микро-группы, составляют описательный рассказ  о сезонах на планете Земля с опорой на схему. Играют в дидактические игры такие как "Подбери словечко" (учатся употреблять существительные в родительном падеже множественного числа), "Посмотри и назови", выполнятю артикуляционную гимнастику.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий «Космическое путешествие» (старшая группа).

Тема «Космос»

Цель:

- закрепить представления детей о космосе;

-совершенствовать умение составлять описательный рассказ;

-закрепить знания о временах года;

- закрепить умения: подбирать признак к предмету, родственные слова, употреблять сущ. в родительном падеже множественного числа,

- формировать умение работать в микро - группе;

-развивать у детей любознательность, воспитывать у детей самоконтроль за речью, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование:

Изображение и макет космического корабля – ракеты, космонавта, предметные картинки с изображением космических тел, созвездий и космической техники; картинки с изображением сезонов года: осень, зима, весна, лето; схемы-опоры для составления рассказа, кукла Лунтик.

Ход НОД:

В: - Здравствуйте ребята!  Поздороваемся с нашими гостями. Для того чтобы узнать о чем сегодня мы с вами будем говорить, я предлагаю отгадать загадку.

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (космос)

Воспитатель: Вы слышали, что это за звук? Как-будто кто упал.(вносит в группу куклу Лунтик).

(сюрпризный момент)

-Ребята, к нам прибыл гость. Кто же он? А от куда же он, где он живет?(ответы детей)

(Лунтик здоровается с детьми)    Лунтик: - А на какую планету я попал? (ответы детей) Я никогда не был на земле, она такая красивая, голубая планета. Я ничего не знаю о вашей планете. Не могли бы вы рассказать о ней.

В. : -Конечно, Лунтик, дети с удовольствием расскажут тебе о временах года , которые бывают на нашей планете Земля.

Д.И. «Подбери словечко» (зима какая?, осень какая?...)

 (дети разбиваются на 4 пары им раздаются картинки с изображением времён года:  лето, осень, зима, весна, они составляют  рассказ с опорой на схему) «Осень» (Примерный рассказ по схеме) Осенью солнышко светит, но слабо согревает землю. Становится холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на желтый, красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой». Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью линяют—меняют летний мех на теплый зимний. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и фруктов. «Зима» Зима — самое холодное время года. Зимой бывает мороз, часто идет снег, метут метели. Речки замерзают и покрываются льдом. На деревьях лежит иней. Прилетают самые красивые из зимующих птиц — снегири. Люди надевают теплую зимнюю одежду: меховые шапки, шубы, шерстяные варежки и шарфы, сапожки и ботинки. Все дети очень любят зиму. В это время года можно играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, коньках и лыжах. А еще зимой бывает самый лучший праздник — Новый год. «Весна» Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые. «Лето»….

В: Ребята, Лунтику очень понравились ваши рассказы о временах года, которые бывают на планете Земля, но он говорит, что в космосе можно тоже встретить много интересного и красивого. Он приглашает нас в космическое  путешествие. Вы согласны? (Да)

В: Скажите, а на чем мы полетим? На вертолёте, самолёте…? (ответы детей)

В: Тогда, давайте его построим.(артикуляционная гимнастика)

Мы ракету мастерим (и-у)

Молоточками стучим (ддддд)

Гайки все мы завинтим (язык по кругу)

Дружно в космос полетим (вверх-вниз)

Как гудит ракета (у-у-у)

Гул стоит на всю страну.

В: Здорово, космический корабль мы построили. Но космический корабль необычный , его нужно заправить. А для этого мы поиграем в игру.

Д.И.«Родственные слова» (воспитатель показывает картинки, дети подбирают слова родственники к словам: звезда, космос, планета)

В. - но посмотрите на нашу одежду, можно ли в ней отправиться в космос? (ответы детей)

В.:- Нет. Нужна специальная одежда, скафандр и космический шлем. Представим, что наша одежда стала космической.

1,2,3,4,5-
Начинаем колдовать!
Наши дети изменились-
В космонавтов превратились!

В. приглашает детей подойти к ракете. Займите свои места. (Дети  становятся в круг берутся за руки) Все готовы, закрываем глазки, начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1 - пуск! Ну, вот , мыс вами и в космосе.

В: А каким должен быть космонавт?

Д.И. «Подбери словечко» (передают массажный мяч «космический камень» и подбирают прилагательные:  смелым, сильным, умным, сообразительным, храбрым, отважным, умелым…)

В: Посмотрите в элюминатор  и скажите чего в космосе много? (воспитатель каждому раздаёт картинки с изображением звезд, метеоритов, комет, планет и т.д. дети составляют предложения)(Я в космосе вижу много звёзд. Я вижу в космосе много метеоритов….) Употребление сущ. в родительном падеже множественного числа.

В. Ребята, а я вижу красную планету? Как она называется? (марс) Как называют жителей этой планеты? (марсиане), а земли (земляне). А ещё мы пролетаем рядом с удивительной планетой у которой есть кольцо. Как же она называется? (сатурн). А это, что такое?

Лунтик:- Ура, да это же моя любимая луна! Давайте прилунимся, сделаем остановку и разомнёмся.

В.: Давайте вспомним, какие планеты вращаются вокруг солнца.

Физминутка.

На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)

Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)

Меркурий — раз, (Описать круг руками)

Венера-два-с, (Хлопок)

Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)

Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)

Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок)

Кто не видит — выйди вон! (Развести руки в стороны)

В. –жители луны приготовили нам задания  Д.И. «Посмотри и назови» (Детям раздаются картинки с изображением разных предметов  созвездий, ракет, спутников…)

- Возьмите по одной картинке и скажите,  сколько предметов  на ней нарисовано. (Один спутник, два спутника, пять спутников и т.д.)

- Верно. Молодцы!

В. -Пора нам ребята возвращаться на свою планету. Как же она называется? (Земля). Пришла пора прощаться с Лунтиком.

В. –До свидания Лунтик, мы будем скучать и ждать тебя снова в гости! Занимайте места на космическом корабле. 5-4-3-2-1 Пуск.

Рефлексия:

Вам понравилась наше путешествие? Что мы видели в космосе?  Космос какой? (Подбор прилагательных ответы детей) Ну вот и  пришла пора прощаться с Лунтиком. Спасибо вам, за замечательное путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию лексико-грамматических средств и связной речи в старшей группе Тема занятия: «Дикие животные»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи.Задачи:1.  Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.2.  Закреплять практическое употребление в ре...

конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя на тему "Путешествие в Овощную страну"

На данном занятии продолжать учить детей знакомить с овощами,их свойствами. В игровой форме совершить путешествие в Овощную страну,где приготовить винегрет из овощей.вспомнив при этом правила обращени...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение  и расширение представления дет...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений на тему «Весна» в старшей группе для детей с ОНР

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений на тему:«Весна»в старшей группе для детей с ОНР...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе Тема: «Осеннее путешествие»

Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь. Расширять и уточнять знани...

Конспект НОД "Азбука безопасности" по формированию лексико -грамматического строя и связной речи в старшей группе с ТНР

Конспект предназначен педагогам для закрепления знаний детей о правилах безопасности в различных ситуациях, об умении предотвращать опасные ситуации при помощи этих полученных знаний....