Статья на тему: «Рассказы Н. Носова как средство формирования нравственно- этических представлений детей старшего дошкольного возраста».
статья по развитию речи (старшая группа)
В статье рассматривается проблема формирования нравственно - этических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством рассказов Николая Николаевича Носова.
В настоящее время повысился интерес к нравственному воспитанию детей, как у учёных, которые занимаются теорией, так и у практиков образования. На протяжении многих лет, учёные, педагоги, философы и писатели такие как: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев и др. интересовались вопросами нравственного воспитания подрастающего поколения.
Проблема воспитания нравственности детей была актуальна всегда. В современном мире данная проблема приобрела особую актуальность. В воспитании детей, а именно, в нравственном - появились негативные тенденции: на первый план вышли телевизор и компьютеры, а книги, к сожалению, ушли на второй план. Те персонажи, которых сейчас смотрят и любят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственностью. В современных семьях большее внимание уделяется развитию интеллекта, а воспитание нравственных чувств уходит на второй план. Родители не понимают, что без этих качеств накопленные знания не имеют смысла.
На сегодняшний день в современном обществе остро встаёт проблема воспитанности современных детей. Нынешние сказки, мультфильмы, образ жизни не могут в полной мере дать детям представления о моральных нормах. Читая детям те добрые сказки и рассказы, к которым, несомненно, относятся и рассказы Н.Н. Носова, можно вернуть понятия о добре и зле, формировать у детей необходимые нравственные представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_rasskazov_nosova_nikolaya_nikolaevicha.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Рассказы Н. Носова
как средство формирования нравственно- этических представлений
детей старшего дошкольного возраста».
В статье рассматривается проблема формирования нравственно - этических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством рассказов Николая Николаевича Носова.
В настоящее время повысился интерес к нравственному воспитанию детей, как у учёных, которые занимаются теорией, так и у практиков образования. На протяжении многих лет, учёные, педагоги, философы и писатели такие как: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов, А.С. Макаренко, Б.Т. Лихачев и др. интересовались вопросами нравственного воспитания подрастающего поколения.
Проблема воспитания нравственности детей была актуальна всегда. В современном мире данная проблема приобрела особую актуальность. В воспитании детей, а именно, в нравственном - появились негативные тенденции: на первый план вышли телевизор и компьютеры, а книги, к сожалению, ушли на второй план. Те персонажи, которых сейчас смотрят и любят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственностью. В современных семьях большее внимание уделяется развитию интеллекта, а воспитание нравственных чувств уходит на второй план. Родители не понимают, что без этих качеств накопленные знания не имеют смысла.
На сегодняшний день в современном обществе остро встаёт проблема воспитанности современных детей. Нынешние сказки, мультфильмы, образ жизни не могут в полной мере дать детям представления о моральных нормах. Читая детям те добрые сказки и рассказы, к которым, несомненно, относятся и рассказы Н.Н. Носова, можно вернуть понятия о добре и зле, формировать у детей необходимые нравственные представления.
Произведения Н.Н. Носова имеют огромное практическое воздействие на формирование нравственно-этических представлений у детей дошкольного возраста, они не просто смешат, радуя, веселя, они воспитывают, заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках ребёнок постигает нравственные понятия, такие как честность, дружба, совесть, сочувствие. С большой уверенностью можно сказать, что только систематическая совместная работа детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников нравственных эмоций может привести к формированию у них таких качеств и свойств, при наличии которых ребёнок станет личностью.
Для определения уровня развития нравственных представлений, использовалась методика, разработанная Т.А. Пономаренко, целью, которой являлось, определение уровня развития у детей шестого года жизни представлений о дружбе, сочувствии, взаимовыручки, гуманности.
Методика включает три этапа индивидуальных бесед с детьми. В беседах использовались произведения Н. Носова: «На горке», «Незнайка в Солнечном городе», «Ступеньки .
Анализ результатов на констатирующем этапе показал, что:
- 44 % (11 детей) находятся на среднем уровне развития нравственных представлений.
-32% (8 детей) показали низкий уровень представления о доброжелательности, сопереживания у них является не полным, отрывочным, характеризуется недостаточностью осознания отрицательных поступков героев в произведениях Н.Н. Носова.
-высокий уровень составил 24 % (6 детей).
Так же использовались методики Р. М. Калининой:
Методика №1 «Закончи историю».
Цель: изучение понимания детьми нравственных норм, определение умений детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм и давать элементарную нравственную оценку.
Методика№ 2 «Сюжетные картинки» .
Цель: Изучение эмоционального отношения к нравственным качествам.
Анализ результатов на констатирующем этапе показал, что:
Низкий уровень составляет -36% (9 детей)
Средний уровень- 40 % (10 детей)
Высокий уровень- 24 % (6 детей)
С учетом выявления недостатков на констатирующем этапе были поставлены задачи формирующего этапа:
-Отбор рассказов Н.Н. Носова, способствующих формированию нравственно-этических представлений;
-Разработка серии занятий и этических бесед по формированию положительных нравственных качеств на примерах произведений Н. Носова;
-Подбор комплекса игр и игровых упражнений, сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование у детей эмоциональной отзывчивости;
-Составление методических рекомендаций для родителей по проблеме воспитания нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
В формирующем эксперименте предполагалось, что те серии занятий, этические беседы, а так же подбор комплекса игр и игровых упражнений, сюжетно-ролевых игр, направленные на формирование нравственно- этических качеств у детей, которые были разработаны, будут способствовать развитию этих качеств. Так же в общении с детьми были использованы игровые ситуации нравственной проблематики.
Игровые ситуации, которые были представлены детям, ставят их перед решением нравственной задачи, морального выбора. Ребятам доводилось вставать на место мальчика Котьки из рассказа Н.Н. Носова «На горке» и спрашивать себя: «Каково было Котьке, который работал один?». С помощью воспитателя дети делали вывод, что Котьке очень хотелось, чтобы горка получилась, поэтому он усердно трудился, ни разу не присел, прилежно, в поте лица. Но без помощи друзей ему было бы еще тяжелей, поэтому только сообща и, помогая друг другу можно делать одно общее дело.
Проводя занятия, где ведущим методом была этическая беседа, сначала читали детям рассказы, а затем задавали вопросы: «Правильно или неправильно поступил тот или иной персонаж? Почему? А как бы вы сами поступили?»
Ребята внимательно слушали рассказы, которые вызывали у них интерес. Оживленно отвечали на поставленные вопросы. Но, некоторые дети затруднялись ответить на такой вопрос – «А как бы вы сами поступили в таком случае?».
Анализируя поступки главных героев из трилогии о Незнайке, можно заметить, что в каждой части Н.Н. Носов использует сюжетный ход, где персонажи подвергаются довольно высокой опасности. Тем самым ребёнку прививается способность отличать положительные качества характера от отрицательных. Герои Н.Н. Носова – сложные и живые персонажи, среди них нет ни идеальных, ни демонических, но в каждом чётко выражаются различные стороны характера.
Так ненавязчиво, от красочных и образных представлений на примерах произведений Н.Н. Носова ребята приходят к чёткому и понятному для их возраста пониманию категорий сопереживать, сочувствовать, порадоваться, не завидовать, делать добро охотно и искренне.
С целью определения отношения родителей к формированию нравственных качеств у дошкольников, было проведено анкетирование родителей, а так же были разработаны рекомендации для родителей, в которых был представлен список детской литературы и просто советы, которые помогут им в воспитании у детей умения сопереживать окружающим.
По завершению формирующего этапа проводилось контрольное исследование.
Анализ результатов повторной диагностики Т.А.Понамаренко показал, что овладение представлениями о дружбе, взаимовыручке, сочувствии, сострадании у детей старшего дошкольного возраста после проведённой работы заметно улучшился.
-12 %-3 ребенка имеют низкий уровень нравственных представлений,
-52%-13 детей имеют средний уровень нравственных представлений,
- 36%-9 детей имеют высокий уровень нравственных представлений.
Анализ результатов повторных диагностик Р.М. Калининой показал что:
Низкий уровень составил 12% (3 ребёнка),
Средний уровень составляет -44%(11 детей),
Высокий уровень повысился на 20% и составляет 44 % (11 детей).
Таким образом, низкий уровень уменьшился за счет перехода в средний уровень, а средний уровень изменился за счет перехода из среднего в высокий. Следовательно, можно говорить о положительной динамике результатов проведенного исследования.
Контрольный этап работы показал, что систематически используя в работе с дошкольниками произведения Н.Н. Носова, можно сформировать у детей нравственно-этические представления.
В заключении хотелось привести цитату великого педагога К.Д. Ушинского:
«То, что чему мы привыкли удивляться и сочувствовать, оставляет в нем глубокие следы, и не для одного человека любимый герой книг детства сделался потом невидимым и иногда неосознаваемым руководителем жизни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Презентация на тему: "Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"....
Статья " Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста."
Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....
Перспективный план "Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
Предлагаемый перспективный план представляет интеграцию детской деятельности на основе ознакомления с произведениями художественной литературы. Интегративный подход напрвлен на формирование нрав...
Статья «Дидактические игры и упражнения как средство формирования пространственных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста». Выполнила
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...
«Рассказы Н. Носова как средство формирования нравственно- этических представлений детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность данной темы связана с тем, что воспитание нравственных представлений имеет огромное значение в развитии и становлении личности ребенка.Противоречие: между богатым, накопленным теоретическ...
СТАТЬЯ "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Формирование нравственных ценностей и идеалов в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмеча...
Сказка, как средство формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста
в статье рассматриваются педагогические условия формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста...