СТАТЬЯ "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья (старшая группа)

Химич Светлана Анатольевна

Формирование нравственных ценностей и идеалов в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмечается во многих государственных документах, определяющих государственную образовательную политику нашего государства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vkr_nenova.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 378.4

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Химич Светлана Анатольевна,

Воспитатель высшей квалификационной категории

 МАДОУ "Детский сад №43 «Журавушка»

Ненова Любовь Николаевна

«СДК с. Погодаево» - Филиал

МБУК «РЦК» Енисейского района

    В статье описан опыт работы педагога ДОУ по формированию нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

          Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные нормы поведения, дети старшего дошкольного возраста, сюжетно-ролевая игра.

Формирование нравственных ценностей и идеалов в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмечается во многих государственных документах, определяющих государственную образовательную политику нашего государства.

Как отмечается в Стратегии развития воспитания в РФ на сегодняшний день государство определяет в качестве приоритетных такие задачи как ориентация содержания воспитательно-образовательного процесса на нравственно значимые ценности, а также и нормы поведения [2].

В нашем исследовании нам необходимо было проверить гипотезу о том, что сформировать способность дошкольника адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность других, будет наиболее эффективно посредством систематической и целенаправленной организации сюжетно-ролевых игр.

Мы выяснили, что одним из эффективных средств формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста исследователи называют сюжетно-ролевую игру.

В начале нашего исследования мы высказали предположение о том, что формирование нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста будет более результативным при систематическом использовании в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевой игры.

Мы опираемся в нашем исследовании на понятие «нравственные нормы поведения», которое мы заимствовали в Федеральном государственном образовательном стандарте в целевых ориентирах – это важнейшие смысловые образования в структуре личности, которые выступают продуктом трансформации общественных и социальных ценностей во внутренние ориентиры, на основании чего личность осознает смысл действительности и выстраивает максимально комфортные и благоприятные отношения с собой и миром [3].

Мы определили, что сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми детей старшего дошкольного возраста и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью [1].

Практическая работа началась нами с диагностики сформированности нравственных норм поведения, и мы выяснили, что высокий показатель сформированности нравственных норм имеет всего один дошкольник - он имеет полное представление о понятии «нравственность». Ситуация нравственно-этического содержания понимается самостоятельно, поступок героя достаточно полно объясняется и оценивается с позиции проявления отзывчивости.

Ребенок с высоким уровнем объясняет и мотивирует нравственный поступок другого, подкрепляя яркими примерами из собственного жизненного опыта.

 Средний уровень продемонстрировали 6 человек – у детей имеются представления о понятии «нравственность», но они не полны и схематичны, ситуация нравственно - этического содержания понимается самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Они могут объяснить нравственный поступок другого, но имеют сложности в его раскрытии. У них сформировано личностное отношение к проявлению нравственности, но эмоционально-экспрессивные проявления бедны, маловыразительны. У детей не проявляется желание высказать свое отношение, образные выражения по поводу отношений к поступкам героев высказываются с помощью взрослого.

К низкому мы отнесли 3 ребенка старшего дошкольного возраста, соответственно у детей этой группы не сформированы представления о понятии «нравственность», ситуация нравственного контекста достаточно примитивно воспринимается, дети не могут объяснить и оценить собственную позицию при проявлении нравственных поступков и действий других. Они имеют выраженные затруднения в способах действий при соблюдении нравственных норм, у них не выражено желание в выражении собственного личного мнения по поводу поступков, действий и событий.

Мы полагаем, что для формирования нравственных норм поведения целесообразно использовать сюжетно – ролевые игры, потому что игра – это коллективная деятельность, в которой осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений.

После проведения нами в течение пяти месяцев системы сюжетно-ролевых игр нравственного содержания нам было необходимо убедиться в эффективности проделанной нами работы, для этого нами была проведена повторная диагностика с использованием того же диагностического инструментария.

Полученные данные всех трех методик мы сопоставили с результатами, которые имеем по первичной диагностике и можем утверждать, что имеется динамика в сформированности показателей нравственных норм поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, мы считаем работа на формирующем этапе нашего исследования оказалась продуктивной и результативной.

Список литературы:

1. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова //Дошкольное воспитание. – 2015. - № 9. – С. 15-18.

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Электронный ресурс http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения 01.05.2022)

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России. - Москва, 2016. - 22 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Презентация на тему: "Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"....

Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гендерной принадлежности у детей старшего дошкольного возраста"

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчи- нах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родите...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...

Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...

Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Одна из задач современного образования - формирование функциональной грамотности людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования ...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...