СТАТЬЯ "СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья (старшая группа)
Формирование нравственных ценностей и идеалов в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмечается во многих государственных документах, определяющих государственную образовательную политику нашего государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vkr_nenova.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 378.4
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Химич Светлана Анатольевна,
Воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ "Детский сад №43 «Журавушка»
Ненова Любовь Николаевна
«СДК с. Погодаево» - Филиал
МБУК «РЦК» Енисейского района
В статье описан опыт работы педагога ДОУ по формированию нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные нормы поведения, дети старшего дошкольного возраста, сюжетно-ролевая игра.
Формирование нравственных ценностей и идеалов в старшем дошкольном возрасте является одной из важнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. Об этом отмечается во многих государственных документах, определяющих государственную образовательную политику нашего государства.
Как отмечается в Стратегии развития воспитания в РФ на сегодняшний день государство определяет в качестве приоритетных такие задачи как ориентация содержания воспитательно-образовательного процесса на нравственно значимые ценности, а также и нормы поведения [2].
В нашем исследовании нам необходимо было проверить гипотезу о том, что сформировать способность дошкольника адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность других, будет наиболее эффективно посредством систематической и целенаправленной организации сюжетно-ролевых игр.
Мы выяснили, что одним из эффективных средств формирования нравственных начал у детей дошкольного возраста исследователи называют сюжетно-ролевую игру.
В начале нашего исследования мы высказали предположение о том, что формирование нравственных норм поведения детей старшего дошкольного возраста будет более результативным при систематическом использовании в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста сюжетно-ролевой игры.
Мы опираемся в нашем исследовании на понятие «нравственные нормы поведения», которое мы заимствовали в Федеральном государственном образовательном стандарте в целевых ориентирах – это важнейшие смысловые образования в структуре личности, которые выступают продуктом трансформации общественных и социальных ценностей во внутренние ориентиры, на основании чего личность осознает смысл действительности и выстраивает максимально комфортные и благоприятные отношения с собой и миром [3].
Мы определили, что сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми детей старшего дошкольного возраста и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью [1].
Практическая работа началась нами с диагностики сформированности нравственных норм поведения, и мы выяснили, что высокий показатель сформированности нравственных норм имеет всего один дошкольник - он имеет полное представление о понятии «нравственность». Ситуация нравственно-этического содержания понимается самостоятельно, поступок героя достаточно полно объясняется и оценивается с позиции проявления отзывчивости.
Ребенок с высоким уровнем объясняет и мотивирует нравственный поступок другого, подкрепляя яркими примерами из собственного жизненного опыта.
Средний уровень продемонстрировали 6 человек – у детей имеются представления о понятии «нравственность», но они не полны и схематичны, ситуация нравственно - этического содержания понимается самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Они могут объяснить нравственный поступок другого, но имеют сложности в его раскрытии. У них сформировано личностное отношение к проявлению нравственности, но эмоционально-экспрессивные проявления бедны, маловыразительны. У детей не проявляется желание высказать свое отношение, образные выражения по поводу отношений к поступкам героев высказываются с помощью взрослого.
К низкому мы отнесли 3 ребенка старшего дошкольного возраста, соответственно у детей этой группы не сформированы представления о понятии «нравственность», ситуация нравственного контекста достаточно примитивно воспринимается, дети не могут объяснить и оценить собственную позицию при проявлении нравственных поступков и действий других. Они имеют выраженные затруднения в способах действий при соблюдении нравственных норм, у них не выражено желание в выражении собственного личного мнения по поводу поступков, действий и событий.
Мы полагаем, что для формирования нравственных норм поведения целесообразно использовать сюжетно – ролевые игры, потому что игра – это коллективная деятельность, в которой осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений.
После проведения нами в течение пяти месяцев системы сюжетно-ролевых игр нравственного содержания нам было необходимо убедиться в эффективности проделанной нами работы, для этого нами была проведена повторная диагностика с использованием того же диагностического инструментария.
Полученные данные всех трех методик мы сопоставили с результатами, которые имеем по первичной диагностике и можем утверждать, что имеется динамика в сформированности показателей нравственных норм поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, мы считаем работа на формирующем этапе нашего исследования оказалась продуктивной и результативной.
Список литературы:
1. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова //Дошкольное воспитание. – 2015. - № 9. – С. 15-18.
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Электронный ресурс http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения 01.05.2022)
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России. - Москва, 2016. - 22 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Презентация на тему: "Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"....
Консультация для воспитателей на тему: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гендерной принадлежности у детей старшего дошкольного возраста"
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчи- нах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родите...
Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...
Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...
Сюжетно - ролевая игра, как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Одна из задач современного образования - формирование функциональной грамотности людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования ...
Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...
«Сюжетно – ролевая игра как средство формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.»
Моя педагогическая находка...