Статья " Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста."
статья на тему
Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._zadachi_na_smekalku_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Мамаева Людмила Борисовна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад « Машенька», город Абакан, Республика Хакасия.
Велик поток информации, который обрушивает на ребёнка окружающая жизнь. Период дошкольного детства насыщен познанием, источником которого является чувственный опыт. Чувственный и интеллектуальный опыт необходимо направлять в нужное русло, для того, чтобы обучение было развивающим. Основное усилие должно быть направлено на то, чтобы воспитывать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
Обучение наиболее продуктивно, если оно идёт в контексте практической и игровой деятельности. Когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Занимательный математический материал помогает детям проявить свою сообразительность, смекалку, помогает в активизации мыслительных процессов. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, головоломках.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки.
Для детей старшего дошкольного возраста задачи на смекалку можно объединить по степени сложности в 3 группы:
- Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.
- Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
- Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
Обучать способам решения задач на смекалку необходимо с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили детей к более сложным действиям. Научить детей приёмам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения.
Самые простые задачи первой группы дети без труда смогут решать, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур из счётных палочек.
По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом « проб и ошибок» количество неправильных проб, практических действий начинает сокращаться.
Процесс решения задач второй и третьей групп гораздо сложнее. Нужно запомнить и осмыслить характер преобразования и результат и постоянно в ходе поисков решения соотносить его с предлагаемыми или уже осуществлёнными изменениями. Необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представить возможные изменения в фигуре.
Таким образом, в процессе решения задач дети должны овладеть такими мыслительными операциями, в результате которых можно представить мысленно различные преобразования, проверить их, затем, отбросив неверные, искать и преобразовывать новые ходы решения. Обучение должно быть направлено на формирование у детей умения обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме, ограничивать практические пробы.
От решения задач-головоломок с помощью педагога дети переходят к самостоятельным действиям. Всё это свидетельствует о развитии у них смекалки, сообразительности, развития мышления.
Задачи на смекалку геометрического характера частично включают непосредственно в содержание организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, с целью активизации детской мысли, развития логического мышления, выработки умения догадываться, сообразительности, что необходимо каждому человеку для жизни, трудовой деятельности. При этом следует соблюдать строгую последовательность в упражнении самих задач, требований к поисковым действиям детей.
Таким образом, задачи на смекалку играют важную роль в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Активизируют умственную деятельность, расширяют и углубляют математические представления, закрепляют полученные знания и умения. Являются хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, логике и доказательности рассуждений. Формируют важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, что так необходимо для успешной подготовки к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.»
В материале предлагаются формы работы по организации деятельности по ФЭМП...
Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
В данной статье описаны особенности развития математических представлений для детей с нарушением зрения....
Проект "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" Интеллектуальные игры и веселые задачи как средство обучения элементарным математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста
Обучение детей математике в старшем дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процес...
Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру
Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...
Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте в ДОУ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно...
Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающих игр В.В. Воскобовича: «Волшебная восьмерка», «Змейка».
Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающ...
Список литературы «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...