Перспективный план "Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Предлагаемый перспективный план представляет интеграцию детской деятельности на основе ознакомления с произведениями художественной литературы. Интегративный подход напрвлен на формирование нравственных качеств средствами художественно - эстетического цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_hudozhestvennoy_literature.docx | 36.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №232 ОАО «РЖД»
Перспективный план
«Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»
Составитель: Галицкая Т. В.
Месяц | Сентябрь | |
Тема | Умение жить дружно. | |
Вид детской деятельности | Цель. | Содержание деятельности. |
Художественно – речевая деятельность. | Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказок, подвести к пониманию идеи повествования, связать ее со смысловым значением пословиц. Совершенствовать разговорную диалогическую речь, интонации обращения, перечисления. Отобразить в речи ее богатое, эмоциональное отношение – радость, печаль, жалость. В зависимости от ситуации, в которой находятся персонажи сказки. Учить анализировать поступки сказочных героев и их последствия. Воспитывать милосердие, дружелюбие, гостеприимство, умение откликаться на просьбу, делать дело вместе, дружно, слаженно. | Попурри из русских народных сказок: , «Репка», «Теремок», «Кот и петух», «Муравей и голубка»; «Под грибом» В. Сутеев. Пересказ сказок по ролям. Разобрать пословицы. «Репка» - «Там, где дружат – живут, не тужат». «Теремок» , «Под грибом» - «В тесноте, да не в обиде». «Кот и петух» - «Друг познается в беде». «Муравей и голубка» - «Сам погибай, а товарища выручай». |
Театрально – игровая деятельность. | Познакомить детей с видами театров нашего города (драматический, оперный, кукольный). Рассказать об особенностях этого вида искусства. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам. Учить разыгрывать сказки по ролям в соответствии с событиями менять интонацию, выражение лица, позу, движения. Познакомить с миром эмоций. Упражнять в умении передавать различные чувства. Учить пользоваться мимикой, жестами. | Ситуация общения: «Что такое театр?». Показ презентации «Театры нашего города». Оформление театральной тумбы: «Театральные афиши» по русским народным сказкам. Инсценировка сказок. Разучивание ролевых диалогов. Показ настольного театра резиновой игрушки, театр банок, пальчиковый. Пантомимические этюды и упражнения. «За стеклом». Пальчиковые игры со словами «Сороконожки», «Гномики». Дыхательная гимнастика: «Задуй свечу», «Понюхай ягодку». А/гимнастика: «Колокольчик», «Поцелуйчик». Работа скартинкам «Эмоции для всех». |
Музыкальная деятельность. | Эмоционально обогатить представления детей о природе (О животных, птицах, насекомых) через музыкальный образ. Учить подбирать движения и способы действия для передачи сказочного образа. | Ритмопластика. Слушание музыки к сказкам. Этюды для передачи музыкально – образных характеристик животных и птиц. |
Художественно – творческая деятельность. | Подготовить детей рисовать по творческому замыслу, отражая свои впечатления по содержанию сказок. | Рисование различными изобразительными средствами по сюжету сказок или сказочных персонажей. |
Месяц | Октябрь | |
Тема | Трудолюбие, терпение, аккуратность. | |
Виды детской деятельности | Цель. | Содержание деятельности. |
Художественно – речевая деятельность | Учить детей понимать суть произведения, учить слушать вопросы и давать полные, содержательные, грамматически правильные ответы. Совершенствовать умение пересказывать рассказ близко к тексту. Учить выразительно говорить и передавать образ, активизировать речевую деятельность детей. Уточнить смысл непонятных слов: гумно, трепало, гребни. | Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Чтение. Разобрать пословицы: «За один раз дрова не срубишь», «Дело шутки не любит». Пересказ рассказа. К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» |
Театрально – игровая деятельность | Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты). Развивать умение детей переключаться с о одного образа на другой. Воспитывать желание помочь сверстнику. Воспитывать чувство уверенности в себе. Самоконтроль, самооценка. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию. Воспитывать терпение и выдержку. Познакомить детей с историей древнегреческого театра. Вести понятия: «Скена», «Орхестра», «Амфитеатр», «Тога». | Психогимнастика. Этюд «Разные лица». Игровой тренинг: «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок». Рассматривание иллюстраций. Дидактический материал в картинках. Использование рабочей тетради «Что такое театр?» стр 2 – 4. |
Музыкальная деятельность | Развивать чувство ритма, используя музыку для воспроизведения элементов трудовой деятельности. | Слушание. Тема льна и его превращений А. Вивальди «Концерт для скрипки, струнных и клавесина». |
Художественно – творческая деятельность | Учить детей вырезать симметричные предметы сложной формы, учить изготовлять выкройку по картонным лекалам. Способствовать развитию эстетического вкуса. Дать представление детям о работе в крестьянском быту (сельскохозяйственные работы, рукоделие). Расширять представление об окружающем мире. Воспитывать в детях любовь к труду, терпение, аккуратность. | Аппликация поделка из бумаги «Рубашка» Использование пособия «Как жили русские люди» |
Месяц | Ноябрь | |
Тема | Послушание – непослушание, бесстрашие, дружба. Помощь другу в беде. | |
Виды детской деятельности | Цель. | Содержание деятельности. |
Художественно – речевая деятельность | Посредствам сказки помочь детям осознать необходимость непослушания. Ответственность за свои поступки. Продолжать учить детей давать словесное описание и понимать содержание пословиц. | Чтение волшебной сказки «Иван Царевич и серый волк». Рассказывание сказки «Кот и петух». Познакомить с пословицами: «Друг познается в беде», «Без друга в жизни туго», «Смелость города берет». |
Театрально – игровая деятельность | Учить детей дружить и помогать друг другу в сложных ситуациях. Воспитывать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру. Познакомить детей с историей создания русского театра, понятием «Весёлые люди». На примере событий сказки помочь детям понять, что непослушание – причина бед. Продолжать развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. | Драматизация отдельных эпизодов сказки на тему: «Что такое нравственные ценности» Рабочая тетрадь стр 5-6. Театр Петрушки. Показ сказки «Кот и петух». Игровой тренинг. Дыхательная гимнастика: «Песня», «Трубач». Зарядка для челюсти и мышц шеи: «Горячая картошка», «Удивленный бегемот». |
Музыкальная деятельность | Знакомство со звучанием рояля – короля инструментов. Знакомство с русским народным песенным творчеством. | Слушание музыкального произведения «Образ Жар – птицы, как образ счастья» С. В, Рахманинов. Записи русских народных песен. «Уж ты, котенька – коток», «Петушок». |
Художественно – творческая деятельность | Развивать в детях художественный вкус, рассматривая с ними репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке». Вызвать интерес к самостоятельному поиску изобразительно – выразительных средств для создания образа сказочной птицы. Учить сочетать в одном художественном образе аппликативные, графические и живописные элементы. Познакомить с художественным приемом штриховки цветными карандашами. Воспитывать эстетический вкус. Познание. Обогащать представления детей о многообразии признаков животных, уметь объединять их в группы. Воспитывать стремление сохранять и оберегать представителей животного мира. | Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на сером волке». Аппликация с элементами рисования «Жар – птица». И. Лыкова с 162. |
Месяц | Декабрь | |
Тема | Добро – зло, приветливость – грубость, жадность – бескорыстие, трудолюбие – лень. | |
Виды детской деятельности | Цель. | Содержание деятельности. |
Художественно – речевая деятельность | В процессе слушания сказки учить детей правильно осознавать мотивы поступков, их переживания, явные и скрытые мысли и чувства. Учить давать словесный комментарий к эпизодам фильма, вызвать детей на разговор, помочь высказывать свои мысли, рассуждать. | Знакомство со сказкой С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Беседа по содержанию. Пословица: «Доброму бог помогает» Просмотр мультипликационного фильма по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». |
Театрально – игровая деятельность | Продолжать знакомить детей с миром театра, с понятиями: «Репертуар», «Афиша». Воспитывать в детях доброжелательность и приветливость в отношениях с окружающими. Упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа. Добиваться инициативы и выбора средств передачи образа, естественности, непринужденности и артистизма в театрализованном действии. | Разыгрывание отдельных отрывков из сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Рабочая тетрадь стр 7-8. Рассматривание афиш разного репертуара. Сюжетно – ролевая игра «В театре премьера». Ритмопластика. Выполнение ритмических движений: огонек, метель, суровая зима, пробуждение подснежника. Игровой тренинг. Дыхательная гимнастика: «Дует сильный ветер, метель». |
Музыкальная деятельность | Эмоционально обогатить представления детей о явлениях неживой природы через музыкальный образ. | Первое знакомство с симфонической музыкой.
|
Художественно – творческая деятельность | Развивать композиционные способности и умение применять разные художественные техники. Формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества. Расширять знания детей о временах года и последовательности месяцев в году. Ознакомление с моделью года. | Д/игра «Разноцветный круг» Нищеева И. В. Пособие «Играйка». |
Месяц | Январь | |
Тема | Трудолюбие – лень, послушание – своеволие, вежливость – грубость. | |
Виды детской деятельности | Цель. | Содержание деятельности |
Художественно – речевая деятельность | Развивать навык произвольного, внимательного слушания сказок, не отвлекаясь следить за развитием сюжета. Учить точно и эмоционально отвечать на вопросы по содержанию сказки, давать образную характеристику героям. Обогащать словарь детей новыми образными выражениями. Уточнить смысл незнакомых слов: падчерица, хворост, базар, красная девица. Продолжать работу над отработкой дикции. | Рассказывание русской народной сказки «Морозко». Знакомство с пословицами и поговорками на зимнюю тематику. Подбор рифмы слова. Пословица: «Как проживешь, так и прослывешь». |
Театрально – игровая деятельность | Развивать навык оценки поведения и поступков героев сказки «Морозко», стремление подражать положительным персонажам. Продолжать закреплять умение пересказывать сказку, учить пользоваться настольным театром, развивать тематику данного произведения, дать нравственную оценку поступкам персонажем сказки, передавать интонацию, мимику, жесты. Очередная встреча с театром. Познакомить детей с помещением театра(гардероб, фойе, буфет, зрительный зал, сцена). Рассказать о назначении каждого из помещений, пополнить словарь детей театральной терминологией. | Показ настольного театра сказка «Морозко». Упражнение с опорой на дыхание «Эхо». Пальчиковая игра «Гости». Беседа на тему: «Чудо по имени Театр». Просмотр презентации «Театр начинается с вешалки». |
Музыкальная деятельность | Развивать умение соотносить разные музыкальные фрагменты с характерами героев. | Слушание. Образ падчерицы. В. Калинников «Грустная песня». Образ Деда Мороза. Р. Шуман. |
Художественно – творческая деятельность | Воспитывать усидчивость, трудолюбие, умение видеть и передавать красоту в образах зимней природы. Показать возможности моделирования объемных и рельефных образов из фольги и цветной бумаги. Воспитывать навык дружелюбного взаимодействия при объединении отдельных работ в коллективное панно. Познание. Продолжать расширять знания детей о времени года зиме. | Моделирование из фольги и цветной бумаги «Владения Морозко». Лыкова.с 186. Д/ игра «Когда это бывает?» |
Месяц | Февраль | |
Тема | Добро, добродетельность – зло. Богатыри – защитники. Богатырская отвага и сила. | |
Виды детской деятельности | Цель. | Содержание деятельности. |
Художественно – речевая деятельность | Познакомить детей с понятием «Былина». Помочь через слушание былины воспринимать образ русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу. Развивать умение строить диалоги между героями в специально придуманных обстоятельствах (подготовка к сюжетно - ролевой игре). Развивать связную речь детей. Расширять образный строй речи. Следить за выразительностью образа. Воспитывать уверенность. | Чтение былины «На заставе богатырской». Пословица: «Была, не была, что будет, то будет, а будет, то Бог даст». Знакомство с русскими народными пословицами, отражающими такие человеческие качества, как храбрость, бесстрашие, смелость, мужество. Игровой тренинг. Отработка диалогов с богатырем. |
Театрально – игровая деятельность | Социализация. Сформировать представление о русском воине – богатыре, как о защитнике отечества. Познакомить детей с доспехами, военными снаряжениями воина – богатыря. Воспитывать мужество и бесстрашие в мальчиках, желание подражать богатырям. Знакомство с театральными профессиями: актер, режиссер, композитор, гример, работники сцены. | Сюжетно – ролевая игра «На заставе богатырской» Рассматривание дидактического материала по теме: «Создание спектакля» Рабочая тетрадь стр 14 – 16. |
Музыкальная деятельность | ||
Художественно – творческая деятельность | Познакомить детей с репродукциями картин русских художников, в которых отражается богатырская тематика. В. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье», К. Васильев» « Бой Добрыни со змеем». Учить рассматривать картину и отвечать на вопросы по ее содержанию. Обратить внимание детей на богатырские доспехи. Латы, меч, щит, кольчуга, шлем, булава, копьё, лук и стрелы. Объяснить их необходимость, и назначение. Совершенствовать технику аппликации: вырезать силуэт богатыря по контуру из бумаги, сложенной вдвое, дополнять другими элементами (доспехи). Обогащать опыт сотрудничества. Познание. Выявить материалы, взаимодействующие с магнитами. Определить способность металлических предметов намагничиваться. (богатырские доспехи). | Рассматривание репродукций картин на богатырскую тематику. Коллективная аппликация «Тридцать три богатыря». Опытно – экспериментальная деятельность. «Магнитные силы». |
Месяц | Март | |
Тема | Судьба и предназначение человека, пороки и добродетели, животворящая сила веры и любви. | |
Виды детской деятельности | Цель. | Содержание деятельности. |
Художественно – речевая деятельность | Учить детей понимать суть произведения, стараться, чтобы дети запомнили развитие сюжета, последовательность действий. Донести основной смысл сказки. Продолжать учить давать полные, грамматически правильные ответы. Побуждать детей сочинять несложные истории, героями которых являются дети. Развивать связную диалогическую речь. Предложить тему: «Весна в сказке». | Чтение сказки зарубежного писателя Ш. Перро. «Спящая красавица». Беседа по содержанию. Пословица: «Не у всякого жена Марья - у того, кому Бог дал». «Весенние сочинялки» |
Театрально – игровая деятельность | Социализация. На примере сказки учить детей различать жизненные ценности. Помочь детям осознать, что у каждого человека есть свое предназначение, которое он призван осуществлять в жизни. Продолжать знакомить детей с разными видами театров (драматический, кукольный, музыкальный, театр зверей). Продолжать развивать умение пользоваться жестами, нужной интонацией, выражением лица. Развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом. | Сюжетно – ролевая игра «Весенний бал». Рабочая тетрадь стр 19- 20. Дыхательная гимнастика «Тряпичная кукла», «Задуй свечу», «Каша кипит». Ритмопластика «Весеннее пробуждение». Драматизация отдельных эпизодов сказки под музыку. |
Музыкальная деятельность | Передача через музыкальный образ борьбу добра и зла; весеннего пробуждения. | П. И. Чайковский музыка к балету «Спящая красавица», «Времена года». |
Художественно – творческая деятельность | Помочь детям почувствовать характер сказки Шарля Перро и понять русский по духу мир картины В. М. Васнецова. Учить вырезать силуэты цветов разной величины, используя трафареты ( цветы должны быть разной формы, цвета, величины). Воспитывать самостоятельность в создании цветочного царства. Познание. Формирование временных представлений, повторение последовательности весенних месяцев. Закрепление знаний о сезонных изменениях весной. | Коллективная аппликация «Сказочное царство». Д/игра «Стихотворный календарь». «Разноцветный круг». |
Месяц | Апрель | |
Тема | Смирение – гордость, великодушие – недовольство, бескорыстие – жадность, послушание – своенравие, неблагодарность – грубость. | |
Виды детской деятельности | Цель. | Содержание деятельности. |
Художественно – речевая деятельность | Учить детей понимать суть и характер произведения, его стиль написания. Способствовать умению анализировать поступки персонажей сказки. Развитие образной речи на основе рассказывания сказки в стихотворной форме. Уточнить понимание детьми смысла незнакомых слов, встречающихся в тексте сказки. Показать, как при помощи речи можно охарактеризовать героев сказки. Старуха – грубая, своевольная, жестокая: старик – покладистый, смиренный. | Чтение сказки А. С, Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Беседа по содержанию. Пословица: «Чего нет, того и хочется», «Кто многого желает, тот и мало не видает». Просмотр мультипликационного фильма сказки А. С. Пушкина. |
Театрально – игровая деятельность | Социализация. Уточнить знания об эмоциях человека. Учить детей необходимости управлять своими эмоциями, настроением, чтобы нечаянно не огорчить , не ухудшить настроение другого. Расширить знания детей о видах музыкальных инструментах, о профессии дирижера. Познакомить с понятиями «Оркестр», «Оркестровая яма». | Разминка «Слушаем себя», «Волшебные зонтики». Сюжетная игра «Мы играем в оркестр». |
Музыкальная деятельность | Восприятие музыки как образ времени – старины. | Слушание русских народных мелодий. |
Художественно – творческая деятельность | Вызвать интерес к созданию моря различными нетрадиционными техниками. Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. Учить детей договариваться и планировать коллективную работу. Познание. Расширять знание детей об обитателях моря. Закреплять знания о внешнем виде, условиях жизни, среде обитания и их названии. | Рисование – экспериментирование «Я рисую море – голубые дали». Лыкова с. 98. Просмотр презентации «На дне морском». |
Месяц | Май | |
Тема | Рассеянность и её последствия, своеволие и ответственность, самолюбие и способность проявить сострадание и жалость к другому человеку. Любовь – чудо. | |
Виды детской деятельности | Цель. | Содержание деятельности. |
Художественно – речевая деятельность | Помочь детям понять смысл этого произведения. Учить давать образную характеристику поступкам героев, оценивать поведение главной героини. Дать детям возможность совершенствовать разговорную, диалогическую речь, интонации обращения. | Чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик». Беседа по содержанию произведения. Пословица. «Для милого дружка и сережка из ушка». Знакомство с пословицами о дружбе. Пересказ сказки по ролям. |
Театрально – игровая деятельность | Социализация. Развивать в детях стремление помогать окружающим людям. Познакомить детей с правилами поведения в театре. Отработка показа образов сказки с помощью выразительных пластических движений. Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Развивать творчество, воображение и фантазию. | Рабочая тетрадь. Стр 27 – 28. Ритмопластика. Пластические этюды. |
Музыкальная деятельность | Знакомство с современной детской музыкой. | Тема игры, игрушек, цветов. А. Лемуан, В. Гаврилин. Д. Шостакович. |
Художественно – творческая деятельность | Учить детей моделировать цветок, используя разнообразные материалы и изобразительные средства. Развивать воображение, творчество, фантазию. Познание. Воспитывать положительное отношение к природе, качественно и с желанием осуществлять уход за растениями. | Объемное конструирование «Цветик – семицветик». Труд в природе на участке. Высадка рассады садовых цветов в клумбы. Уход за комнатными растениями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Умение жить в обществе людей, проявлять чуткость к окружающим, отзывчивость на доброе и неприязнь ко злу формируется с детства. Если упущены детские годы, восполнить упущенное будет трудно, а порой и ...
Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Презентация на тему: "Игра как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"....
Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»
Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Формируя у детей первые нравственные представления, воспит...
Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественная литература. Дошкольный возраст - сензитивный период,под руководством взрослых ребёнок приобретает п...
Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста» ...
Народные традиции и обычаи, как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Данная статья посвящена приобщению детей к русской народной культуре. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у д...