Консультация "Интегрированные занятия при взаимодействии учителя-логопеда с музыкальным руководителем"
консультация по развитию речи (средняя группа)

Казакова Алёна Юрьевна

Консультация будет полезна для учителей-логопедов и музыкальных руководителей ДОУ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_gmo_2021_kazakova.docx23.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 15»

Консультация на тему:

«Интегрированные занятия при взаимодействии учителя-логопеда с музыкальным руководителем»

Составила:

учитель-логопед

Казакова А.Ю.

г. Зима

(слайд № 1). Заставка. Добрый день уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему: «Интегрированные занятия при взаимодействии учителя-логопеда с музыкальным руководителем».

(на камеру) Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать интегрированную форму проведения.

Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами, которые определяют его как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранении его здоровья. Интеграция более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, т.к. позволяет максимально реализовать потенциальные возможности детей. И мы остановимся подробнее на интегрированных занятиях при взаимодействии учителя-логопеда с музыкальным руководителем.

(слайд № 2, голос за кадром) Во время проведения интегрированных занятий развитие речи идёт с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

 (слайд № 3). Осуществляя свою работу музыкальный руководитель и учитель-логопед, должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

(слайд № 4) Интегрированные занятия при взаимодействии учителя-логопеда с музыкальным руководителем строятся на основе общих принципов коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии. (слайд № 4). С данными принципами вы можете ознакомиться на слайде. 

При этом каждый из субъектов интеграции осуществляет развитие следующих направлений. (слайд № 5). Так работа учителя-логопеда в рамках интегрированного занятия будет направлена на: развитие лицевой и артикуляционной моторики; на развитие звуковой стороны речи; развитие лексического запаса и грамматического строя речи; развитие просодической стороны речи; формирование связной речи.

Работа же музыкального руководителя в условиях интеграции будет направлена на: развитие и коррекцию темпо-ритмической организации речи; формирование правильного дыхания; развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность; формирование навыка осознанного восприятия пространства.

 Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителем-логопедом разнообразны, предлагаю Вам ознакомиться с ними на слайде (слайд № 6). 

В начале учебного года при проверке музыкальных способностей детей отмечается, что многие из них не поют, а говорят. Некоторые дети не справляются с пропеванием звуков, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка.

 (слайд № 7).  Все выше изложенные особенности детей обуславливают специфику проведения интегрированных занятий. Каждое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма  (слайд № 8). На интегрированных занятиях музыкального руководителя и учителя-логопеда дети учатся координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Игра на шумовых инструментах, кроме развития чувства ритма, позволяет развить внимание и память, координацию движений, мелкую моторику. Особое внимание уделяется танцевальным движениям. (слайд № 9). Сюда включаются игры с пением, пляски под пение, хороводы. Интересны для детей музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному звуку, распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Сочетание речи и движения под музыку является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей.

 (слайд № 10).  Но не следует забывать о правилах при проведении интегрированных занятий при взаимодействии учителя-логопеда
с музыкальным руководителем:

  1. Занятия следует проводить с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  2. Занятия должны строиться с учетом диагноза речевого нарушения детей. Так, для детей с ОНР занятия проводятся особенно эмоционально, с быстрой сменой деятельности, чтобы они не уставали.
  3. Одну и ту же тему лучше повторять по 2-3 раза, пока дети её не усвоят. С детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных представлений, совершенствуя их двигательные навыки.
  4. Речь, музыка и движение должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга.
  5. Так как занятия интегрированные, то их продолжительность, по сравнению с обычными, может быть несколько увеличена, без ущерба для здоровья детей, что также способствует более полному решению многих коррекционно- образовательных задач.

(на камеру) Таким образом, интегрированные занятия учителя-логопеда с музыкальным руководителем, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Всё это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его фантазию. Интегрированные занятия при взаимодействии учителя-логопеда с музыкальным руководителем способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают эмоциональное состояние, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании детей. Спасибо за внимание!

Источники:

https://urok.1sept.ru/articles/604768 

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/14/vzaimosvyaz_logopeda_i_muz.ruka_.docx 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по взаимодействию учителя-дефектолога и музыкального руководителя с детьми с ЗПР в старшей возрастной группе. Тема: Путешествие на корабле

Занятие в рамках взаимодействия специалистов детского сада (учителя-дефектолога и музыкального руководителя) с детьми коррекционной группы с ЗПР....

Итоговое занятие по взаимодействию учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной логопедической группе: «Путешествие по стране знаний».

Открытое итоговое занятие в форме речевого праздника, отражающего взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми подготовительной группы для логопедов города....

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

«Интегрированные занятия при взаимодействии учителя-логопеда с инструктором по физической культуре»

laquo;Интегрированные занятия при взаимодействии учителя-логопеда с инструктором по физической культуре»...

Совместная работа учителя логопеда, воспитателя и музыкального руководителя в условиях МДОУ

В современной педагогике актуальной становится проблема пересмотра содержания образования в ДОУ, разработка и внедрение новых подходов использования коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих...