«Интегрированные занятия при взаимодействии учителя-логопеда с инструктором по физической культуре»
консультация по логопедии

Тимофеева Марина Иосифовна

«Интегрированные занятия при взаимодействии учителя-логопеда с инструктором по физической культуре»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Интегрированные занятия при взаимодействии учителя-логопеда с инструктором по физической культуре»

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда  актуальной.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в центральной нервной системе. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук, артикуляционных и мимических движений, отставание в возрастных показаниях физических качеств: силы, скорости, ловкости.

Наряду с физическими показателями отмечается отставание в формировании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

Роль движений чрезвычайно велика, а сочетание речи и движения является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей с речевыми нарушениями. Речь и движения очень тесно связаны, дополняют друг друга. Укрепляется артикулярный аппарат детей, развивается фонематический слух, формируется культура речи. Дети учатся вслушиваться в слова, звуки, слышать составные части слова, умение контролировать свою речь. Развиваются детские эмоции, которые повышают интерес к занятиям и речи. Поэтому, возникла необходимость перед педагогами, использование интегрированных физкультурно-речевых занятий, где можно добиться максимального коррекционного воздействия.

Интегрированный подход в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует более эффективному и прочному закреплению результатов логопедической работы.

Осуществляя данную работу, инструктор по физической культуре и учитель-логопед, должны учитывать:

- структуру речевого нарушения;

- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;

- закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;

- всесторонне развивать личность дошкольника.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности учителя- логопеда и инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

 -    развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
-    координации движений;
-    общей и мелкой моторики;
-    закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
-    речевого и физиологического  дыхания;
-    формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
-    работа над мимикой лица.

Структура занятий такова, что в одну сюжетную линию вплетаются различные игровые задания и упражнения:

-дидактические и развивающие игры;

-упражнения на развитие пальчиковой моторики

(самомассаж с массажным шариком су-джок и эластичным кольцом,

кинезиологические игры и упражнения);

- координации речи с движением (элементы логоритмики);

-элементы мнемотехники и моделирования;

- загадки, стихотворения;

-упражнения на развитие речевого и физиологического дыхания;

- упражнения формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

-подвижные игры.

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий.

Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение материала, многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи, так и для её актуализации.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия, а комплексы упражнений составляет инструктор по физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Особое внимание уделяется на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В занятиях присутствует рациональное сочетание статических и динамических нагрузок, что особенно важно для детей с нарушениями речи, которым необходима частая смена деятельности, закрепление и повторение пройденного материала. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей с речевыми нарушениями.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит при участии речи. Это один из основных элементов двигательно-пространственных упражнений.

Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, используемые на сюжетных

занятиях, способствует развитию координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.

С помощью стихотворной речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала (пластиковыебутылки, банки): «Дорожки здоровья», «Моталки», «Мешочки для метания», «Нейроскакалки», «Цветные брусочки» и многое другое.

Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует, серьезной подготовки.

У детей расширяется объем двигательных умений и навыков; улучшается координация движений; ориентировка в пространстве; внимание становится более концентрированным,устраняются и корректируются речевые нарушения,что подтверждают результаты диагностики.

Только в этом случае — у ребенка формируется базис личностной культуры, рождаются и развиваются главные образующие личности:речь, воображение, внимание, память, произвольность. Всё это даёт потребность ребенку активно действовать, тем самым совершенствуется физическое и речевое развитие.

Таким образом, интегрированные занятия учителя-логопеда с инструктором по физической культуредля детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Спасибо за внимание.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.

2. Лоншакова, Н. Ю. Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н. Ю. Лоншакова, Т. И. Лобанова, Т. Г. Шайдорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 307-311.

3. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в бассейне учителя-логопеда и инструктора по плаванию по развитию речевого и физиологического дыхания "Пузырь, соломинка и лапоть"

В этом конспекте объединены такие на первый взгляд непохожие дисциплины,  как логопедия и обучение плаванию. И для речи, и для плавания необходимо правильно поставленное речевое и физиологическое...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе совместного с инструктором по физической культуре на тему «Веселые бабочки»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе совместного с инструктором по физической культуре на тему "Веселые бабочки"...

Особенности взаимодействия педагога-психолога и инструктора по физической культуре. Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия "Путешествие в Спортландию".

Система разработанных тематических занятий по физической культуре — это первый опыт совместного творчества инструктора по физической культуре и педагога- психолога ДОУ. Они представляют собой иг...

Консультация "Интегрированные занятия при взаимодействии учителя-логопеда с музыкальным руководителем"

Консультация будет полезна для учителей-логопедов и музыкальных руководителей ДОУ....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯ И ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЛОВКИЙ, ГРАМОТНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ»Цель: Физическое ...