Отчёт по самообразованию "Работа с родителями детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС".
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию «Работа с родителями детей младшего возраста в соответствии с ФГОС». Воспитатель Бурденкова Е. Е.
Проблема взаимодействия с родителями всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.
Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное или попустительское отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Кроме того, открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания, обучения и развития; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Всё возможно только путём взаимодействия с законными представителями ребёнка, а именно с родителями и в соответствии с ФГОС.
Сначала формы работы с родителями в нашей группе «Капелька» были достаточно традиционными:
- родительские собрания 4 раза в год;
- индивидуальные и групповые беседы;
- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;
- творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники);
- консультации для родителей.
Я поняла, что работа, которую мы ведём с родителями, недостаточна и решила выбрать тему по самообразованию, связанную с изучением проблем по взаимодействию детского сада с родителями детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Так как от участия родителей в работе детского сада выигрывают все. Всю свою работу я разделила на три этапа, составила план, по которому работала далее.
I этап - информационно-аналитический
1. Изучение литературы:
- «Работа ДОУ с семьёй» А. В. Козлова
- «Общение ДОУ с семьёй» А. В. Козлова
-«Развитие профессиональной компетентности педагога образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников» Т. В. Короткова
- «Родительские собрания в ДОУ» О. Л. Зверева, Т. В. Кротова
- «Общение педагога с родителями в ДОУ» О. Л. Зверева
- «Дифференцированное психолого-педагогическое просвещение и сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения» Ю. А. Гладкова
- «От педагогики авторитарной к педагогике сотрудничества» Л. Рыбина
- «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй» О. В. Солодянкина
- «Федеральные государственные требования к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования» Дошкольное воспитание
-«Изучение родительских отношений» А. Я Варги, В. В. Столина, методики PARI Шеффер Е. и Белла Р. И
II этап - внедрение в практику
1. Анкетирование родителей для сбора социологических данных о семье.
2. Опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребёнка.
3. Определение линии педагогического общения с семьёй.
4. Подготовка литературы (книг, статей, буклетов, памяток) для консультации.
5. Подбор педагогических ситуаций, их решения.
6. Подготовка к открытому занятию самими родителями (подбор атрибутов, дидактических игр).
7. Совместный подбор с родителями материала для папок передвижек (фото, статьи, истории).
8. Подготовка к родительским собраниям и праздникам: «Осень в гости к нам пришла», «День матери», «Мой папа, самый лучший!», «Именины», «Здравствует 9 мая!», «Безопасная дорога» (конкурсы, сценарии, игры, поделки, рисунки).
9. Подбор рекомендаций для родителей по организации содержательного досуга в семье, "правил общения".
III этап - заключительный
В октябре 2017 года было проведено родительское собрание «Давайте познакомимся ближе», оно было направленно на более тесное знакомство родителей с МБДОУ. Родители просмотрели презентацию, как дети адаптировались и каким навыкам самообслуживания научились. На следующем этапе консультирование на тему "Как наше слово отзовется" для родителей уже проходило по двум направлениям: педагогическое (по вопросам, касающимся освоения образовательной программы) и психологическое (по вопросам, касающимся индивидуальных особенностей ребёнка и его дальнейшей социализации) и обязательно с выставкой журналов и папок. Более активные родители по просьбе руководителя сами провели день «Дублёра» выступая в роли воспитателя: принимали детей, делали с ними зарядку, мыли руки, проводили завтрак и обед, занятия, индивидуальную работу, высаживали на горшок. После этого этапа выразили своё отношение, сказав общим мнением, что воспитателем быть не так-то и просто…Через Вацап родители часто получают рекомендации по своим вопросам, постоянно получают фотографии детей с занятий и с индивидуальной работы. Чему очень рады. Кроме того, сначала несколько родителей, а к концу года почти вся группа родителей участвует в МБДОУ выставках, делают поделки, рисунки, аппликации вместе с детьми, выходят на территорию детского сада. Подводящим итогом было итоговое родительское собрание, где родители активно участвовали в деловых играх: «Чёрный ящик», «Где логика?», угадывали загадки. Почти все родители получили грамоты за активное участие в жизни МБДОУ №1. Все пошли домой с детьми довольные!
Работа с родителями детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ещё не закончена, но я уже вижу результаты: дети начинают ещё лучше относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию и участию в жизни МБДОУ, приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом детского сада. А мы - воспитатели - получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем.
Используемая литература.
- Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ (текст): методическое пособие / О. Л. Зверева. – М.: ТЦ «Сфера», 2005
- Козлова, А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей (текст): методическое пособие/ А. В. Козлова. – М.: ТЦ «Сфера, 2005»
- Козлова, А. В. Общение ДОУ с семьёй (текст): методическое пособие/ А. В. Козлова. – М.: ТЦ «Сфера», 2007
- Короткова Т. В., Развитие профессиональной компетентности педагога образовательного учреждения в сфере общения с родителями воспитанников (текст): пособие для педагогов и родителей / Т. В. Короткова. – М.: МПГУ, 2005.
- Гладкова Ю. А., «Дифференцированное психолого-педагогическое просвещение и сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения» (текст) / Ю. А. Гладкова// Ребёнок в детском саду. – 2011. -№1.
- Гладкова Ю. А., «Дифференцированное психолого-педагогическое просвещение и сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения» (текст) / Ю. А. Гладкова// Ребёнок в детском саду. – 2011. -№2.
- Рыбина Л., «От педагогики авторитарной к педагогике сотрудничества» (текст) / Л. Рыбина// 1сентября. – 1998. №11.
- Солодянкина О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй» (текст): пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.
- Федеральные государственные требования к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. -2012.-№ 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Предметно-развивающая среда в Детском саду.«Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои спос...
Применение игровых технологий в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработан Федеральный государственный с...
Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Роль предметно развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС (из опыта работы ) с презентацией и фотографиями....
Роль предметно-развивающей среды в коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (из опыта работы)...
Доклад "Развитие двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС "
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и ...
"Специфические виды деятельности детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО".
Виды деятельности младших дошкольников....
Презентация.Игровые технологии в развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО.
Применение игровых технологийв развитии детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО...