Комплексное занятие по развитию речи «Прощание с зимой», в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц.
Обучающие задачи:
- Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы полным ответом, подбирать однокоренные слова.
- Совершенствовать грамматический строй речи, множественное число существительных.
Развивающие задачи:
- Развивать связную речь детей, координация речи с движением.
Воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Способ организации: активно – деятельный (в игровой форме).
Формы организации: групповая.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие по развитию речи «Прощание с зимой», в старшей группе.
Цель: Развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц.
Обучающие задачи:
- Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы полным ответом, подбирать однокоренные слова.
- Совершенствовать грамматический строй речи, множественное число существительных.
Развивающие задачи:
- Развивать связную речь детей, координация речи с движением.
Воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Способ организации: активно – деятельный (в игровой форме).
Формы организации: групповая.
Оборудование:
- Интерактивная доска.
- Снег.
- Наглядный материал в виде мнемотаблицы.
Предварительная работа:
- Рассматривание тематических альбомов «Зима»
- Словесная игра «Однокоренные слова – слова снег»
Ход занятия:
Логопед: Ребята сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
1. «Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня. (Зима)
- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить ?
Логопед: Да, дети мы сегодня поговорим о зиме и попрощаемся с ней т.к. наступила весна. И на прощание мы с вами слепим небольшого снеговика.
2. (Дети с логопедом лепят снеговика)
Ребята наш снеговичок приготовил для нас много заданий и будет за нами наблюдать, а на занятии нас ожидает много интересного, и помощниками вам будут ваше внимание, находчивость, смекалка и любознательность.
- Зимушка-зима – весёлое, чудесное, волшебное, сказочное время года. Про зиму поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку. Внимательно посмотрите на экран и полюбуйтесь зимними пейзажами.
- Скажите, пожалуйста, какую краску любит зима? Давайте назовем зимние месяцы.
- После, какого времени года приходит зима?
- Ребята, давайте поиграем со словом зима.
3. Игра «Добавь словечко»
Пришла….
Мы ждали….
Мы рады…
Мы встречали …
Мы будем гулять….
Мы поём песни о ….
Логопед: - Мы очень рады зиме. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение зиме.
4.Расскажите — какая бывает зима? (зима снежная, холодная, морозная,красивая, белая)
Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, метут метели, замерзает река)
Что можно сказать про снег? (снег пушистый, легкий,Белый, мягкий. Снег укрыл всю землю.)
Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)
- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.
- А что можно делать зимой? (кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков…)
Правильно, зимой хорошо!
5. - Молодцы, ребята много вы знаете о зиме! А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о зиме. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы.
- Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.
- Каждая карточка - это новое предложение.
- Рассказ должен быть полным, интересным.
- Вы знаете, в рассказе должно быть начало. Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!
- Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.
- И конец рассказа. Например: Я люблю зиму! Мне очень нравится зима!
Сначала составлю я, а затем попробуете вы.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Холодно на улице зимой. Надо одеться тепло, а потом идти гулять. Зимой можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки. А ещё можно слепить весёлого снеговика. Хорошо зимой!
(Спросить 3-4 детей.)
Молодцы, хорошие рассказы составили о зиме.
Кто знает, что нужно делать зимой на улице, чтобы не замерзнуть? Правильно, двигаться!
Вот и сейчас мы с вами будем лепить снеговика.
6.Физкультминутка.
Давай дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком,
И станет ком снеговиком! Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла!
На солнце припечет слегка,
Увы! И нет снеговика!
Логопед: А сейчас, я попробую вас запутать.
7.Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Педагог предлагает детям назвать противоположные значения слов.
(Лето-зима, тепло-холодно, стоит-идёт, день-ночь, жара-мороз, дождь-снег, вода-лёд, й утро- ночь, и др.)
8.Упражнение «Один, много»
Логопед: И еще одна игра «Один много». Я буду называть вам слово в единственном числе, например, кукла она одна – в единственном числе, а во множественном, то есть их много, то будет куклы.
Сосулька, снежок, льдинка, след, снежинка, снеговик, сугроб, мороз, метель.
8.Игра «Доскажи словечко» (родственные слова).
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом, давайте поиграем со словом «снег».
(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова.)
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые (снежинки)
На поселке, на лужок все снижается (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)
Все бегут в перегонки, все хотят играть в… (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка (снегурка)
На снегу - то, посмотри? - с красной грудкой (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)
- Какие слова вы добавляли?
На какое слово они все похожи?
Правильно, все названные вами слова похожи на слово «Снег»
Вот и подошло к концу наше занятие. Мы сегодня лепили снеговика, вспомнили про зимние месяцы, зимние приметы. Составляли рассказы по мнемотаблице. Проговорили много слов и словосочетаний про зиму. Что же вам понравилось на нашем занятии больше.
Дети, а давайте сейчас подойдем и проверим все ли в порядке с нашим снеговиком?
Что же с ним произошло? Он растаял, а почему? Потому что наступила весна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».
Занятие на закрепление знаний о весне, а также закрепление умения работать с таблицами – схемами для развития связной речи детей....
Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе.
Программное содержание:выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год.Закрепить знания о весне, уточнить ее приметы, расширить знания детей о народных названиях весенних ...
Открытое занятие по развитию речи по теме "Зима" в старшей группе
Итоговое занятие по развитию речи по теме "Зима" в старшей группе...
Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). план-конспект занятия (средняя группа)
Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). «Сказочное путешествие».Цель: 1. расширить глагольный словарь; 2. закрепит...
Комплексное занятие по развитию речи и экологической культуре в старшей группе: «Живая и неживая природа».
1. Закрепить знания детей в отличительных особенностях объектов живой и неживой природы. Продолжать формировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой.2. Закрепить представлен...
Познавательное занятие по развитию речи "Здравствуй Зимушка - Зима" в старшей группе
Познавательное занятие по развитию речи "Здравствуй Зимушка - Зима" в старшей группе...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».
Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....