Конспект занятия в старшей группе по теме "Прогулка в зимний лес" (зимующие птицы)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Васюкова Алёна Владимировна

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 93г.Твери

Конспект открытого занятия

в старшей группе

Тема: «Прогулка в зимний лес»

(зимующие птицы)

                                                                              ВЫПОЛНИЛА:

                                                                              ВАСЮКОВА А.В.

                                                                              ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ № 93  

                                       

    Программное содержание:

Обучающие задачи:

  • уточнить и расширить представление детей о зимующих птицах, об особенностях жизни в зимних условиях;
  • закреплять умение различать по внешнему виду и называть их;
  • развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.

Развивающие задачи:

  • развивать общую моторику, координацию речи с движением, диалогическую речь, зрительное внимание, мышление;
  • развивать чувство ритма, слуховое внимание, музыкальную память;
  • учить эмоционально воспринимать окружающее в процессе общения.

Воспитательные задачи:

  • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Речевые задачи:

  • учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах;
  • согласовывать существительные с числительным от  1 до 5, существительные в творительном падеже;
  • образовывать сложные прилагательные;
  • расширять, уточнять и активизировать словарь по теме: «Зимующие птицы». Словарь активный: зимующие птицы, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, свиристель, дятел, клест, голова, туловище, крылья, лапки, клюв, перья, глаза, хвост; словарь пассивный: красногрудый, белобокая, желтогрудая, длиннохвостая, красноголовый, коротконогий, длинноклювая,

Структура (части и предполагаемое их время)

1. Организационный момент (время проведения – 4 минуты):

Дети с воспитателем входят в группу, играет музыка “Вьюга-метель”.

Речь с движениями «метель».

«Волшебный снежок» - сюрпризный момент.

2. Основная часть (время проведения – 17 минут):

Чтение воспитателем стихотворения под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Январь». Беседа воспитателя с детьми на тему «Почему птицы не поют».

Игра «Сложи птичку».

Д/игра «Кого, чем угостим».

Физкультминутка «Птички».

Д/игра «Скажи какой или какая».

Д/Игра «Веселый счет» (по карточкам).

Д/игра «Один-много».

Игра «Снегири».

3. Итог занятия (время проведения – 2 минуты):

Сюрпризный момент (приходит «Зима» дарит медали)

Общее время: 23 минуты

Резервное время (1-3 минуты)

Контроль за усвоением детьми программного содержания:

1. Организационный момент: словесный метод, приемы: вопрос репродуктивный (какого), поисковый (почему), словесное упражнение, хоровое повторение, эмоциональное воздействие.

2. Основная часть: игры, практический метод, словесный с художественным словом, наглядный. Приемы: беседа, поисковые вопросы, объяснения, словесное обращение, речевой образец, пояснение, указание, игровые, обучающие, организационные, дисциплинирующие, сравнение, подсказ, исправление, повторение, оценка детского ответа, новизна атрибутов, красочность, эмоциональное воздействие, хоровое, координация речи с движением.

3. Итог занятия: словесный, практический метод.

Организация детей:

1. Организационный момент – звучит музыка, дети подходят к воспитателю, встают в полукруг (беседа о зиме), затем в круг – речь с движениями «метель».

2. Основная часть.

Чтение стихотворения воспитателем под музыку – дети встают полукругом.

Игра «Сложи птичку» - садятся за стол.

Д/игра «Кого, чем угостим» - сидят за столом.

Физкультминутка «Птички» - встают в круг, координация речи с движениями.

Д/игра «Скажи какой или какая» - садятся за стол.

Д/Игра «Веселый счет» (по карточкам) – сидят за столом.

Д/игра «Один-много» - встают в полукруг, передается «волшебный снежок».

Игра «Снегири» - стоят, импровизированные движения соответственно тексту.

3. Итог занятия – подходят к воспитателю, беседа по занятию. Сюрпризный момент – входит «Зима», беседует с детьми, дарит медали.

Оборудование: “Волшебный снежок”; “Волшебная палочка”; елки искусственные; магнитофон с аудиозаписью.

Демонстрационный материал: картинки зимующих птиц; угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, корочка хлеба, крошки хлеба).

Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками птиц; карточки к игре “Веселый счет”; медали – по количеству детей.

Предварительная работа: вспомнить  название птиц, характерные внешние признаки, беседа о бережном отношении к птицам зимой; беседы в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке; чтение энциклопедической и художественной литературы; заучивание стихов о птицах; детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.

Содержание (ход)

Методы и приемы

  1. Организационный момент.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

Педагог: - Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (Зима) - Почему вы решили, что это звуки зимы? (Ветер, вьюга) - А что вам нравится делать зимой? (кататься, на санках, на коньках, лепить снежки и т.д.) - Вы рады зиме?

- А давайте покажем, как мы рады!

Упражнение “Метель”

Ух ты, зимушка-зима, закружила, замела.

Все дорожки, все пути – ни проехать, не пройти.

Мы на лыжи дружно встали,

Друг за другом побежали.

Жых-жых-жых…….

Педагог: - Ребята, посмотрите, ко мне прилетел «волшебный снежок», и он нас приглашает совершить прогулку по зимнему лесу.

Стоят дети полукругом

Словесный метод

Прием: беседа

Вопрос репродуктивный (какого), поисковый (почему)

Хоровое повторение.

Дети выполняют движения соответствующие тексту

Поднимают руки вверх, кружатся

Опускают руки вниз перед собой и покачивают ими

Дети имитируют бег на лыжах

Наглядный прием

Эмоциональное воздействие

  1. Основная часть: игры

1.Педагог: - Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны? Почему река молчит? Птичья песня не звучит? Осторожно в лес входите. Тайны леса не будите. - Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (птицы улетели, птицы не поют) - Почему птицы не поют? (улетели в теплые края) - Ой, ребята, а я вижу здесь птичек, значит, не все птички улетели. - Ой, ребята, посмотрите, а нам снежок приготовил сюрприз. - Ребята, давайте соберем картинки и посмотрим, какая птица на ней нарисована.

2. Игра “Сложи птичку”

Педагог: - Как назвать их всех одним словом? (птицы) - Почему эти птицы не поют в лесу? (улетели) - А куда они улетели? (поближе к человеку) - А зачем? (человек их кормит)

- Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это какие птицы? (зимующие)

Педагог: - А вот и второй сюрприз зимы - корм для птиц. К нам очень много прилетело птиц, давайте их покормим.

3. Д/игра “Кого чем угостим”

Педагог: - Я угощу ворону корочкой хлеба. А вы?

Дети: А я угощу синичку салом и т.д.

Педагог: - Наелись птички. Давайте рассмотрим их внимательно. Какие они все разные!

- Что есть общего у всех птиц? (голова, туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост)

- Чем они отличаются? (размером, окраской, опереньем)

- У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (ленивый, грустный, малоподвижный)

- А какая синица? (тонкая, юркая, веселая, умная)

- А что можно сказать про воробья? (драчливый, веселый, шустрый, боевой, удалой)

- А какая сорока?  (говорливая, болтливая, непоседливая) - Птицы наши сыты,  все о них рассказали, давайте  и мы с вами отдохнем, физкультминутку проведем.

  1. Физкультминутка «Птички»

Птички прыгают, летают

Птички прыгают, поют

Птички крошки собирают

Птички зернышки клюют

Перышки почистили

Клювики почистили

Дальше полетели

И на место сели

  1. Д/игра “Скажи какой? Какая?”

Педагог: - Если у птицы белый бок, она какая? (птица белобокая) - У птички желтая грудка, она какая? (птица желтогрудая) - А если у птицы красная грудка? (птица красногрудая) - У дятла красная голова. Какой он? (дятел красноголовый)

- У вороны длинный клюв. Какая она? (ворона длинноклювая) - У воробья короткие ноги. Какой он? (воробей коротконогий) - У сороки длинный хвост. Какая она? (сорока длиннохвостая)

Педагог: - А вот и третий сюрприз зимы (карточки с изображением птиц). Давайте их посчитаем.

6.Д/игра “Веселый счет” (по карточкам)

Снегирь, синица, воробей, ворона, дятел, клест, свиристель, сорока (пример: один снегирь, два снегиря, …,  пять снегирей)

7. Педагог: - Давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. И «волшебный снежок» здесь. Давайте вместе поиграем в игру.

Д/игра “Один-много”

ворона-вороны - много ворон

синица-синицы-много синиц

снегирь-снегири-много снегирей

воробей-воробьи-много воробьев

свиристель-свиристели-много свиристелей

сорока-сороки-много сорок

клест-клесты-много клестов

дятел-дятлы-много дятлов

8. Педагог: - Ой, что-то тут сверкнуло! Да это “волшебная палочка”. Хотите, я превращу вас всех в снегирей? - Вокруг себя повернись, в снегиря ты превратись.

Игра “Снегири”

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири, Распушили перышки,

Греются на солнышке,

Головой вертят,

Улететь хотят.

Кыш-кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Педагог: - Вокруг себя раз повернись и в ребенка превратись».

Словесный метод с художественным словом

Педагог под музыку зачитывает стихотворение.

Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь»

Поисковый вопрос

Наглядный метод.

Показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц на магнитной доске

На столе лежат разрезные картинки с изображением зимующих птиц

Игровой прием

Дети складывают из разрезных картинок птичек, каждый называет свою птичку и показывает на магнитной доске.

Беседа с детьми

Словесное обращение: поисковый вопрос

Обобщение

Практический метод

Прием – речевой образец

пояснение, указание

Корм для птиц: пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, корочка хлеба, крошки хлеба.

Дети встают у доски

Наглядный метод, сравнение, поисковый вопрос

Подсказывать в случае затруднений детей

Практический метод

Дети прыгают, летают

прыгают, поют

собирают

клюют

чистят

чистят

улетают

садятся

Обучающий прием

Беседа

Вопрос

Оценка детского ответа

Новизна атрибута, красочности

Считают по карточкам

Дается речевой образец

Заинтересовать детей

По образцу

Дети передают воспитателю «снежок» после ответа

Объяснение, речевой образец

Практический метод

Воспитатель произносит заклинание:

(дети одевают шапочки снегирей)

Игра

Координация речи с движением

дети выполняют импровизированные движения согласно тексту

После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание».

  1. Итог занятия.

Педагог: - Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили? (в лесу, покормили зимующих птиц, поиграли….) - Мы с вами возьмем корм и покормим птиц на нашей площадке.

Сюрпризный момент. Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года»

Обобщение

Подведение итога занятие, дается задел на будущее

Входит зима. Беседует с детьми. Вручает медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.Составление  описательного рассказа "Зимующие птицы"...

Конспект занятия в старшей группе детей с ОНР по теме "Зимующие птицы"

Конспект занятия для детей  старшей группы по лексической теме "Зимующие птицы" Это занятие проводилось для детей с общим недоразвитием речи и имело следующие цели:Коррекционно-образовательн...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»

Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Конспект занятия в старшей группе по образовательной области "Познавательное развитие" "Зимующие птицы"

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста с целью ознакомления с зимующими птицами в ходе непосредственной образовательной деятельности....

Конспект занятия в старшей группе по природе с элементами экологии «Зимующие птицы»

Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц, выявить экологические знания детей Задачи: Обучающие : учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему в...