Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе: «Моделирование сказки «Рукавичка»»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи: Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи. Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.
Материал и оборудование: Набор условных заместителей к сказке «Рукавичка» (рукавичка, 7 геометрических фигур разных по величине, и цвету). Счетные палочки. Картины с зимним пейзажем. Компьютер, музыкальная запись. Маски зверюшек, краски, губки и кисточки. Книжка со сказкой «Рукавичка».
Ход занятия
Дети проходят и садятся.
- Искрится, падает снежок. На землю и дома. А это значит, мой дружок, Что к нам пришла Зима! Снег! Снег! Снег – снежок… Белый и пушистый. Снег! Снег! Снег – снежок… Звёздно-серебристый.
- Дети, а какими словами можно описать снег? (Белый, холодный, чистый, пушистый, мягкий, серебристый, как вата) А вы рады снегу? Почему? В какие игры можно играть со снегом?
Дидактическое упражнение «Какой снег»
- Давайте, прямо сейчас покатаемся на лыжах. Вы не знаете, как можно в группе покататься на лыжах? Как думаешь ты? А кто думает по другому? Покажите, пожалуйста.(ответы детей)
- Посмотрите, что у меня в руках? Похожи палочки на лыжи? Я предлагаю вам превратить палочки в лыжи и отправиться в летний лес и так покататься на лыжах. Кто со мной согласен? Что сейчас лето (ответы детей). Можем мы встать на счетные палочки и поехать? (ответы детей) А хоти я покажу, как отправиться в зимний лес на счетных палочках.
Пальчиковая гимнастика «Лыжники»
Утром на лыжах кататься пошли,
Быстро до леса на лыжах дошли.
(пауза)
Время к обеду – весь лес обошли.
Дружно на лыжах домой мы пришли.
- Вот мы и в зимнем лесу. Красиво в зимнем лесу. Сыграем в вами в игру я буду говорить, а вы за мной повторяйте.
Чистоговорка «Зима»
Ма-ма-ма – пришла снежная зима.
Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.
Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.
Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.
Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
- Послушайте мелодию и скажите, что нас ожидает дальше (звучит мелодия «В гостях у сказки»)?
- Нас встречает сказка (на доске – картинка). Ребята, что это? Как вы думаете, кто ее потерял? Я расскажу вам сказку. А вы, слушайте и смотрите сказку. Будете помогать, если мне нужна будет помощь? (ответы детей) Спасибо.
Чтение русской народной сказки «Рукавичка». Только сегодня у меня не обычные сказочные герои. Вот какие (показываю геометрические фигуры).
Сказка «Рукавичка»
Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка.
Прямоугольником я обозначу дедушку, а собачка будет маленький прямоугольник.
Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка. Какая геометрическая фигура больше всего подойдет для обозначения мышки? Почему? (ответы детей)
влезла в эту рукавичку и говорит:
- Тут я буду жить.
А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:
-Скажите, пожалуйста, правильно я подобрала фигурку для лягушки
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка. А ты кто?
- А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!
- Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик.
-Маша подбери геометрическую фигуру для зайчика. Почему? Кто думает по другому?
Подбежал к рукавичке, спрашивает:
- Настя, что спросил зайчик? Покажите сигналом согласны вы с ответом.(ответ детей)
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто?
- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
- Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:
-Андрей, выбери фигуру для обозначения лисы. Почему, ты выбрал эту фигуру?
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Полина, перечисли кто живет в рукавички.
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто?
- Лиза озвучить лисичку ответь за нее. Какой голос у лисы? Какая она бывает в сказках? Передай его голосом.
-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:
- Не садись на пенек не еще пирожок. Так ребята должно быть? (ответы детей) А Как? Озвучь, Валера, пожалуйста.
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!
- Ну, иди!
Влез и этот. Уже стало их….
- Сколько их стало жить? Как узнать точно? Что надо сделать? (ответы детей)
пятеро. А в рукавички тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:
- Ребята, покажите, как медведь ходит (подражание походке медведя) А какой голос у медведя низкий или высокий? Давайте все вместе спросим.
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок. А ты кто?
- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!
- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
- Да как-нибудь!
- Ну, уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Шестеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:
- Как вы думаете, что сделала? (ответы детей)
- Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Понравилась вам слушать и рассказывать сказку?
- Нам пока возвращаться в группу. Давайте скажем наши волшебные слова.
Хлоп, хлоп.
Топ-топ.
Вокруг себя обернись
И в группе окажись.
- Ребята, а ведь сказки можно не только слушать, но и показывать сказку. А мы с вами можем показать другим ребятам сказку. Что для этого нам понадобится? (ответы детей)
Показываю маску дедушки и собаки.
- Вот у меня есть заготовки масок зверей из сказки «Рукавичка». Можно такими масками показывать сказку? (ответы детей) Почему?
- Так давайте их закончим. То есть покрасим и раскрасим.
- Мы поделимся на пары, и каждая пара будет раскрашивать одну из масок. Сначала вместо кисточек мы будем пользоваться губками, а затем, когда у нас подсохнет первый слой краски, мы нарисуем все остальные части на маске: глаза, нос, усы.
Дети делятся на пары.
-Вот у нас на столе есть коричневая краска, зеленая, серая, красная и желтая. Какой цвет вы возьмете? (ответы детей).
-А какая краска нам понадобиться, чтобы покрасить лисичку? (ответы детей)
- Но у нас нет такой краски, как нам быть? (ответы детей)
- Ребята, я вам открою секрет, не которые краски смешиваются, и получается новый цвет.
-Чтобы получить оранжевый цвет, какие 2 краски нужно смешать? (ответы детей)
-А как вы думаете, а как я получила серый цвет? (ответы детей)
-Да, я смешала черный и серый (не большой опыт - на глазах у детей смешиваю 2 краски). Дети приступают раскрашивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»Воспитатель Быченко Нат...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Расскажем сказку».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 117 Выборгского районаг. Санкт-Петербург План-конспект непосредственной образовательной деятель...
Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе «В гости к старичку Лесовичку»
очень интересное занятие, мои воспитанники были в восторге...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе.Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»(Образовательная область «Речевое развитие»)...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Корней Иванович Чуковский и его сказки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Светлячок» Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средн...
Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе: «Моделирование сказки «Рукавичка»»
данная образовательная ситуация учит детей пересказу сказки с опорой на внешние средства: двигательную модель сказки....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Пересказ сказки "Рукавичка" по мнемотаблице
Использование мнемотаблиц при пересказе сказок способствуют развитию монологической речи, умения пересказывать и запоминать последовательность действий в них....