проведение занятия по обучению звуковой культуре речи с элементами грамоты. С использованием технологии – игра-квест. «Аля, Кляксич и пропавшие буквы»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различения согласных (твердых\мягких) и гласных звуков.
Задачи:
· Закрепить знание букв в алфавите.
· Дифференциация понятий «буква», «звук».
· Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и
согласные, согласные твердые и мягкие;
· Учить разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву
· Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной
выразительностью речи;
· Развивать зрительное и слуховое внимание, память;
· Обогащать словарный запас детей
· Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к
· занятиям.
· Закреплять умение определять мягкий и твёрдый звуки, правильно выделять их в словах.
· Развивать умение составлять из слогов слова;
· Развивать умение проводить звуковой анализ слова с помощью моделей звуков.
· Воспитывать умение пользоваться силой голоса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanatie_rech_1.docx | 156.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Аля, Кляксич и пропавшие буквы»
Обучение звуковой культуре речи с элементами грамоты.
С использованием технологии – игра-квест.
Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различения согласных (твердых\мягких) и гласных звуков.
Задачи:
- Закрепить знание букв в алфавите.
- Дифференциация понятий «буква», «звук».
- Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и
согласные, согласные твердые и мягкие;
- Учить разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву
- Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной
выразительностью речи;
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память;
- Обогащать словарный запас детей
- Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к
- занятиям.
- Закреплять умение определять мягкий и твёрдый звуки, правильно выделять их в словах.
- Развивать умение составлять из слогов слова;
- Развивать умение проводить звуковой анализ слова с помощью моделей звуков.
- Воспитывать умение пользоваться силой голоса
Материалы и оборудование:
Проектор;
Картинки с предметами;
Волшебный мешочек;
Азбука раскладушка;
Письма;
Ребусы;
Разрезные карточки;
Карточки с буквами и цифрами;
Книга, «Аля и Кляксич»;
Квадраты зелёные, синие;
Распечатки
Распечатки для чтения
Карандаши
Карточки (твердый \ мягкий, гласный \ согласный, звонкий \ глухой)
Денточки
Предварительная работа: проведение игры «Весёлый поезд» (деление слов на слоги), игры «Поймай комарика» (определение заданного звука в слове), игры «На что похожа буква», повторение гласных Букв.
Время | Деятельность педагога | Деятельность детей | Примечание |
- Ребята, вы помните, мы с вами читали эту книгу? Кто главный герой? Сегодня я хотела поговорить с вами про буквы. Ой, посмотрите, из нашего алфавита пропали буквы. Кто же это мог сделать? Да, я тоже думаю, что наши буквы похитил Кляксич. Чтобы нам найти наши буквы, нужно выполнить задания и буквы вернуться на место. У меня есть карта нашей группы и после выполнения заданий на ней будут появляться подсказки и мы сможем найти Кляксича. Ребята, а еще есть, когда мы будем выполнять задания на ней будут появляться подсказки. Аля и буква. А как же нам найти кляксича? Верно – Ребята, посмотрите на слайд, на слова, что вы заметили? Верно! Не хватает буквы Л Кляксич спрятал букву, и чтобы нам ее найти нужно назвать слова, начинающиеся на букву Л, чтобы Л была в середине слова и заканчивающиеся на букву Л. Молодцы. Ой, а почему же буква Л так и не вернулась? Посмотрите тут подсказка появилась от Али Предлагаю вам поиграть в игру «Мягкий и твёрдый» Воспитатель выдает цветные (синий, зеленый) карточки. Возьмите в правую руку синюю карточку, а в левую руку зеленую карточку. Если в слове, которое я говорю вы услышите мягкий звук Л то поднимаете – карточку. Если твердый, то поднимаете – карточку. Слова: Лужа, Лыжи, Ливень Лёд, Молоко, Соль, Лягушка, Молодцы!! Букву Л мы нашли. Дети возвращают карточки воспитателю, или откладывают на столе. | Дети входят в группу. Д,- По кляксам. Д.-Нет буквы л Ответы детей Дети выполняют задания Дети снимают кляксу с буквы Л а на кляксе кусочек от карты группы с подсказкой | На доске алфавит в нем не хватает нескольких букв и рядом лежит конверт с письмом. Рядом книга И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А». Ребята входят, осматриваются, замечают недостающие буквы и письмо На проекторе иллюстрация из книги . Переключается слайд на игру «Какая буква полетялась» Слайды с изображением предметов, например, лягушка, улитка слайд с буквой «л» в слове лягушка, улитка На книге появляются карточки – зеленая и синяя На проекторе меняется картинка иллюстрация из книги. На плакате с алфавитом открывается буква Л | |
Посмотрите Аля и буква А прислали нам еще подсказку Волшебный мешочек, а в нем ленточки и карточки -Ребята, вытаскивайте по карточке и когда получите ленточку присаживайтесь за парты с кубиком соответствующего цвета. Что изображено у тебя на карточке?? А какой звук Л ты слышишь в слове «….»? Твердый или мягкий? Правильно, тебе достается Синяя\зеленая ленточка. (Если мягкий звук, то ребенок получает зелёную ленточку, а если твёрдый, то синюю) Опрос детей по очереди | Дети по очереди вытаскивают карточку с изображением Когда все вытащили себе по карточке определяют, какой звук Л в слове, твердый или мягкий. Получают ленту определенного цвета и садятся на места. Карточку отдают воспитателю или откладывают на стол | у каждого ребенка в руках лента определенного цвета. | |
Ребята, а для того что бы произносить звуки и слова, нужен воздух?! Конечно нужен, мы должны уметь правильно дышать. Давайте потренируем наши лёгкие Возьмите ленточку в руку, как я Вдохните носом и медленно выдыхайте через рот, так что бы ленточка еле-еле покачивалась. Повторение 2 рада Молодцы. Вдохните носом, но делая выдох дуйте сильно, посмотрите, как делаю я. Молодцы, сейчас будем дуть на ленточку сильно, говоря слог «ФУ», повторяйте за мной. Вдох носом, «ФУ-ФУ-ФУ» 2 раза. «ФУ-ФУ-ФУУУУУУ» 2 раза. (Дети повторяют за воспитателем) Молодцы! Лёгкие мы потренировали, а вот язычок, нет. А он нам нужен что бы понятно и четко произносить слова. Для него у меня есть тоже интересное упражнение, называется «Лошадка». (Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.)
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. Дети повторяют за воспитателем. 3-4 раза. Молодцы. Вот мы потренировали и лёгкие и язычок, и теперь нам будет легче выполнить задания и найти все пропавшие буквы. Ленты повязываются на раку каждому ребёнку. | |||
В- Посмотрите у вас в руках ленточки разных цветов, а это означает, что вы можете разделиться на 2 команды. Сегодня мы с вами поиграем и узнаем какая команда победит, выполняя задания. За каждое задание команда будет получать звезду. Ребята, посмотрите у нас в группе ни где не пропали буква? А на карте указано какое-то место на карте, посмотрите, что это за место? Да, это буква И и буква Ы. Посмотрите, Кляксич оставил нам задание. Тут ребусы. Давайте один ребус отгадаем вместе и посмотрим, как же нам их все отгадать. Совместный разбор ребуса. Я вам раздаю ребусы, вы командой думаете. Когда команда отгадала поднимаете руку. Посмотрим какая команда быстрее. (по очереди каждый ребус) Держите ровно спинки, не горбитесь. Победившей команде звезда Вот и еще одна подсказка появилась у нас на карте. Давайте посмотрим, куда же она указывает?? подводите ко мне А где же это место в группе? Ребята, чтобы Спасти от Кляксича следующую букву нужно четко произнести чистоговорку. - Молодцы, мы справились с этим заданием и появилась новая подсказка – буква Ц находится на болоте. - Ребята, а букву Р это какие буквы? (Согласная и звонкая) Присаживайтесь на места. Ребята, давайте разомнем наши пальчики, берите в руки мячик и повторяйте за мной Этот шарик не простой (Движения соответствуют тексту). Молодцы! Положите мячики. Ребята, отгадайте загадку: Так важно она по болоту шагает! И живность болотная прочь убегает. Ведь если лягушка укрыться не сможет, То этой лягушке никто не поможет. (Цапля) Да, это Цапля. На какую букву начинается слово? А вы знали, что буква Ц всегда твердая согласная. Кляксич приготовил для нас очень сложное задание – нужно составить звуко-буквенный анализ слова: БОЛОТО. Давайте вместе расскажем какие же буква и звуки есть в этом слове. Б – какая буква? А звук? О- какая буква и т.д. –Ребята, на подсказке указаны столы, чтобы найти следующую букву вы должны найти и раскрасить согласную буквы, которые всегда мягкие. Командам на каждого участника выдается по распечатке и зеленые карандаши. (подсказка: это буква похожая на ш и буква с которой начинается слова Чемодан) Когда закончите поднимайте руку вверх. Должны закончить все в команде, поэтому кто закончил быстрее, помогает своей команде. Держите ровно спинки, не горбитесь. Молодцы ребята! Мы справились и нашли буквы Ц,Й, Ч и Щ. Ребята, а буквы Ц и Щ какие? (согласные, звонкие или глухие) Ребята нам осталось найти последнюю букву. И она где-то на проекторе. Посмотрите, что же у котика в клубке? Давайте поймаем котика и заберем у него букву К. А потом громко. Попробуем?? Ура! Какие же вы молодцы.! А вот и последняя подсказка, и Кляксич прячется за доской. ОЙ, вот и он. Посмотрите все наши буквы на месте, но, чтобы прогнать Кляксича нужно составить слово, чтобы он больше не пришел и не мешал нам узнавать новое. Посмотрите, тут от Али еще одно письмо. Воспитатель каждой команде дает карточки (из конверта) с буквами и пропечатанным номером. Как вы думаете, что нам нужно сделать? Да, нам нужно составить слово, выставив буквы по порядку от 1 до 12. Приступаем. Как выполните поднимайте руку, какая же команда будет быстрее. Кто победил получает звезду. И какое же слово у вас получилось? | Д,- В уголке природы пропали буква И и буква Ы Дети отгадывают ребусы в командах, поднимая руку по выполнению. Говорят, ответ на ребус (дети встают со стульчиков) Дети снимают кляксы с буквы И и Ы а на кляксе кусочек от карты группы с подсказкой Д. – Пропала буква Р Дети проговаривают с воспитателем. Дети берут в руки шарик Дети - Цапля Дети - Буква Ц Дети снимают кляксу с букву Ц а на кляксе кусочек от карты группы с подсказкой Дети разбирают слово. Кто выполнил поднимает руку Дети снимают кляксы с буквы Й, Ч, Щ , а на кляксе кусочек от карты группы с подсказкой Дети- Согласные Дети снимают кляксу с букву К а на кляксе кусочек от карты группы с подсказкой Дети повторяют тихо Потом громко
Дети приступают к выполнению У нас получилось слово ЧИСТОПИСАНИЕ | На столах лежит распечатки, шарики для гимнастики. На слайде появляются изображение из книги с текстом в котором пропущены буквы И и Ы На доске висит плакат со слогами. Картинка меняется и появляется изображение из книги с правильным текстом. На плакате с алфавитом открывается буква И и Ы На слайде меняется изображение На Доске нарисованы 2 домика На плакате с алфавитом открывается буква Р На слайде появляется слово лягушка. На плакате с алфавитом открывается буква Ц,Ч,Щ. Появляется картинка котика на окне и клубком а в нем буква. На проекторе (на доске) появляется Кляксич | |
Посмотрите, а какая команда сегодня победила? Но вы все ровно все молодцы и в следующий раз победит другая команда. А что мы с вами делали, чтобы вернуть буквы? С какими заданиями вы легко справились? Что вам показалось трудным? Что вам запомнилось больше всего? Молодцы ребята, со всеми заданиями мы справились. И теперь Азбуке ни кто не угрожает. Можете вставать из-за столов и идти отдыхать. | Ответы детей | На слайде изображение Азбуки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытые занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием современных образовательных технологий.
В данном файле представлены конспекты занятий по развитию звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста по следующим темам:1."Путешествие с ручейком" (дифференциация свистящих и щипящи...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технология обучения диафрагмальному дыханию (хатха-йога), техн
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе с испол...
Конспект подгрупповой НОД по звуковой культуре речи детей 5-7 лет с ЗПР На тему «Дифференциация звуков [а], [у]. Буквы А, У»
Формирование звуковой культуры речи; подготовка детей к обучению грамоте....
Конспект ОД по развитию звуковой культуры речи в группах ОНР с использованием кейс-технологий «Волшебные и бранные слова»
Освоение форм речевого этикета, формирование культуры речевого общения....
ТЕМА: «ЗВУКОВОЙ ГОРОДОК» Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе
Развивать у детей звуковую культуру речи...
Календарно-тематическое планирование к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" ОНР 2-3 уровень
Календарно - тематическое планирование подгрупповых и индивидуальных занятий к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" разработано для детей с ОНР вто...
Календарно-тематическое планирование к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" ОНР 3-4 уровень
Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе календарно-тематического планирования программы Н.В. Нищевой для детей с ОНР подготовительной к школе группы. При разработке был учтен...