проведение занятия по обучению звуковой культуре речи с элементами грамоты. С использованием технологии – игра-квест. «Аля, Кляксич и пропавшие буквы»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Морозова Дарья Сергеевна

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различения согласных (твердых\мягких) и гласных звуков.

Задачи:

· Закрепить знание букв в алфавите.

· Дифференциация понятий «буква», «звук».

· Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и

согласные, согласные твердые и мягкие;

· Учить разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву

· Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной

выразительностью речи;

· Развивать зрительное и слуховое внимание, память;

· Обогащать словарный запас детей

· Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к

· занятиям.

· Закреплять умение определять мягкий и твёрдый звуки, правильно выделять их в словах.

· Развивать умение составлять из слогов слова;

· Развивать умение проводить звуковой анализ слова с помощью моделей звуков.

· Воспитывать умение пользоваться силой голоса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanatie_rech_1.docx156.08 КБ

Предварительный просмотр:

 «Аля, Кляксич и пропавшие буквы»

Обучение звуковой культуре речи с элементами грамоты.

С использованием технологии – игра-квест.

Цель. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различения согласных (твердых\мягких) и гласных звуков.

Задачи:

  • Закрепить знание букв в алфавите.
  • Дифференциация понятий «буква», «звук».
  • Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и

согласные, согласные твердые и мягкие;

  • Учить разгадывать и составлять ребусы, заменяя в слове одну букву 
  • Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной

выразительностью речи;

  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память;
  • Обогащать словарный запас детей 
  • Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к
  • занятиям.
  • Закреплять умение определять мягкий и твёрдый звуки, правильно выделять их в словах.
  • Развивать умение составлять из слогов слова;
  • Развивать умение проводить звуковой анализ слова с помощью моделей звуков.
  • Воспитывать умение пользоваться силой голоса

Материалы и оборудование:

Проектор;

Картинки с предметами;

Волшебный мешочек;

Азбука раскладушка;

Письма;

Ребусы;

Разрезные карточки;

Карточки с буквами и цифрами;

Книга, «Аля и Кляксич»;

Квадраты зелёные, синие;

Распечатки

Распечатки для чтения

Карандаши

Карточки (твердый \ мягкий, гласный \ согласный, звонкий \ глухой)

Денточки

Предварительная работа: проведение игры «Весёлый поезд» (деление слов на слоги), игры «Поймай комарика» (определение заданного звука в слове), игры «На что похожа буква», повторение гласных Букв.

Время

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

- Ребята, вы помните, мы с вами читали эту книгу?
О чем она?

Кто главный герой?

Сегодня я хотела поговорить с вами про буквы.

Ой, посмотрите, из нашего алфавита пропали буквы.

Кто же это мог сделать?

Да, я тоже думаю, что наши буквы похитил Кляксич. Чтобы нам найти наши буквы, нужно выполнить задания и буквы вернуться на место.

У меня есть карта нашей группы и после выполнения заданий на ней будут появляться подсказки и мы сможем найти Кляксича. Ребята, а еще есть, когда мы будем выполнять задания на ней будут появляться подсказки. Аля и буква.

А как же нам найти кляксича?

Верно

– Ребята, посмотрите на слайд, на слова, что вы заметили? Верно! Не хватает буквы Л

Кляксич спрятал букву, и чтобы нам ее найти нужно назвать слова, начинающиеся на букву Л,

чтобы Л была в середине слова и заканчивающиеся на букву Л.

Молодцы.

Ой, а почему же буква Л так и не вернулась?

Посмотрите тут подсказка появилась от Али

Предлагаю вам поиграть в игру «Мягкий и твёрдый»

Воспитатель выдает цветные (синий, зеленый) карточки.

Возьмите в правую руку синюю карточку, а в левую руку зеленую карточку.

Если в слове, которое я говорю вы услышите мягкий звук Л то поднимаете –         карточку.

Если твердый, то поднимаете –

карточку.

Слова: Лужа, Лыжи, Ливень

Лёд, Молоко, Соль, Лягушка,

Молодцы!! Букву Л мы нашли.

Дети возвращают карточки воспитателю, или откладывают на столе.

Дети входят в группу.

Д,- По кляксам.

Д.-Нет буквы л

Ответы детей

Дети выполняют задания

Дети снимают кляксу с буквы Л а на кляксе кусочек от карты группы с подсказкой

На доске алфавит в нем не хватает нескольких букв и рядом лежит конверт с письмом. Рядом книга И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А». Ребята входят, осматриваются, замечают недостающие буквы и письмо

На проекторе иллюстрация из книги .

Переключается слайд на игру «Какая буква полетялась»

Слайды с изображением предметов, например, лягушка, улитка

слайд

с буквой «л» в слове

лягушка, улитка

На книге появляются карточки – зеленая и синяя

На проекторе меняется картинка иллюстрация из книги.

На плакате с алфавитом открывается буква Л

Посмотрите Аля и буква А прислали нам еще подсказку

Волшебный мешочек, а в нем ленточки и карточки

-Ребята, вытаскивайте по карточке и когда получите ленточку присаживайтесь за парты с кубиком соответствующего цвета.

Что изображено у тебя на карточке??

А какой звук Л ты слышишь в слове «….»? Твердый или мягкий?

Правильно, тебе достается Синяя\зеленая ленточка.

(Если мягкий звук, то ребенок получает зелёную ленточку, а если твёрдый, то синюю)

Опрос детей по очереди

Дети по очереди вытаскивают карточку с изображением

Когда все вытащили себе по карточке определяют, какой звук Л в слове, твердый или мягкий.

Получают ленту определенного цвета и садятся на места.

Карточку отдают воспитателю или откладывают на стол

у каждого ребенка в руках лента определенного цвета.

Ребята, а для того что бы произносить звуки и слова, нужен воздух?!

Конечно нужен, мы должны уметь правильно дышать.

Давайте потренируем наши лёгкие  

Возьмите ленточку в руку, как я

Вдохните носом и медленно выдыхайте через рот, так что бы ленточка еле-еле покачивалась.

Повторение 2 рада

Молодцы.

Вдохните носом, но делая выдох дуйте сильно, посмотрите, как делаю я.

Молодцы, сейчас будем дуть на ленточку сильно, говоря слог «ФУ», повторяйте за мной.

Вдох носом, «ФУ-ФУ-ФУ» 2 раза. «ФУ-ФУ-ФУУУУУУ» 2 раза.  

(Дети повторяют за воспитателем)

Молодцы! Лёгкие мы потренировали, а вот язычок, нет. А он нам нужен что бы понятно и четко произносить слова.

Для него у меня есть тоже интересное упражнение, называется «Лошадка».

(Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.)


-Нам нужно улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.    

2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.            

Дети повторяют за воспитателем. 3-4 раза.        

Молодцы. Вот мы потренировали и лёгкие и язычок, и теперь нам будет легче выполнить задания и найти все пропавшие буквы.

Ленты повязываются на раку каждому ребёнку.

В- Посмотрите у вас в руках ленточки разных цветов, а это означает, что вы можете разделиться на 2   команды. Сегодня мы с вами поиграем и узнаем какая команда победит, выполняя задания. За каждое задание команда будет получать звезду.

Ребята, посмотрите у нас в группе ни где не пропали буква?

А на карте указано какое-то место на карте, посмотрите, что это за место?

Да, это буква И и буква Ы.

Посмотрите, Кляксич оставил нам задание. Тут ребусы.

Давайте один ребус отгадаем вместе и посмотрим, как же нам их все отгадать.

Совместный разбор ребуса.

Я вам раздаю ребусы, вы командой думаете. Когда команда отгадала поднимаете руку.

Посмотрим какая команда быстрее.

(по очереди каждый ребус)

Держите ровно спинки, не горбитесь.

Победившей команде звезда

Вот и еще одна подсказка появилась у нас на карте.

Давайте посмотрим, куда же она указывает?? подводите ко мне

А где же это место в группе?

Ребята, чтобы Спасти от Кляксича следующую букву нужно четко произнести чистоговорку.Презентация по обучению грамоте на тему "Буквы Р, р, обозначающие ...

- Молодцы, мы справились с этим заданием и появилась новая подсказка – буква Ц находится на болоте.

- Ребята, а букву Р это какие буквы? (Согласная и звонкая)

Присаживайтесь на места.

Ребята, давайте разомнем наши пальчики, берите в руки мячик и повторяйте за мной

Этот шарик не простой
Весь колючий, вот такой.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
В.- поменяли ладошку и еще раз

(Движения соответствуют тексту).

Молодцы! Положите мячики.

Ребята, отгадайте загадку:

Так важно она по болоту шагает! И живность болотная прочь убегает. Ведь если лягушка укрыться не сможет, То этой лягушке никто не поможет. (Цапля)

Да, это Цапля. На какую букву начинается слово?

 А вы знали, что буква Ц всегда твердая согласная.

Кляксич приготовил для нас очень сложное задание – нужно составить звуко-буквенный анализ слова: БОЛОТО.

Давайте вместе расскажем какие же буква и звуки есть в этом слове.

Б – какая буква? А звук?

О- какая буква и т.д.

Ребята, на подсказке указаны столы, чтобы найти следующую букву вы должны найти и раскрасить согласную буквы, которые всегда мягкие.

Командам на каждого участника выдается по распечатке и зеленые карандаши.

(подсказка: это буква похожая на ш и буква с которой начинается слова Чемодан)

Когда закончите поднимайте руку вверх. Должны закончить все в команде, поэтому кто закончил быстрее, помогает своей команде.

Держите ровно спинки, не горбитесь.

Молодцы ребята! Мы справились и нашли буквы Ц,Й, Ч и Щ. Ребята, а буквы Ц и Щ какие? (согласные, звонкие или глухие)http://logoped18.ru/images/obraz-bukvy-9.gif

Ребята нам осталось найти последнюю букву.

И она где-то на проекторе.

Посмотрите, что же у котика в клубке?

Давайте поймаем котика и заберем у него букву К.
Для этого нам нужно сначала тихо, что бы его не спугнуть, проговорить слова:
Котик ниток клубок укатил в уголок, укатил в уголок котик ниток клубок.

А потом громко. Попробуем??

Ура! Какие же вы молодцы.!

А вот и последняя подсказка, и Кляксич прячется за доской.

ОЙ, вот и он.

Посмотрите все наши буквы на месте, но, чтобы прогнать Кляксича нужно составить слово, чтобы он больше не пришел и не мешал нам узнавать новое.

Посмотрите, тут от Али еще одно письмо.

Воспитатель каждой команде дает карточки (из конверта) с буквами и пропечатанным номером.

 Как вы думаете, что нам нужно сделать?

 Да, нам нужно составить слово, выставив буквы по порядку от 1 до 12.

 Приступаем.

Как выполните поднимайте руку, какая же команда будет быстрее.

Кто победил получает звезду.

И какое же слово у вас получилось?

Д,- В уголке природы пропали буква И и буква Ы

Дети отгадывают ребусы в командах, поднимая руку по выполнению.

Говорят, ответ на ребус

(дети встают со стульчиков)

Дети снимают кляксы с буквы И и Ы а на кляксе кусочек от карты группы с подсказкой

Д. – Пропала буква Р
в ПА
РИКМАХЕРСКОЙ

Дети проговаривают с воспитателем.

Дети берут в руки шарик

Дети - Цапля

Дети  - Буква Ц

Дети снимают кляксу с букву Ц а на кляксе кусочек от карты группы с подсказкой

Дети разбирают слово.

Кто выполнил поднимает руку

Дети снимают кляксы с буквы Й, Ч, Щ  , а на кляксе кусочек от карты группы с подсказкой

Дети- Согласные

Дети снимают кляксу с букву К а на кляксе кусочек от карты группы с подсказкой

Дети повторяют тихо

Потом громко

 

Дети приступают к выполнению

У нас получилось слово ЧИСТОПИСАНИЕ

На столах лежит распечатки, шарики для гимнастики.

На слайде появляются изображение из книги с текстом в котором пропущены буквы И и Ы

На доске висит плакат со слогами.

Ребусы для детей с ответами / Логические задачи. Задания для развития  логики, памяти, фантазии, мышления и моторики у детей / Лунтики. Развиваем  детей. Творчество и игрушкиhttps://ru-static.z-dn.net/files/d11/22e14743d3b341944d4f70f64dc9f4ad.png

РЕБУСЫ

Картинка меняется и появляется изображение из книги с правильным текстом.

На плакате с алфавитом открывается буква И и Ы

На слайде меняется изображение

На Доске нарисованы 2 домика

На плакате с алфавитом открывается буква Р

На слайде появляется слово лягушка.

На плакате с алфавитом открывается буква Ц,Ч,Щ.

Появляется картинка котика на окне и клубком а в нем буква.

На проекторе (на доске) появляется Кляксич

Посмотрите, а какая команда сегодня победила?

Но вы все ровно все молодцы и в следующий раз победит другая команда.

А что мы с вами делали, чтобы вернуть буквы?

 С какими заданиями вы легко справились?

Что вам показалось трудным?

 Что вам запомнилось больше всего?

Молодцы ребята, со всеми заданиями мы справились. И теперь Азбуке ни кто не угрожает.

Можете вставать из-за столов и идти отдыхать.

Ответы детей

На слайде изображение Азбуки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытые занятия по развитию звуковой культуры речи с использованием современных образовательных технологий.

В данном файле представлены конспекты занятий по развитию звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста по следующим темам:1."Путешествие с ручейком" (дифференциация свистящих и щипящи...

Календарно-тематическое планирование к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" ОНР 2-3 уровень

Календарно - тематическое планирование подгрупповых и индивидуальных занятий к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" разработано для детей с ОНР вто...

Календарно-тематическое планирование к курсам "Развитие речи" и "Звуковая сторона речи с элементами грамоты" ОНР 3-4 уровень

Данное календарно-тематическое планирование разработано на основе календарно-тематического планирования программы Н.В. Нищевой для детей с ОНР подготовительной к школе группы. При разработке был учтен...