Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление сказки по методу каталога"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление сказки по методу каталога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sost._skazki_katalog_st._gr.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
«Составление сказки по методу каталога»
в старшей группе
Цель: сочинить сказку методом «Каталога»
Задачи:
- продолжить формировать умения связывать в сюжетную линию случайно выбранные объекты и составлять текст сказочного содержания;
-записывать сказку схематично с помощью мнемотаблицы;
- активизировать словарный запас;
развивать
-познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память;
- интонационно выразительную речь, логическое и образное мышление;
- координацию движений рук и мелкой моторики пальцев рук.
воспитывать у детей самоконтроль за речью, чувство товарищества, взаимопомощи.
Оборудование: книги сказок для организации мини-выставки и для составления сказки, пазлы «герои сказок», сказочные билетики, клубочек, карандаши, листы для зарисовывания мнемотаблиц,
Ход занятия
Оргмомент (создание мотивации)
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, они хотели посмотреть наше занятие, а я так торопилась, что все перепутала. И записки свои забыла! Поможете, мне вспомнить, о чем я хотела вам сегодня рассказать и навести порядок на столах?
Сообщение темы НОД
- Для начала наведем порядок на столах. Соберите быстренько пазлы и скажите, что у вас получилось, может быть, я тогда вспомню, о чём хотела с вами побеседовать.
(Дети собирают сказочных героев)
- Что у вас получилось?
- Буратино, Красная шапочка, Незнайка и т. д.
- Так! Что же общего можно сказать об этих героях?
- Все эти герои живут в сказках!
- Вы правы - это сказочные герои! Они живут в сказках, а сказки живут….
- В книгах!
- Верно, сказки живут в книгах, поэтому столько книг сегодня вокруг.
- Книги, сказки, сказочные герои….что же я хотела с вами сделать?
- Почитать сказку, придумать новую
- Вспомнила! Я хотела сыночку своему сказку почитать и ничего нового не нашла, поэтому вас хотела попросить придумать сказку, поможете составить новую?
Актуализация имеющихся знаний
- А вы любите сказки?
- Как вы думаете, что такое сказка?
- Сказка – это волшебный мир. Сказка – это чудо. Сказка – это занимательный рассказ, приключения
Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Какие виды сказок вы знаете?
-Чем сказки отличаются от других жанров литературы?
-Животные могут разговаривать, есть превращения, волшебные предметы.
- Умницы! А знаете ли вы, что такое зачин, присказка, концовка? Назовите примеры!
- Предлагаю игру! Если я произнесу зачин, то вы встаете в обручи слева от вас, если я читаю присказку, то вы встаете в обручи посредине, ну а если, называю концовку сказки, то куда вам надо встать?
• Было это ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко, на той горе, где щелкала лиса орехи в дупле, где рыба – кит в лесу заблудилась, вот тогда все это приключилось.
• Вот вам сказка, мне бубликов вязка.
• Слушайте, послушайте!
• Расскажу вам сказочку - хорошую-прехорошую, длинную-длинную, интересную-преинтересную!
• Тут и сказке всей конец, кто дослушал ее – молодец!
• На море – океане, на острове Буяне…
• Это ещё не сказка, а присказка; сказка будет впереди – завтра после обеда, поевши мягкого хлеба.
• Я сам у него в гостях был. Брагу пил, халвой закусил! Обо всём разузнал и вам рассказал.
• И я на том пиру был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.
• «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки…»
• «Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон»
• Мы мешок развязали, вам сказок насказали. А теперь завяжем мешок - и дальше пойдем, новых сказок наберем. А вы нас ждите - пироги пеките!
- Умницы! Многое знаете, эти знания нам пригодятся при составлении сказки, думаю, сказка получится очень интересная.
Ребята, а кто может быть героем сказки?
- Любой объект, обладающий какими-либо необычными способностями.
- А где же нам взять героя сказки?
Предполагаемые ответы детей.
-Предлагаю сегодня за помощью обратиться к сказочным книгам, они нам будет помогать составлять нашу сказку. В них мы будем находить ответы на вопросы, чтобы сказка получилась у нас красивая, интересная, добрая.
-Приглашаю вас, ребята, в наш волшебный теремок. А вход туда по сказочным билетикам. Билетик можно получить, ответив на вопросы:
1. Сказка, в которой дед, чтобы собрать урожай, вынужден был позвать на помощь всех членов своей семьи? (Репка)
2. Сказка, в которой мужик дважды обманул медведя и оставил его голодным (Вершки и корешки)
3. Назови сказку, в которой встречается название хлебобулочного изделия. (Колобок)
4. Назови героиню сказки, рождение которой случилось благодаря посадке цветочка. (Дюймовочка)
5. Герой сказки, который в свежем виде очень полезен для нашего организма, но вызывает у нас слезы. (Чиполлино)
6. Назови любую сказку, в которой главная героиня женского пола.
7. Назови сказку, в название которой встречается число. (Три поросенка)
8. Назови всемирно-известного автора сказок. (Пушкин)
9. Назови мальчишку с длинным носом, который пытался вырастить денежное дерево, зарыв для этого в землю золотые монетки. (Буратино)
10. В кого превратился герой сказки, попив грязной водицы из копытца? (В козленка)
11. Злая сказочная бабушка. (Баба-Яга)
12. Назови любой волшебный сказочный предмет.
Входят в ограниченный стульями круг, на стульях лежат книги сказок с наклейками вопросами-помощниками для составления сказок.
-Усаживайтесь, ребята, на любой стульчик. Сказочную книгу возьмите в руки, она будет вашим персональным помощником. Что вы видите на обложках?
- Вопросы
- Как думаете, для чего именно они нам нужны?
- Мы будем искать ответ на них в книгах.
- Верно, отвечая на вопросы по порядку, мы будем «собирать» нашу сказку.
- Но, ребята, в нашем сказочном теремке есть одно правило, отвечает тот, у кого в руках клубочек. Тот, у кого клубочек, наматывает нить и проговаривает четко и громко предложения. Остальные ребята внимательно слушают, не перебивая и не подсказывая, все четко запоминая.
Практическая работа по составлению сказки
Цепочка вопросов в книгах:
1. Жил-был кто?
2. Какой он был?
3. Что умел делать?
4. Пошел гулять (путешествовать) куда?
5. Искать (что? кого?)
6. Встретил злого кого?
7. Что этот отрицательный герой делал (или умел делать)
8. У нашего героя был друг? Кто? Какой он был?
9. Как он мог помочь главному герою?
10. Что стало со злым?
11. Где наши друзья стали жить?
12. Что они стали делать?
Пример. Задав первый вопрос «Жил-был кто?» воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальцем на любое слово. Допустим он выбрал слово «пенек». Педагог говорит: «Жил-был пенек! Значит, история будет про пенек, который попал в беду».
Ответ на следующий вопрос ищется в следующей книге следующим ребенком. Если наугад выбранное слово не соответствует нужной речи, его необходимо переделать или попросить ребенка показать другое слов на этой же строчке. Надо стремиться включить в текст создаваемой истории словосочетание или все предложение, слово из которого выбрал ребенок.
Дети с помощью педагога «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге, вывешивая вопросы по порядку на мольберте. Придумывают название получившейся сказки. Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст.
Продуктивная деятельность
- Ребята, хорошая у нас сказка получилась?
- Я ее обязательно расскажу своему ребенку. Только вот боюсь забыть ее дороге! Как е быть? Что вы мне придумаете, чтоб я вечером смогла ее пересказать своему сыну?
Сделаем таблички, в которых зарисуем сказку.
- Отличная идея! Мнемотаблицы сохранят сказку, и вы сами сможете вечером рассказать ее. А где еще вы их сможете применить?
- Рассказать сказку родителям, младшим ребятам.
Рефлексия
- Чем занимались?
- Понравилась вам сказка?
- Что было трудным?
- Что не понравилось и почему?
- Как поступить в другой раз, чтобы понравилось?
- Кого хотите похвалить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы на тему «Придумывание загадок о литературном герое (козле из сказки Д. Каминяра «Притче об овце и козле» и козла из сказки «Лиса и козел»)
конспект занятия направленный на развитие связанной речи с использованием театрализованной деятельности...
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»
Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием метода моделирования
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с использованием метода моделирования...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Сказка в гости к нам приходит"
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературыЗадачи: Образовательные: -уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках...
План-конспект занятия по развитию речи с использованием современных форм и методов работы в средней группе Тема: "Путешествие в сказку "Репка".
Цель занятия:Развивать речь детей, используя современные образовательные технологии.Задачи:- закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;-систематизировать знания детей о г...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием метода наглядного моделирования. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»
Обучение детей самостоятельному пересказу и пониманию сказки на основе построения наглядной модели; ...