«Карты Проппа, как инновационная техника развития монологической и диалогической речи у дошкольников»
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Рахимова Миляуша Райфатовна

            Одной из ведущих задач, которую  решает наше дошкольное  образовательное учреждение, является развитие речи детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Исходя из этого, мы рассматриваются множество технологий направленных на речевое развитие дошкольникоd.

              Как нам известно,  для  развития связной речи самая благодатная почва, имеющая большие развивающие и воспитательные возможности – это сказка.

              Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал труктуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.

     Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями». Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 карт.  Одна      карта - это определённое событие сказки. Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор.  А из    событий, как из кирпичиков   складывается  здание сказки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Карты Проппа , как инновационная техника развития монологической и диалогической речи у дошкольников» О

Слайд 2

Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций.

Слайд 3

В. Пропп утверждал: сказка похожа на формулу , в которой меняются переменные. Если изобразить их в виде простых рисунков , то ребенок , глядя на них , легко восстановит смысловую цепочку событий , сможет даже сочинить свою собственную сказку.

Слайд 5

Первый этап: Знакомим детей со сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров (рассказов, стихов) и вычленяем структуру сказки.

Слайд 6

Второй этап : Играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты: - «Волшебные имена» - Кто на свете всех злее (милее, умнее)? - «Хороший - плохой» - Что в дороге пригодится?

Слайд 7

Третий этап: Читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт.

Слайд 8

Четвертый этап : Предлагается пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа .

Слайд 9

Пятый этап: Происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа .

Слайд 11

№1 Жили-были Создаем сказочное пространство. Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были», «в тридесятом царстве»).

Слайд 12

№3 Запрет или предписание Запрет («не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»)

Слайд 13

№6 Нарушение запрета Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель)

Слайд 14

№7 Действие врага Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоком).

Слайд 15

№10 Счастливый конец П ир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу….

Слайд 17

К арты Проппа помогают решать следующие задачи: - Расширяет и активизирует словарный запас детей, помогает совершенствовать диалогическую и монологическую речь. - Развивает наглядно — образное и формирует словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать своё суждение. - Развивает интерес к художественной литературе, как образцу речи. - Способствует повышению поисковой активности. - Воспитывает человечность: способность переживать судьбу сказочных героев как свою. - Помогают соблюдать последовательность при пересказе сказок, и проявлять самостоятельность в сочинении своих.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие монологической и диалогической речи с помощью сказки В.Бианки "Хвосты"

Знакомство со сказкой В.Бианки "Хвосты", драматизация сказки, развитие у детей навыков речевого общения....

Конспект интегрированного занятия "Разноцветный мир, Народные сказки - предания. Развитие монологической и диалогической речи детей старшего возраста в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего возраста. Развитие монологической и диалогической речи в процессе знакомства с народными преданиями и сказками в рамках фестиваля "Разноцветный...

Методические рекомедации для родителей по развитию монологической и диалогической речи у детей 5 — 7 лет

Методические рекомедации для родителей по развитию монологической и диалогической речи у детей 5 — 7 лет....

«Роль дидактической игры и игровых упражнений в развитии монологической и диалогической речи у дошкольников»

Мой педагогический опыт формировался в условиях МДОАУ ДС «Тополек» г. ЯсныйРечь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, ...

Формирование развитие монологической и диалогической речи дошкольников.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей....

Формирование развитие монологической и диалогической речи дошкольников.

Речевое развитие детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей....