Формирование развитие монологической и диалогической речи дошкольников.
статья по развитию речи
Речевое развитие детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_razvitie_monologicheskoy_i_dialogicheskoy_rechi_doshkolnikov.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование развитие монологической и диалогической речи дошкольников.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
Диалогическая речь
Функция общения является одной из важнейших функций речи. Начиная с раннего возраста ребенок, общаясь со взрослыми, пользуется речью как средством коммуникации. Выражением и следствием недостаточной самостоятельности преддошкольника, переплетения его деятельности с деятельностью взрослого является диалогический характер речи – ответы на вопросы взрослого и вопросы к взрослым. При этом диалог всегда строится в связи какой-либо конкретной ситуацией. Это обуславливает развитие особой формы диалогической речи – ситуативной, содержание которой может быть понятно собеседнику только при учете им той ситуации, о которой рассказывает ребенок.
Таким образом, наиболее простой разновидностью устной речи является диалог - разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-то вопросы.
Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя речи, обогащения словаря.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
- Собственно речевые умения:
- вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым или незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другим);
- поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
- Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие, отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
- Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.
- Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
- Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения: побуждать ребенка обращаться к взрослым и детям по различным поводам, формировать умение задавать вопросы, выражать свои желания, просьбы, рассказывать в нескольких словах о том, что видел. Развивать способность внимательно слушать речь окружающих, выполнять их требования, выраженные в словесной форме,
В работе с детьми младшего дошкольного возраста развитию навыков разговорной речи уделяется самое пристальное внимание. Воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывает ребенку о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?) Детей учат:
- понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;
- задавать вопросы самого разного характера;
- активно включаться в разговор;
- принимать участие в драматизациях;
- объяснять содержание картины, правила поведения, устройство несложной игрушки и т.п.
В среднем дошкольном возрасте детей продолжают учить диалогической речи, приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит детей отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Анализируя ответ, следует давать оценку его содержанию и речевому оформлению.
В старшей и подготовительной группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Монологическая речь
В дошкольном детстве перед каждым ребенком стоит задача научиться связным и аргументированным высказываниям. Такая форма речи называется монологической, и без нее немыслимо школьное обучение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста заключается в способности связно описать игрушку или рассказать о прогулке, интересных событиях.
Ключевая сложность при развитии способности к монологу – недостаточный словарный запас и слабо сформированный грамматический строй речи. Дошкольники младшего и среднего возраста знают не так много слов, чтобы построить хотя бы короткий рассказ, сформулировав содержательные предложения.
Дополнительную трудность доставляет необходимость удерживать смысловую целостность информации.
Монологическая речь в отличие от диалогической характеризуется развернутостью сообщения одного говорящего.
Монологи детей имеют три основные формы:
- описание;
- повествование;
- рассуждение.
Начиная с трехлетнего возраста, предпринимаются первые попытки монолога. Посадив перед собой кукол, малыш обязательно разговаривает со своими молчаливыми собеседниками. Но подобные детские высказывания не объединены общим смыслом, как того требует описательное или повествовательное сообщение.
Рассмотрим краткую характеристику каждой формы монолога и возможности освоения форм монологической речи детьми дошкольного возраста.
Описание
Описание предметов или явлений означает короткую историю. Необходимо выделить как можно больше признаков объекта, главных и второстепенных, и охарактеризовать их. Дополнить информацией о действиях, высказать эмоциональное отношение к предмету или явлению.
Данная форма речи начинает развиваться с 4-х лет. Описательный монолог может быть развернутым и завершенным, несущим большой объем информации. Но только не в дошкольном возрасте.
Повествование
Повествование означает рассказ на заданную тему. Фактически, это устное сочинение. В зависимости от возраста, словарного запаса и уровня монологической речи дошкольников на текущий момент повествование может быть:
- Рассказом о бытовых событиях.
- Историей о случаях, которые ребенок пережил.
- Рассказыванием по сюжетной картине.
- Фантазированием, чтобы составлять собственные истории.
Рассуждение
Рассуждение относится к самым сложным формам монологической связной речи у детей. Поэтому его развитию необходимо уделять максимум внимания. Особенность рассуждения заключается в том, что оно строится с опорой на основные компоненты:
- описание факта;
- поиск аргументов;
- выявление причинно-следственных связей;
- формулирование вывода.
Поддержание у ребенка дошкольного возраста стремления рассказывать, делиться впечатлениями, высказывать свое мнение работает на основные задачи речевого развития: обучение говорить связно, освоение форм монологической речи, использование языковых выразительных приемов.
Основные задачи речевого развития – это не только обучение говорить связно, освоение форм и языковых выразительных приемов. Также это поддержание стремления рассказывать, делиться впечатлениями и прививание любви к родному языку.
Работа по развитию связной речи трудоёмка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна быть чёткой, грамматически правильной, эмоциональной.
Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие монологической и диалогической речи с помощью сказки В.Бианки "Хвосты"
Знакомство со сказкой В.Бианки "Хвосты", драматизация сказки, развитие у детей навыков речевого общения....
Конспект интегрированного занятия "Разноцветный мир, Народные сказки - предания. Развитие монологической и диалогической речи детей старшего возраста в ДОУ для детей с нарушением зрения.
Интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего возраста. Развитие монологической и диалогической речи в процессе знакомства с народными преданиями и сказками в рамках фестиваля "Разноцветный...
«Карты Проппа, как инновационная техника развития монологической и диалогической речи у дошкольников»
Одной из ведущих задач, которую решает наше дошкольное образовательное учреждение, является развитие речи детей. Чем богаче и правильнее у ребенка...
«Роль дидактической игры и игровых упражнений в развитии монологической и диалогической речи у дошкольников»
Мой педагогический опыт формировался в условиях МДОАУ ДС «Тополек» г. ЯсныйРечь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Целью общения может быть поддержание социальных контактов, ...
Образовательные задачи: - развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования - наглядной опорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки; - формирование грамотной монологической и диалогической речи; - формирование умения логически мыслить, ср
Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.Задачи:Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающ...
Формирование развитие монологической и диалогической речи дошкольников.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей....
«Развитие связной монологической и диалогической речи дошкольников»
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общ...