План самообразования Тема: «Дидактическая игра, как форма развития речи детей раннего возраста»
материал по развитию речи

Зотова Елена Александровна

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_didakticheskaya_igra.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

План самообразования Зотовой Елены Александровны

Тема: «Дидактическая игра,  как форма развития речи детей раннего возраста»

Срок реализации: 2017-2020

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, просмотров вибинаров, самообразования, повышения квалификации.
  • Систематизировать теоритический и практический материал по теме.
  • Создание предметно – игровой среды для организации дидактических игр и обеспечение комфортности пребывания ребенка раннего возраста в детском саду.
  • Составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста.
  • Повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.
  • Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.

Актуальность: 

С раннего возраста нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Специально подобранные дидактические игры помогают нам в этом, они  широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях.

С раннего возраста ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг.  Игра более чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям детей раннего возраста. Она является лучшим средством для развития ребенка.  В возрасте 1,5 – 3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом происходит общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

План работы по самообразованию 2017-2020

Этап

Сроки реализации

Формы работы

Подготовительный

Сентябрь – октябрь

  • Изучение научно-методической литературы по данной теме.
  • Формулирование цели и задач
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений.
  • Проведение первичной диагностики и анализ результатов

  • Составление плана работы по теме самообразования

Практический

Ноябрь

  • Анкетирование родителей на тему: «Как играть с ребенком».
  • Консультация для родителей «Дидактические игры в раннем возрасте»

В течении всего  периода

  • Введение игровых приёмов в комплексы мероприятий по сенсорному развитию, в утреннюю гимнастику, гимнастику после сна.
  •  Планирование индивидуальной работы с детьми в форме увлекательной и содержательной деятельности.
  • Организация развивающей среды
  • Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике.
  • Совместное с родителями пополнение дидактических игр для развития мелкой моторики, внимания, памяти.
  • Совместные игры на развитие речи детей.
  • Составить картотеку игр для детей раннего возраста
  • Пополнение картотеки дидактических игр и внесение новых игровых заданий.
  • Консультации для родителей: «Что такое дидактические игры и как играть?», «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста», «Использование дидактических игр в жизни детей», «Роль игры в жизни ребенка»
  • Разработка конспектов по теме «Использование дидактической игры в процессе  ОД с детьми раннего возраста».

Итоговый

  • Консультация для педагогов «Значение дидактической игры в речи ребёнка»
  • Творческий отчёт по теме «Использование дидактических игр» 
  • Картотека дидактических игр для детей раннего возраста.
  • Оформление выставки «Дидактические игры для детей».

Заключение: Работая на протяжении 3 лет по развитию речи посредством дидактических игр мною  было замечено, что дети уже 1,5 - 2 года  стали гораздо лучше разговаривать, строили предложения из двух - трёх слов, активно произносили новые  слова по образцу. Словарный запас увеличился. В группе была создана соответствующая предметно-развивающая среда, велась работа  с родителями по изготовлению игр и пособий. На данный момент дети, которые раньше не проявляли  должного интереса к занятию  по развитию речи, стали более  активными. Таким образом, использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала по развитию речи.

Используемая литература:

  • Акимова, Г.Е. «Лучшие игры для детей от 2 до 7».
  • А.Андреева «30 уроков мелкой моторики рук»
  • Бубнова А.Х. «Развитие речи».
  • Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет.
  • Ермакова, И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для

самых маленьких.

  • Интернет ресурсы
  • Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. /Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. –М.: Просвещение, 1984.-240с
  • Рычагова Е.С. «Игры-занятия со звучащим словом »
  • Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду.

Приложение

Дидактические игры для детей раннего возраста

Спрячь мышку от кошки.

Цель: Учить различать цвета.

Оборудование: Плоскостные домики из картона, окрашенные в разные цвета. Плоскостное изображение кошки и мышки.

Словарь: Кошка (мяу – мяу), мышка (пи – пи –пи), домик,  дверь, хорошо, спрятать.

 Ход игры.

1.        Орг. момент.

Загадки: Мохнатенькая, усатенькая,

               Молоко пьёт, песенки поёт.

               (Кошка)

Живёт в норке – грызёт корки,

Кошки боится.  

              (Мышка)

2.        Работа по теме.

  Появление мышки (пищит). Мышка просит спрятать её от кошки в домик. Надо закрыть дверь домика, а то кошка найдёт мышку: «Надо найти дверь такого цвета, как домик». Ребёнок прячет мышку в домик, подбирает дверь такого цвета, как домик. Потом появляется кошка, бегает вокруг домика, ищет мышку, но не находит.  

3.        Итог.

Обратить внимание, что ребёнок хорошо спрятал мышку, правильно подобрал двери к домикам (все домики и двери одинаковые – одного цвета).

Найди цветок для бабочки.

Цель: Учить различать цвета (обозначать результат словами «такой», «не такой»).

Оборудование: Цветы, вырезанные из картона разного цвета. Бабочки, вырезанные из картона.

Словарь: Бабочка, цветок, смотри, слушай, такой же, не такой же.

Ход игры.

1. Орг. момент.

   Педагог просит ребёнка закрыть глаза. На столе педагог раскладывает бабочек и цветы. Просит ребёнка открыть глаза. И говорит, что на поляну цветов прилетело много красивых бабочек.

2. Работа по теме.

   Рассматривание бабочек.  Рассматривание цветов.

   Объяснение педагогом задания: «Бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их не было видно, и никто не смог бы их поймать». Педагог даёт образец (показывает): «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок».

3.        Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка.

Помоги Ёжику собрать грибы.

Цель: Различать цвета, знакомить с названием цветов, развитие мелкой моторики.  

Оборудование: Ёж, грибы на липучке, картинки с  нарисованными грибами.

Словарь: Ёж, грибы, шляпка, хорошо, название цвета: красный, жёлтый, оранжевый.

Ход игры.

1.        Орг. момент.

   Педагог спрашивает детей, кто был в лесу (что растёт в лесу: деревья, ягоды, грибы), какие животные собирают грибы (белочка, ёж).

2.        Работа по теме.

 К детям приходит Ёж, он просит помочь ему собрать грибы.

1  вариант: Педагог показывает ребёнку картинку с изображением гриба и говорит, что ребёнок должен собрать все грибы такого цвета, какого цвета шляпка на картинке нарисована.  

2  вариант: Педагог просит детей собрать грибы только те, у кого красная шляпка, жёлтая шляпка (т.е. по словесной инструкции).

3.        Итог игры.

 Оценка деятельности ребёнка.

 Ёж благодарит ребёнка, что он помог ему собрать грибы. Педагог поощряет детей: «Смотрите, сколько собрал Ёж грибов, давайте скажем, какого цвета они» (ребёнок называет цвет). Можно посчитать, каких грибов больше: красных, жёлтых, оранжевых.

Сделаем картинку.

 Цель: Учить зрительно и по слову производить выбор, соотнесение величин, развивать внимание.

 Оборудование: Большой лист бумаги с нанесённым на неё контурным изображением (бабочки, медведя, гриба). Вырезанные из цветной бумаги изображения этих предметов, точно совпадающих с контурами рисунков.

 Словарь: Бабочка, медведь, гриб; маленький, большой.

Ход игры.

1.        Орг. момент.

Педагог загадывает загадки детям:

Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придёт весна –

Просыпается от сна. (медведь).

Над цветком порхает, пляшет

Крыльями машет. (бабочка).

Я стою на ножке толстой,

У меня есть красивая шляпка –

Под сосною я расту. ( Гриб).

 Потом педагог раздаёт детям контурные изображения (большой медведь – маленький медведь, большая бабочка – маленькая бабочка, большой гриб – маленький гриб).

2.        Работа по теме.

Работа с трафаретами.

Педагог спрашивает: «У кого большой медведь?» (показывает трафарет). Ребёнок говорит: «У меня» (или поднимает руку), - потом должен наложить трафарет на контурное изображение.

3.        Итоги.

   Оценка деятельности ребёнка.

Воздушные шарики.

Цель: Учить различать разные цвета, выбирать цвет по образцу, развитие внимания.

Оборудование: Картинка с изображением медведя, зайца. Разноцветные шарики, вырезанные из картона.

Словарь: Мишка, зайчик, воздушный шарик, ниточка; название цвета.

Ход игры.

1.        Орг. момент.

Работа над развитием мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика.

Надуваем мы шар,

Надуваем большой –

Вдруг, шар лопнул –

Воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

(Соединяем пальчики обеих рук).

2.        Работа по теме.

  Рассматривание картинки с изображением мишки и зайца. Педагог говорит, что у них улетели воздушные шарики, надо помочь животным: «Найти шарик такого же цвета, как ниточка. Зелёная ниточка – зелёный шарик».

3.        Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка.

Педагог спрашивает у ребёнка: какого цвета шарики у Мишки, у Зайчика. У кого больше шариков?

Разноцветные поезда.

Цель: Различение цвета, развитие мелкой моторики.

Оборудование: 2 поезда, 2 вагона, вырезанные из цветного картона.

Словарь: Поезд – чух – чух – чух, вагон, такой же, не такой, одинаково.

Ход игры.

1.        Орг. момент.

Педагог говорит: Чух-чух-чух – вот поезд наш едет,

                               Колёса стучат – чух – чух –чух.

                              (демонстрация поезда с вагоном).

2.        Работа по теме.

   Рассматривание поезда, вагона: «Это поезд. А это вагон. У поезда есть колёса, окна. Поезд красного цвета, а вагон - какого цвета? (красного). Поезд и вагон одного цвета. Одинаково». Потом педагог отцепляет вагон от поезда, даёт другой поезд и вагон. Просит ребёнка прикрепить вагон к поезду: «Собери одинаково. Одного цвета должен быть вагон и поезд».

3.        Итог игры.

  Педагог обращает внимание, что один поезд красного цвета и вагон красного цвета – «одинаково». Другой поезд синего цвета и вагон синего цвета – «одинаково».

Лото (узнавание цвета).

Цель: Учить различать разные цвета, продолжать выбирать цвет по образцу.

Оборудование: листы лото разных цветов с двумя прорезями, вкладки таких же цветов.

Словарь: У меня такой, цвет, правильно, название цвета, смотри внимательно.

Ход игры.

1.        Орг. момент.

2.        Работа по теме.

  Педагог раздаёт детям листы лото. Потом педагог поднимает по одной маленькой карточке (вкладке) и спрашивает: У кого такая? (такой цвет?) Можно спросить, правильно ли ребёнок выбрал цвет.

3.        Итог игры.

Оценка деятельности ребёнка: «Смотри внимательно, какой у тебя цвет? - А я какой показала?»

Сделай дорожку.

Цель: Закреплять знание названий форм, последовательно передвигать предмет по намеченному пути.

Оборудование: Зайчик, вырезанный из картона. Большой лист с контурным изображением геометрических фигур. Геометрические фигуры, вырезанные из картона  (трафареты).

Словарь: заяц, дорожка, название геометрических фигур.

Ход игры.

1.        Орг. момент.

   Педагог спрашивает у детей, какие они знают геометрические фигуры. Дети называют.

2.        Работа по теме.

  Педагог объясняет: «Зайчику нужно пойти в лес, давайте ему поможем – сделаем дорожку». Дети рассматривают дорожку, на которой нарисовано контурное изображение геометрических фигур. Педагог обращается к каждому ребенку: «Ты должен назвать  эти геометрические фигуры». Ребёнок называет форму (геометрическую фигуру) и накладывает на контурное изображение трафарет.

3.        Итог.

Оценка деятельности каждого ребёнка: «Зайчик рад, что ты ему помог – сделал дорожку». «Давайте ещё раз назовём геометрические фигуры».

 Куда пойдёт Зайчик.

Цель: Та же.

Оборудование: Заяц, вырезанный из картона. Большой лист бумаги с изображением домика, леса, геометрическими фигурами. Карточки с изображением разных форм (геометрических фигур).

Словарь: Зайчик, дом, лес, дорожка, название форм (геометрических фигур).

Ход игры.

1.        Орг. момент

Угадайте, кто к нам сегодня в гости пришёл:

Длинные уши, любит морковку. (Заяц).

2.        Работа по теме.

  Рассматривание дорожек: «Зайчик к домику пойдёт по этой дорожке – посмотрите внимательно, на ней расположены формы: сначала треугольник, потом какая форма? (круг), а потом – квадрат. А в лес по этой дорожке – на ней расположены формы, сначала – круг, потом какая? (квадрат), а потом - треугольник. Дорогу нам покажут эти карточки, на них нарисованы разные формы, мы берём их, называем, какая форма и говорим, куда пойдёт зайчик».

 Если ребёнок берёт карточку и называет форму, а на дорожке этой формы нет, то он берёт следующую или пропускает ход.

3.        Итоги игры.

Оценка деятельности ребёнка.

Обратить внимание, знает ли ребёнок название форм (геометрических фигур).  

Зоопарк.

Цель: Продолжать знакомить детей с относительностью величин предметов, учить соотносить их по величине зрительно и путём наложения.

Оборудование: Домики, вырезанные из картона. Животные, вырезанные из картона (жираф, слон, черепаха).

Словарь: Зоопарк, домик, животные: жираф, слон, черепаха; большой, маленький, высокий.

Ход игры.

1.        Орг. момент.

Педагог загадывает загадки:

Быстро прячется от страха

В панцирь твёрдый… (Черепаха)

Вот так шея! Выше шкафа!

У пятнистого… (Жирафа).

Поднимает хобот он…

Кто же это? Это… (Слон).

(когда дети отгадывают загадки, педагог показывает животных).

2.        Работа по теме.

   Педагог говорит, что все эти животные живут в зоопарке: «Им привезли новые дома, надо помочь зверям правильно найти свой домик». Затем показывает детям домики. Дети рассаживают зверей по клеткам, зрительно соотнося их по величине (жираф высокий – ему высокий дом нужен, черепаха меньше всех и домик ей маленький нужен).

3.        Итог игры.

Оценка деятельности педагогом. Можно попросить детей, чтоб они свои нарисовали домики для этих животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...

Проект "Дидактические игры, как форма развития речи детей раннего возраста"

В данном пректе я поставила перед собой и решила следующие задачи: изучила и проанализировала  литературу по проблеме формирования речи у детей раннего возраста через дидактические игры; Способст...

Дидактическая игра как форма развития речи детей раннего возраста

Дидактическая игра как форма развития речи детей раннего возраста...

ОТЧЕТ по выполнению плана самообразования тема «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здо...

План работы по самообразованию Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 годПредполагаемая дата окончания работы – май 2021 год.Актуальность темы:Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Бл...

Перспективный план по самообразованию«Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и к...