Проект "Дидактические игры, как форма развития речи детей раннего возраста"
проект по развитию речи
В данном пректе я поставила перед собой и решила следующие задачи: изучила и проанализировала литературу по проблеме формирования речи у детей раннего возраста через дидактические игры; Способствовала развитию речи со сверстниками, родителями через дидактические игры; Выявила уровень сформированности словаря у детей раннего возраста. Проанализировала результаты; Сделала выводы и составила рекомендации родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_didakticheskie_igry_kak_forma_razvitiya_rechi.docx | 42.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Китовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Проект:
«Дидактические игры, как форма развития речи у детей раннего возраста»
Подготовила воспитатель:
Трусова Ксения Сергеевна
Содержание:
Введение | 2 |
1. 1. Теоретическая часть | 4 |
1.1 Значение дидактических игр для развития речи детей раннего возраста | 4 |
1.2 Дидактическая игра как средство для формирования речи у детей раннего возраста | 5 |
2. Практическая часть. | 7 |
2.1 Работа в рамках проекта. Работа с родителями | 7 |
3. Итоги проекта | 8 |
Литература | 9 |
Приложение 1. Краткое содержание картотеки дидактических игр | 10 |
Приложение 2. Рекомендации родителям | 17 |
Введение
В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю - в детском саду; родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Я выбрала эту тему для исследования, так как я работаю с детьми раннего возраста, и хотела бы знать, какое влияние оказывают дидактические игры на формирование речи детей раннего возраста.
Таким образом, мною сформулированы следующие цель и задачи для исследования эффективного формирования речи детей раннего возраста.
Цель: на основе теоретических и практических исследований выявить влияние дидактических игр на формирование речи у детей раннего возраста как средства общения с окружающими.
Задачи:
1.Изучение и анализ теоретической литературы по проблеме формирования речи у детей раннего возраста через дидактические игры;
2.Способствовать развитию речи со сверстниками, родителями через дидактические игры;
3.Выявить уровень сформированности словаря у детей раннего возраста. Проанализировать результаты;
4.Сделать выводы и составить рекомендации родителям.
Ожидаемые результаты:
1. Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через дидактическую игру;
2. Ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;
3. Ориентироваться в трех и более контрастных величинах;
4. Ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);
5. Сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
6. Составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
7. Различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
8. Развивать исследовательские действия предметов на ощупь;
9. Воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу.
1. Теоретическая часть.
1.1 Значение дидактических игр для развития речи детей раннего возраста
«Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку, самообладание, чувство юмора, организованность». Н. К. Крупская
В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается развивающая функция дидактической игры. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактические игры с правилами заняли должное место среди методов обучения и воспитания детей. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей.
Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения, развития важных интегративных качеств: любознательный, активный; эмоционально-отзывчивый; способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту; способный управлять своим поведением и планировать свои действия.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заряжает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
1.2 Дидактическая игра как средство для формирования речи у детей раннего возраста
Дидактические игры - широко распространенный метод работы. Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. В дидактических играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Дидактические игры - эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры и занятия очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время занятий у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанное действие, сказанные слова.
Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого важного качества, как любознательность. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. Он много узнает о разных предметах: об их назначении, о внешнем виде, свойствах, таких как, форма, цвет, величина, вес, качество материалов и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.
Показывая, рассказывая детям, воспитатель раскрывает перед ними мир доступных для их понимания явлений природы и труда старших, знакомит с некоторыми средствами передвижения. Понять все эти явления ребенок не может без поясняющего слова взрослого. Поэтому на занятиях ставится задача - научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью.
Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно-образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
Игра более чем какая-либо другая форма активности отвечает потребностям ребёнка-дошкольника. Она является лучшим средством для обогащения словаря. Игра также незаменима как средство воспитания памяти, наблюдательности, сообразительности.
Так дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: "Кукла Катя проснулась", "Кукла Катя обедает", "Магазин игрушек" помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь. Игра "Новая кукла" учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь. Настольно-печатные игры, например: "Парные картинки", "Домино", "Лото", "Чьи детки?" формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т.п., т.е. употребляют глаголы. В играх: "Больше-меньше", "Кто скорее соберет?", "Чудесный мешочек" дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.
И так, дидактические игры - это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря, развития активной речи детей раннего возраста. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.
2. Практическая часть.
2.1 Работа в рамках проекта. Работа с родителями
Работа в рамках проекта | Период | |
1. | Изучение методики и технологий педагогов в Интернете | В течение года |
Изучение специальной методической литературы | В течение года | |
2. | Разработка и оформление дидактических игр по данной тематике. | Октябрь |
3. | Разработка лепбука по данной теме. | Ноябрь |
4. | Консультация для воспитателей «Дидактические игры и их значение в жизни ребенка" | Декабрь |
5. | Подборка картотеки дидактических игр. Составить картотеку игр – экспериментов с водой, песком и т. д. | В течение года |
6. | Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка». | Март |
7. | Результаты проведенной работы в виде отчета (презентации). | Апрель |
Работа с родителями | Период | |
1. | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | В течение года |
2. | Беседа с родителями на тему: «Как играть с ребенком». | Февраль |
3. | Консультации для родителей: 1.«Дидактическая игра как средство развития детей раннего возраста» 2.«Использование дидактических игр в жизни детей» | В течение года |
3. Итоги проекта
Показатели развития речи детей:
Высокий уровень - понимают обращённую к ним речь, по словесному указанию педагога находят предметы по названию, цвету, размеру; называют их месторасположение; называют действия с предметами; имитируют действия людей и движения животных. Употребляют усвоенные слова в самостоятельной речи.
Средний - понимают обращённую к ним речь, по словесному указанию педагога находят предметы по названию, цвету, размеру; называют их месторасположение; называют действия с предметами; имитируют действия людей и движения животных. В самостоятельной речи не употребляют.
Низкий - понимают обращённую к ним речь, по словесному указанию педагога находят предметы по названию, цвету, размеру; не называют их месторасположение; не называют действия с предметами; имитируют действия людей и движения животных. В самостоятельной речи не употребляют.
По результатам диагностики на начало учебного года можно сделать вывод по показателям развития речи.
Из девятнадцати обследованных детей десять детей имеют низкие показатели в речи, что составляет 53%; восемь детей - показали средний уровень, что составляет 42%; и один ребёнок - показал высокий уровень развития речи, что составляет 5% .
Диагностика на конец учебного года проводилась с теми же детьми (в возрасте около трёх лет). В ходе обследования использовался метод индивидуальной диагностической беседы с ребёнком, с целью выявления уровня активной и пассивной речи, с применением наглядно-дидактического пособия. Беседа проходила в доверительных условиях отдельно с каждым ребёнком. Результаты обследования показали следующие результаты. У четверых детей - высокий уровень развития речи, что составляет 21%, у двенадцати детей - средний уровень, что составляет 63%, у трёх детей - низкий уровень, что составляет 16% (это часто болеющие дети).
После сравнения результатов можно сделать вывод о том, что дидактические игры действительно оказывают влияние на формирование словаря и речи у детей раннего возраста.
По итогам проекта, мною были решены все поставленные задачи и составлены рекомендации для родителей.
Литература
1.А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.
2.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Под редакцией С.Л. Новоселовой. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
3.И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М.: Карапуз, 2009г.
4.Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. – М.:Мозаика-Синтез, 152 с
5.Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с
Приложение 1
Краткое содержание картотеки дидактических игр
№ | Название игры | Задачи игры |
I-ый блок игр «Игры с предметами» | ||
Игры по изучение цвета и формы предмета | ||
1. | «Спрячь мышку» | Формировать представления детей о 4-х основных цветах. |
2. | «Подбери по цвету» | Формировать представления детей о 4-х основных цветах. Учить детей выделять цвет, как признак предмета. |
3. | «У кого какое платье» | Учить детей выбирать предмет по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. |
4. | «Курочка и цыплята» | Обратить внимание детей на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. |
5. | «Елочки и грибочки» | Учить детей чередовать предметы по цвету. |
6. | «Разноцветные бусы» | Учить детей чередовать предметы по цвету. |
7. | «Помоги матрешке найти свои игрушки» | Формировать у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. |
8. | «Угостим медведя ягодой» | Учить детей выбирать предметы названного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию и мелкую моторику рук. |
9. | «Собери букет в вазу» | Учить детей группировать предметы по цвету. |
10. | «Разноцветные шары» | Учить детей соотносить предметы по цвету. |
11. | «Подбери чашки к блюдцам» | Учить детей соотносить предметы по цвету. |
12. | «Варежки» | Учить детей соотносить предметы по цвету. |
13. | «Магазин игрушек» | Учить детей группировать предметы по цвету. |
14. | «Открой коробочку» | Упражнять детей в умении открывать и закрывать коробочку, развивать координацию движения рук. |
15. | «Укрась елочку шарами» | Упражнять детей в различении основных цветов, формы: круга. |
16. | «Веселые зонтики» | Упражнять в различении и назывании основных цветов, формы: круга. |
17. | «Наряди снеговика» | Упражнять в различении и назывании основных цветов, формы: круга. |
18. | «Цветные варежки» | Упражнять в различении и назывании основных цветов, формы: круга; в умении соотносить цвет. |
19. | «Кораблики» | Упражнять в различении и назывании основных цветов, формы: круга. |
Игры, на определение формы предмета | ||
1. | «Подбери фигуру» | Формировать представления детей о геометрических фигурах. |
2. | «Кому какая форма» | Учить детей группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины. |
3. | «Геометрическое лото» | Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. |
4. | «Какой это формы» | Учить детей чередовать предметы по величине. |
5. | «Круг, квадрат» | Учить детей группировать предметы по форме. |
6. | «Волшебная коробочка» | Учить детей проталкивать предметы данной формы в соответствующие отверстия. |
7. | «Заштопай штанишки» | Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия. |
8. | «Веселые человечки» | Учить детей группировать предметы по форме. |
Игры на определение величины предмета | ||
1. | «Большие и маленькие» | Учить детей чередовать предметы по величине. |
2. | «Какой мяч больше?» | Учить детей различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию. |
3. | «Поручения» | Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие детей, совершенствовать понимание речи. |
4. | «Куклы заблудились» | Учить детей группировать предметы по величине. |
5. | «Башня» | Формировать представления детей об относительности величины предметов: дать представления об отношениях по величине между плоскими предметами и объемными предметами. |
6. | «Что там?» | Учить детей устанавливать отношение трёх предметов по величине при составлении матрешки. |
7. | «Сбор фруктов» | Развивать у детей глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. |
8. | Лото «Цвет и форма» | Формировать у детей представления о геометрических формах. Учить детей ориентироваться одновременно по двум признакам: цвет и форма. |
9. | «Узкая и широкая дорожка» | Формировать у детей умение плотно прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределять постройки по поверхности. Продолжать учить детей играть с постройками. Вызывать речевую активность детей. |
10. | «Построим комнату для куклы» | Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить комнату для куклы; стул, стол, кровать, диван. Учить сооружать одновременно несколько предметов, отличающихся по конструкции и назначению. Привлекать интерес детей к постройке, возбуждать интерес детей к игре. |
11. | «Сложи личико» | Учить детей составлять лица из отдельных элементов, развивать мелкую моторику рук и обогащать тактильные ощущения детей, воспитывать интерес детей к мимике человеческого лица. |
Игры, на развитие тактильных ощущений | ||
1. | «Чудесный мешочек» | Учить детей узнавать предметы по характерным признакам, нахождение предметов на ощупь. |
2. | «Определи на ощупь» | Учить детей определять отличия знакомых предметов на ощупь; учить сравнивать предметы на ощупь по длине, величине, ширине. |
3. | «Платочек для куклы» | Учить детей определять фактуру материала на ощупь. |
4. | «Узнай фигуру» | Учить детей находить геометрические фигуры на ощупь по зрительно – воспринимаемому образцу. |
5. | «Найди пару» | Учить находить одинаковые по фактуре материала предметы на ощупь. |
Упражнения и действия с предметами | ||
1. | «Сложи матрешку» | Учить детей сравнивать и различать одни и те же предметы, отличающиеся по величине. |
2. | «Собери пирамидку» | Учить детей собирать пирамидку в определенной последовательности: от большего к меньшему. |
3. | «Собери бусы» | Учить детей собирать бусы. Формировать у детей навыки нанизывания бусин на нитку. |
4. | «Построй башенку» | Учить детей строить башенку согласно заданному действию: из одного или чередования определенных цветов согласно команде воспитателя или подбора размера кубиков. |
Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики | ||
1. | «Прищепки» | Развивать мелкую моторику рук детей. Учить детей прищипывать прищепки к силуэтам животных и предметов. Развивать знания цветов у детей. |
2. | «Пробочки» | Развивать мелкую моторику рук. Закреплять знания цветов способом прикручивания разноцветных пробок к соответствующим по цвету горлышкам. |
3. | «Застежки» | Для развития мелкой моторики рук детей используются различные виды застежек. |
4. | «Крупа» | Развивать мелкую моторику рук детей. |
Игры, направленные на развитие экологических знаний детей | ||
1. | «Собери снеговика» | Развивать умения детей выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики рук. |
2. | «Найди детеныша для мамы» (пазл) | Учить детей правильно находить и называть детенышей каждого животного. |
3. | «Во дворе» | Развивать речевой слух и звукоподражание детей. |
4. | «Узнай и назови» | Учить детей называть овощи и фрукты, их цвета и формы. |
5. | «Гав-гав» | Закреплять произношение звуков по подражанию. |
6. | «Что в корзиночке лежит?» | Учить детей находить и называть овощи и фрукты; их цвет, форму и вкусовые качества. |
7. | «Найди что покажу» | Учить детей находить предмет по слову – названию. |
8. | «Чудесный мешочек» | Учить детей узнавать предмет при помощи одного из анализаторов. Искать на ощупь спрятанный предмет. |
9. | «Чьи детки?» | Закреплять знания детей о животных и их детенышах. |
10. | «Да или нет» | Закреплять знания детей о частях тела котенка и какие звуки он издает. |
11. | «Заполни аквариумы» | Закреплять умения детей различать цвета, находить предмет нужного цвета. |
12. | «Во саду ли в огороде» | Учить детей различать и называть овощи и фрукты |
II-ой блок игр «Словесные игры» | ||
1. | Беседы по картинкам | Рассматривание сюжетных картин. Обсуждение нарисованного: кто изображен на картинке, что каждый делает, что было бы если…. и т.д. |
2. | Выполнение различных поручений по приобщению детей к трудовой деятельности | Учить детей выполнять различные поручения согласно команде воспитателя. Приобщать детей к трудовой дисциплине. Учить детей получать удовольствие от проделанной работы, учить детей доводить начатое дело до конца. |
3. | «Что в коробочке лежит?» (Игры на отчетливое произношение) | Учить детей различать, называть и правильно произносить предметы, лежащие в коробочке. Учить детей для каждого предмета называть его функцию. |
Приложение 2
Рекомендации родителям
Чаще играйте с детьми в разнообразные дидактические игры: настольные, сюжетные, подвижные. Ведь ребёнку очень важно ваше участие в игре. Стать партнером в игре - значит занять место сотрудничества, взаимопонимания. Взрослый, вступивший в игру, незаметно руководит ею, показывает игровые действия с новой игрушкой. Если ребёнок просит вас поиграть с ним, не отказывайте ему и себе в этом удовольствии. И вы увидите, что игра принесёт не только радость от общения, но и обогатит внутрисемейные отношения.
Таким образом, при последовательной и систематической работе и тесном контакте с родителями, мы, педагоги можем достичь положительных результатов по формированию и развитию речи у дошкольников с раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста
В статье рассматривается роль театрализованных игр в развитии речи детей....
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между с...
"Театрализованные игры, как средство развитие речи детей раннего возраста"
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью реб...
Дидактическая игра как форма развития речи детей раннего возраста
Дидактическая игра как форма развития речи детей раннего возраста...
План самообразования Тема: «Дидактическая игра, как форма развития речи детей раннего возраста»
Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме....
Перспективный план по самообразованию«Дидактическая игра, как форма развития речи детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра развивает речь детей. В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и к...