Игры и упражнения по формированию активной речи детей раннего возраста. Игры для развития общего и речевого подражания
картотека по развитию речи
Картотека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_po_formirovaniyu_aktivnoy_rechi_detey_rannego_vozrasta.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения по формированию активной речи детей раннего возраста.
Игры для развития общего и речевого подражания
Игра №1 «Самолёты»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.
Ход игры: Предложите детям поиграть в самолётики.
– Послушайте стихотворение про самолёт:
По земле разбежался,
В небо поднялся!
Летит самолёт
Прямо вперёд!
– Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!» Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У. Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.
Игра №2 «Пароходы»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы.
Ход игры: Предложите детям поиграть в пароходики.
– Послушайте стихотворение про пароход:
Пароходик домой
Спешит по прямой!
На волнах качается,
Брызги разлетаются!
– Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: «Ы-Ы-Ы!»
Двигаясь по комнате, выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения вверх-вниз, как будто плывем по волнам. Движения сопровождаем протяжным повторением звука Ы.
Игра №3 «Машины»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ж; слова звукоподражания БИ-БИ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в машинки. – Послушайте стихотворение про машину:
«Би-би-би», – гудит машина:
Не поеду без бензина!
– Давайте поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!» Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим руль.
Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ.
Игра №4 «Паровозы»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звукоподражательных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в паровозики. – Послушайте стихотворение про паровоз:
Весёлый паровозик
Вагончики возит!
Трубой пыхтит,
Колёсами стучит!
– Давайте поиграем в паровозы! Поехал паровозик: «ЧУ-ЧУ-ЧУ!» Сигналит паровоз: «ТУТУ!»
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда. Движения сопровождаются речью.
Игра №5 «Ёжик»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ.
Ход игры: Игра проводится на ковре, дети стоят напротив педагога. – Давайте поиграем в ёжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Вот свернулся ёж в клубок, (дети присаживаются на корточки)
Потому что он продрог. «ОЙ-ОЙ-ОЙ!» (говорим жалобным голосом вместе с детьми)
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся. «АЙ-АЙ-АЙ!» (говорим веселым голосом, распрямляемся, потягиваемся)
Игру можно повторять несколько раз.
Игра №6 «Поиграем на дудочке»
Цель: развитие подражания движениям кистей рук и речи взрослого – повторение слова звукоподражания ДУ-ДУ-ДУ.
Оборудование: дудочка.
Ход игры: Предложите детям «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений кистей рук и озвучьте ее. – Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? «ДУ-ДУ-ДУ!» Повторяйте за мной! «Дудим» (произносим слово-звукоподражание ДУ-ДУ) и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.
Игра №7 «Поиграем на балалайке»
Цель: развитие подражания движениям рук, а также речи взрослого – повторение аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.
Оборудование: балалайка (или изображение балалайки).
Ход игры: Предложите детям «поиграть» на балалайке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую балалайку и поиграйте на ней (или покажите картинку с ее изображением, чтобы дети могли представить себе внешний вид инструмента; балалайку можно заменить детской гитарой). Затем изобразите игру на балалайке с помощью колебательных движений рук вверх-вниз и озвучьте ее. – А теперь давайте поиграем на балалайке: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Изображаем игру на балалайке с одновременным пропеванием ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.
Игра №8 «Позвеним колокольчиком»
Цель: развитие подражания движениям руки, а также речи взрослого – повторение слов звукоподражаний ДОН-ДОН, ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.
Оборудование: колокольчик.
Ход игры: Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью колебательных движений руки и речи.
– Давайте позвеним колокольчиком: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!» Имитируем движение игры на колокольчике – поднимаем руку и машем ею из стороны в сторону. Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН! Или ДИН-ДОН!
Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается и легче воспроизводится в речи. Если у малышей хорошо получаются разные варианты звукоподражания, можно использовать их в одной игре. В этом случае дается следующая инструкция: – Звенеть колокольчиком можно по-разному. Давайте позвеним так: «ДОН-ДОН-ДОН!» А теперь вот так: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!» Повторяйте за мной! Если же воспроизведение этих аморфных слов вызывает затруднения, лучше их не смешивать и отрабатывать в речи один вариант.
Игра №9 «Бьём в барабан»
Цель: развитие подражания движениям рук и речи взрослого – повторение аморфных слов звукоподражаний ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ.
Оборудование: барабан.
Ход игры: Предложите детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее. – А как мы бьем в барабан? «ТА-ТА-ТА!» При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки. Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается, легче воспроизводится в речи. Можно использовать в одной игре разные варианты звукового сопровождения. В этом случае дается следующая инструкция: – Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: «ТА-ТА-ТА!» А теперь по другому: «БОМ-БОМ-БОМ!» А теперь вот так: «БАМ-БАМ-БАМ!» Повторяйте за мной! Если же воспроизведение этих аморфных слов вызывает затруднения, лучше их не смешивать и отрабатывать в речи один вариант. Когда дети хорошо запомнят игру на барабане, дудочке, колокольчике и балалайке, можно предложить выполнять необходимые движения и речевое сопровождение к ним в одной игре. – Бьем в барабан – «ТА-ТА-ТА!» Поиграем на дудочке – «ДУ-ДУ-ДУ!» Позвеним колокольчиком – «ДОН-ДОН-ДОН»! Поиграем на балалайке – «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Более сложный вариант игры – действие по словесной инструкции без одновременного показа движений.
Игра №10 «Ехали-ехали»
Цель: физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов-звукоподражаний ГОП-ГОП-ГОП, БИ-БИ-БИ и др.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в игру «Ехали-ехали». – Слушайте и повторяйте за мной!
На лошадке ехали,
В огород заехали. (легонько приседаем на месте, руки вытянуты, будто держат вожжи)
ГОП-ГОП-ГОП! ГОП-ГОП-ГОП! (хлопки ладошками – два коротких, один длинный)
На машине ехали,
До угла доехали. (повороты руками, которые будто держат руль)
БИ-БИ-БИ! БИ-БИ-БИ! (большим пальцем надавить на сигнал)
Паровозом ехали,
До горы доехали. (круговые движения руками, согнутыми в локтях в направлении вперед-назад)
ТУ-ТУ-ТУ! ТУ-ТУ-ТУ! (широкое движение рукой, согнутой в локте, сверху вниз, как будто тянем рычаг гудка)
Игра№11 «Котята спят»
Цель: физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слов-звукоподражаний МУР, ГАВ.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в игру «Котята спят». – Давайте поиграем в маленьких котят. Слушайте и повторяйте за мной! Исходное положение – дети лежат на ковре, при слове «МУР» – мурлыкают.
На ковре котята спят. МУР-МУР, МУР-МУР.
Просыпаться не хотят. МУР-МУР, МУР-МУР.
Тихо спят спина к спине
И мурлыкают во сне. МУР-МУР, МУР-МУР.
Вот на спинки повернулись, (дети ложатся на спину) И проснулись! (поднимают руки и ноги вверх и активно ими двигают)
Педагог или один из детей изображает собаку.
Педагог комментирует:
Вот идет лохматый пес. ГАВ-ГАВ!
А зовут его Барбос. ГАВ-ГАВ! «Тут котята шалят? Я поймаю всех котят!» («собака» шутливо гавкает, дети-котята встают с ковра и разбегаются).
Игра №12 «Дом большой, дом маленький»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ; слов ДОМ, МИШКА, ЗАЙКА, БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ; фраз ДОМ БОЛЬШОЙ, МИШКА ПОШЁЛ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в мишку и зайку. – Давайте поиграем в мишку и зайку. Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
У медведя дом большой: ОЙ-ОЙ-ОЙ! (говорим низким голосом, поднимаем руки вверх)
А у зайки маленький: АЙ-АЙ-АЙ! (говорим тонким голосом, приседаем на корточки)
Мишка наш пошел домой: ОЙ-ОЙ-ОЙ! (говорим низким голосом, идем вразвалку)
Да и крошка заинька: АЙ-АЙ-АЙ! (говорим тонким голосом, прижав ладошки к груди, прыгаем на двух ногах)
После отработки в речи звукоподражательных слов (ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ), можно приступать к отработке слов и фраз.
Например, педагог говорит: «У медведя дом...» и делает паузу. Дети договаривают: «большой!» Далее: «А у зайки...», а дети договаривают: «...маленький!» и т. д. Или педагог говорит: «Мишка наш...» и делает паузу, а дети договаривают уже фразу: «...пошел домой!». Также можно отрабатывать воспроизведение слов и фраз в ходе беседы, задавая детям вопросы. Например, «Какой у мишки дом?» (большой), «Что делает мишка?» (мишка идет).
Игра №13 «Баба сеяла горох»
Цель: физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфного слова ПРЫГ-СКОК; слов БАБА, ШЛА, ГОРОХ, ПОТОЛОК и др.; фраз БАБА ШЛА, ПИРОЖОК НАШЛА и др.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в народную игру «Баба сеяла горох». – Давайте поиграем в игру «Баба сеяла горох».
Слушайте и повторяйте за мной!
Баба сеяла горох: ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК! (подпрыгиваем на двух ногах)
Обвалился потолок: (останавливаемся, поднимаем руки вверх, затем резким движением опускаем руки вниз) ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК! (подпрыгиваем на двух ногах)
Баба шла, шла, шла, (идем)
Пирожок нашла. (останавливаемся, присаживаемся на корточки и «поднимаем» воображаемый пирожок)
Села, поела, («едим» пирожок)
Дальше пошла. (идем)
Если кто-то из детей не умеет прыгать, или не хочет повторять движения за взрослым самостоятельно, возьмите его за обе руки и побуждайте двигаться вместе с вами. Помните, что прыжкам следует специально обучать детей на занятиях физкультурой. После того, как дети запомнят текст стихотворения, можно делать паузы в разных местах, побуждая детей к произнесению слов и фраз.
Игра №14 «Куколка»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука А; аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСНЮ и др.
Оборудование: кукла.
Ход игры: Раздайте детям кукол и предложите игру. – Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куклу спать: покачаем и споем ей песенку: «А-А-А! КУКЛА СПИТ». Прижав куклу к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом длительный звук А. Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева. – Проснулась кукла. Смотри, как КУКЛА ТАНЦУЕТ! Кукла «танцует и кланяется». – А теперь КУКЛА ПОЁТ песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песню. При необходимости помогите детям совершать игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: «Кто это?», «Что делает кукла?», «Как кукла поёт песню?» и т. д.
Игра №15 «Большие ноги идут по дороге»
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слова звукоподражания ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т. д.; физическое развитие.
Ход игры: Предложите детям игру «Ноги и ножки». – Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» – будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге: ТОП-ТОП-ТОП! (говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)
Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ, топ-топ-топ! (говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)
Побуждайте детей выполнять движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения вставляя звукоподражание ТОП-ТОП-ТОП. В дальнейшем побуждайте детей повторять слова и фразы – задавайте вопросы («Что это?» – «ноги», «Какие ноги?» – «большие ноги», «Что делают ноги?» – «Ноги идут»). Во время игры можно двигаться в одном направлении, а затем в обратном (соответственно первой и второй частям стихотворения) или двигаться по кругу. Следите, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.
Игра №16 «Гости»
Цель: развитие подражания речи взрослого – повторение слов-звукоподражаний ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.
Оборудование: игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, корова, гусь, утка, лошадка и др.
Ход игры: Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т. п.) и предложите поиграть в игру «Гости». – Вот какой у нас дом получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? «ТУК-ТУК!» Кто там? (игрушка не видна) «АВ-АВ!» Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с ней на собачьем языке: «АВ-АВ!» – «ТУК-ТУК!» Кто-то ещё пожаловал к нам в гости... Игра продолжается со следующим персонажем. Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого выделяйте предлагаемые для повторения слова в речи, задавайте вопросы. В описании игры предложены разнообразные персонажи. Их количество, состав и продолжительность игры следует гибко варьировать в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика – ИА, козлика – БЕ, голубя – ГУЛИ-ГУЛИ, ворону – КАР, мышку – ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания. Советуем менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей». При признаках утомления и потери у малышей интереса сверните игру.
Игра №17 «На! Дай!»
Цель: развитие подражания движениям (использование жестов «на», «дай») и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т. д. в разных ситуациях (игровых и бытовых) с разными предметами.
Оборудование: игрушки – зайчик, мячик, кубик и др.
Ход игры: Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайцу маленький мячик со словами: – НА, зайка, МЯЧИК! На! Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе. – А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!» Предложите малышам по очереди дать зайке мячик, затем попросить мячик. Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками и предметами (например, можно дать мишке кубик, кукле цветочек). Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру. Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо, у взрослых и сверстников, учатся делиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развитие мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...
«Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста»
Тема: «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста» На 2015-2016 учебный год Группа раннего возраста Образовательная область: сенсомоторное и речево...
Формирование активной речи детей раннего возраста.
Учебно-методическая разработка для воспитателей и родителей...
Формирование активной речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.
Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для ег...
Игры для развития общего и речевого подражания
Игры для развития общего и речевого подрожания....
Формирование активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров литературы
В последнее время особенно острой является проблема формирования активной речи детей раннего возраста. Малые фольклорные жанры литературы, включённые в каждый режимный момент жизни малыша, могут весьм...
Проект «Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь детей раннего возраста»
ull;Все знают о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если ...