Игры для развития общего и речевого подражания
консультация (старшая группа)
Игры для развития общего и речевого подрожания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_rvzvitie_obshego_i_rechevogo_podrazhaniya.docx | 866.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №4 «Теремок» города Новопавловска
Новопавловск.
Игры для развития общего и речевого подражания (звукопроизношения)
Самолёты
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.
Ход игры: Предложите детям поиграть в самолѐтики.
- Послушайте стихотворение про самолѐт: По земле разбежался, В небо поднялся! Летит самолѐт Прямо вперѐд!
- Давайте поиграем в самолѐтики! Полетели в небе самолѐты, загудели: «У-У-У!»
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У. Необходимо следить за тем, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы.
Ход игры: Предложите детям поиграть в пароходики.
- Послушайте стихотворение про пароход: Пароходик домой Спешит по прямой!
На волнах качается, Брызги разлетаются!
- Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: «Ы-Ы-Ы!»
Двигаясь по комнате, выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения вверх-вниз, как будто плывем по волнам. Движения сопровождаем протяжным повторением звука Ы.
Машины
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ж; словазвукоподражания БИ-БИ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в машинки.
- Послушайте стихотворение про машину:
«Би-би-би», – гудит машина:
Не поеду без бензина!
- Давайте поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина: «БИ-БИ! Освободите дорогу!»
Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим руль. Сопровождаем движения произнесением звука Ж и слова-звукоподражания БИ-БИ.
Паровозы
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звукоподражательных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в паровозики.
- Послушайте стихотворение про паровоз: Весѐлый паровозик Вагончики возит! Трубой пыхтит, Колѐсами стучит!
- Давайте поиграем в паровозы! Поехал паровозик: «ЧУ-ЧУ-ЧУ!» Сигналит паровоз: «ТУ-
ТУ!»
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда. Движения сопровождаются речью.
Ёжик
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ.
Ход игры: Игра проводится на ковре, дети стоят напротив педагога.
– Давайте поиграем в ѐжиков. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Вот свернулся ѐж в клубок, (дети присаживаются на корточки) Потому что он продрог.
«ОЙ-ОЙ-ОЙ!»
(говорим жалобным голосом вместе с детьми) Лучик ѐжика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.
«АЙ-АЙ-АЙ!»
(говорим веселым голосом, распрямляемся, потягиваемся) Игру можно повторять несколько раз.
Поиграем на дудочке
Цель: развитие подражания движениям кистей рук и речи взрослого – повторение словазвукоподражания ДУ-ДУ-ДУ.
Оборудование: дудочка.
Ход игры: Предложите детям «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений кистей рук и озвучьте ее.
– Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? «ДУ-ДУ-ДУ!» Повторяйте за мной!
«Дудим» (произносим слово-звукоподражание ДУ-ДУ) и одновременно движениями рук
изображаем игру на дудочке.
Поиграем на балалайке
Цель: развитие подражания движениям рук, а также речи взрослого – повторение аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.
Оборудование: балалайка (или изображение балалайки).
Ход игры: Предложите детям «поиграть» на балалайке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую балалайку и поиграйте на ней (или покажите картинку с ее изображением, чтобы дети могли представить себе внешний вид инструмента; балалайку можно заменить детской гитарой). Затем изобразите игру на балалайке с помощью колебательных движений рук вверх-вниз и озвучьте ее.
– А теперь давайте поиграем на балалайке: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!»
Изображаем игру на балалайке с одновременным пропеванием ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ.
Позвеним колокольчиком
Цель: развитие подражания движениям руки, а также речи взрослого – повторение словзвукоподражаний ДОН-ДОН, ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.
Оборудование: колокольчик.
Ход игры: Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью колебательных движений руки и речи.
- Давайте позвеним колокольчиком: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!»
Имитируем движение игры на колокольчике – поднимаем руку и машем ею из стороны в сторону. Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН! Или ДИН-ДОН! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается и легче воспроизводится в речи.
Если у малышей хорошо получаются разные варианты звукоподражания, можно использовать их в одной игре. В этом случае дается следующая инструкция:
- Звенеть колокольчиком можно по-разному. Давайте позвеним так: «ДОН-ДОН-ДОН!» А теперь вот так: «ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!» Повторяйте за мной!
Если же воспроизведение этих аморфных слов вызывает затруднения, лучше их не смешивать
и отрабатывать в речи один вариант.
Бьём в барабан
Цель: развитие подражания движениям рук и речи взрослого – повторение аморфных словзвукоподражаний ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ.
Оборудование: барабан.
Ход игры: Предложите детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее.
- А как мы бьем в барабан? «ТА-ТА-ТА!»
При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.
Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается, легче воспроизводится в речи. Можно использовать в одной игре разные варианты звукового сопровождения. В этом случае дается следующая инструкция:
- Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: «ТА-ТА-ТА!» А теперь подругому: «БОМ-БОМ-БОМ!» А теперь вот так: «БАМ-БАМ-БАМ!» Повторяйте за мной!
Если же воспроизведение этих аморфных слов вызывает затруднения, лучше их не смешивать и отрабатывать в речи один вариант. Когда дети хорошо запомнят игру на барабане, дудочке, колокольчике и балалайке, можно предложить выполнять необходимые движения и речевое сопровождение к ним в одной игре.
- Бьем в барабан – «ТА-ТА-ТА!» Поиграем на дудочке – «ДУ-ДУ-ДУ!» Позвеним колокольчиком – «ДОН-ДОН-ДОН»! Поиграем на балалайке – «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!»
Более сложный вариант игры – действие по словесной инструкции без одновременного показа движений.
Ехали-ехали
Цель: физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов-звукоподражаний ГОП-ГОП-ГОП, БИ-БИ-БИ и др.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в игру «Ехали-ехали».
– Слушайте и повторяйте за мной! На лошадке ехали, В огород заехали.
(легонько приседаем на месте, руки вытянуты, будто держат вожжи) ГОП-ГОП-ГОП!
ГОП-ГОП-ГОП!
(хлопки ладошками – два коротких, один длинный) На машине ехали, До угла доехали.
(повороты руками, которые будто держат руль) БИ-БИ-БИ!
БИ-БИ-БИ!
(большим пальцем надавить на сигнал) Паровозом ехали, До горы доехали.
(круговые движения руками, согнутыми в локтях в направлении вперед-назад) ТУ-ТУ-ТУ! ТУ-ТУ-ТУ!
(широкое движение рукой, согнутой в локте, сверху вниз, как будто тянем рычаг гудка)
Котята спят
Цель: физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слов-звукоподражаний МУР, ГАВ.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в игру «Котята спят».
– Давайте поиграем в маленьких котят. Слушайте и повторяйте за мной!
Исходное положение – дети лежат на ковре, при слове «МУР» – мурлыкают.
На ковре котята спят.
МУР-МУР, МУР-МУР.
Просыпаться не хотят.
МУР-МУР, МУР-МУР.
Тихо спят спина к спине И мурлыкают во сне.
МУР-МУР, МУР-МУР.
Вот на спинки повернулись, (дети ложатся на спину) И проснулись!
(поднимают руки и ноги вверх и активно ими двигают)
Педагог или один из детей изображает собаку. Педагог комментирует: Вот идет лохматый пес.
ГАВ-ГАВ!
А зовут его Барбос. ГАВ-ГАВ!
«Тут котята шалят?
Я поймаю всех котят!»
(«собака» шутливо гавкает, дети-котята встают с ковра и разбегаются)
Дом большой, дом маленький
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ОЙОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ; слов ДОМ, МИШКА, ЗАЙКА, БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ; фраз ДОМ БОЛЬШОЙ, МИШКА ПОШЁЛ.
Ход игры: Предложите детям поиграть в мишку и зайку.
– Давайте поиграем в мишку и зайку. Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
У медведя дом большой:
ОЙ-ОЙ-ОЙ!
(говорим низким голосом, поднимаем руки вверх) А у зайки маленький:
АЙ-АЙ-АЙ!
(говорим тонким голосом, приседаем на корточки) Мишка наш пошел домой:
ОЙ-ОЙ-ОЙ!
(говорим низким голосом, идем вразвалку) Да и крошка заинька:
АЙ-АЙ-АЙ!
(говорим тонким голосом, прижав ладошки к груди, прыгаем на двух ногах)
После отработки в речи звукоподражательных слов (ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ), можно приступать к отработке слов и фраз. Например, педагог говорит: «У медведя дом...» и делает паузу. Дети договаривают: «большой!» Далее: «А у зайки...», а дети договаривают: «...маленький!» и т. д. Или педагог говорит: «Мишка наш...» и делает паузу, а дети договаривают уже фразу: «...пошел домой!».
Также можно отрабатывать воспроизведение слов и фраз в ходе беседы, задавая детям вопросы. Например, «Какой у мишки дом?» (большой), «Что делает мишка?» (мишка идет).
Баба сеяла горох
Цель: физическое развитие; развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфного слова ПРЫГ-СКОК; слов БАБА, ШЛА, ГОРОХ, ПОТОЛОК и др.; фраз БАБА ШЛА, ПИРОЖОК НАШЛА и др.
Ход игры: Предложите малышам поиграть в народную игру «Баба сеяла горох». – Давайте поиграем в игру «Баба сеяла горох». Слушайте и повторяйте за мной! Баба сеяла горох:
ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!
(подпрыгиваем на двух ногах) Обвалился потолок:
(останавливаемся, поднимаем руки вверх, затем резким движением опускаем руки вниз) ПРЫГ-СКОК! ПРЫГ-СКОК!
(подпрыгиваем на двух ногах)
Баба шла, шла, шла,
(идем)
Пирожок нашла.
(останавливаемся, присаживаемся на корточки и «поднимаем» воображаемый пирожок) Села, поела, («едим» пирожок) Дальше пошла.
(идем)
Если кто-то из детей не умеет прыгать, или не хочет повторять движения за взрослым самостоятельно, возьмите его за обе руки и побуждайте двигаться вместе с вами. Помните, что прыжкам следует специально обучать детей на занятиях физкультурой.
После того, как дети запомнят текст стихотворения, можно делать паузы в разных местах,
побуждая детей к произнесению слов и фраз.
Куколка
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука А; аморфного слова-звукоподражания ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСНЮ и др.
Оборудование: кукла.
Ход игры: Раздайте детям кукол и предложите игру.
- Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куклу спать: покачаем и споем ей песенку: «А-А-А! КУКЛА СПИТ».
Прижав куклу к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом длительный звук А. Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева.
- Проснулась кукла. Смотри, как КУКЛА ТАНЦУЕТ!
Кукла «танцует и кланяется».
- А теперь КУКЛА ПОЁТ песенку: «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песню.
При необходимости помогите детям совершать игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: «Кто это?», «Что делает кукла?», «Как кукла поѐт песню?» и т. д.
Большие ноги идут по дороге
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение словазвукоподражания ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ
ИДУТ и т. д.; физическое развитие.
Ход игры: Предложите детям игру «Ноги и ножки».
– Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» – будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги) Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
(говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)
Побуждайте детей выполнять движения вместе с вами, в нужных местах стихотворения вставляя звукоподражание ТОП-ТОП-ТОП. В дальнейшем побуждайте детей повторять слова и фразы – задавайте вопросы («Что это?» – «ноги», «Какие ноги?» – «большие ноги», «Что делают ноги?» – «Ноги идут»).
Во время игры можно двигаться в одном направлении, а затем в обратном (соответственно первой и второй частям стихотворения) или двигаться по кругу. Следите, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.
Гости
Цель: развитие подражания речи взрослого – повторение слов-звукоподражаний ТУК-ТУК, КО-КО-КО, АВ-АВ, МЯУ, МУ, ГА-ГА-ГА, КРЯ-КРЯ, И-ГО-ГО и др.; слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА, КОРОВА, ГУСЬ, УТКА, ЛОШАДКА и др.; фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ, КУРОЧКА КЛЮЁТ и др.
Оборудование: игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, корова, гусь, утка, лошадка и др.
Ход игры: Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т. п.) и предложите поиграть в игру «Гости».
- Вот какой у нас дом получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришѐл? «ТУК-ТУК!» Кто там? (игрушка не видна) «АВ-АВ!» Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с ней на собачьем языке:
«АВ-АВ!»
- «ТУК-ТУК!» Кто-то ещѐ пожаловал к нам в гости...
Игра продолжается со следующим персонажем. Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого выделяйте предлагаемые для повторения слова в речи, задавайте вопросы.
В описании игры предложены разнообразные персонажи. Их количество, состав и продолжительность игры следует гибко варьировать в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика – ИА, козлика – БЕ, голубя – ГУЛИ-ГУЛИ, ворону – КАР, мышку – ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.
Советуем менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей». При признаках
утомления и потери у малышей интереса сверните игру.
На! Дай!
Цель: развитие подражания движениям (использование жестов «на», «дай») и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т. д. в разных ситуациях (игровых и бытовых) с разными предметами.
Оборудование: игрушки – зайчик, мячик, кубик и др.
Ход игры: Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайцу маленький мячик со словами:
- НА, зайка, МЯЧИК! На!
Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.
- А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»
Предложите малышам по очереди дать зайке мячик, затем попросить мячик. Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками и предметами (например, можно дать мишке кубик, кукле цветочек). Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру.
Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им
необходимо, у взрослых и сверстников, учатся делиться.
Учитель-логопед: Матвеева Светлана Владимировна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития общей моторики
«физическая культура», «труд», «познание»,«коммуникация»...
«Как влияют дидактические игры на развитие общей моторики»
Ребёнок – существо растущее и развивающееся. Движения – одно из условий его полноценного роста и развития.Двигательная активность тонизирующее действие оказывает на центральную нервную систему ребёнка...
Влияние театрализованной игры на развитие общих способностей ребенка.
Театрализованная игра в ДОУ....
Игры для развития общей моторики.
Логопеды, консультируя в школе будущих родителей, обязательно обращают их внимание на необходимость развития моторики рук малыша с первых дней его жизни, подготавливая платформу для речи, мышления и п...
Развитие общего и речевого подражания в играх
Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме л...