Формирование активной речи детей раннего возраста.
методическая разработка (младшая группа)
Учебно-методическая разработка для воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._razrabotka.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическая разработка для воспитателей и родителей
«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
К. Д. Ушинский.
В наш век, когда родителя постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А формирование речи ребенка, прежде всего, происходит в постоянном общении со взрослыми.
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться постоянно, а также звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
В связи с этим цель моей работы : формирование активной речи детей раннего возраста.
Задачи:
- Развитие понимания речи, накопление, обогащение и активизация словаря ребенка
- Активное включение ребенка в общение с взрослым всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами
- Способствование формированию грамматического строя речи и развитию звуковой культуры
- Расширение активного и пассивного словаря
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь. Некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка. К концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до 1500 слов. В этот период в речи малыша появляются предложения. Правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать и это качество можно и нужно использовать в обучении.
В своей работе я использую различные приемы и методы для формирования активной речи детей раннего возраста.
С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. : чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядности; чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений , знакомство со стихами известных детских поэтов.
С целью профилактики возникновения речевых нарушений , их коррекции, начиная с раннего возраста необходимо применять игры и упражнения направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. Развитие артикуляционного аппарата ребенка происходит при использовании специально подобранных упражнений. В своей работе я использую специально подобранную картотеку артикуляционных упражнений.
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми применим во всех возрастных группах.
Настольно-печатные игры позволяют побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, пополняя таким образом свой словарный запас; путём игры активизировать речь малышей; закреплять правильное произношение звуков.
Мозаики, вкладыши, шнуровочки – развивают у детей мелкую моторику, словарь, мышление, зрительную память, сенсорику).
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Пальчиковый театр – это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции
Для достижения поставленной цели и повышения компетентности родителей в сфере развития речи детей раннего возраста была проведена следующая работа:
- оформлена папка-передвижка «Речевое развитие детей раннего возраста»
- подготовлена памятка в родительский уголок
«Играем – речь развиваем».
- проведены индивидуальные беседы с родителями на данную тему.
- запланировано родительское собрание с элементами практикума на тему : «Развитие речи детей 2-3 лет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста
Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Игры, формирующие правильное звукопроизношение...
презентация на тему: "Влияние мелкой моторики рук на активную речь детей раннего возраста"
Для методической разработки программы мною выбран раздел «Познавательно-речевое развитие » (образовательная область «Коммуникация»)Известно и то, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития д...
План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» План работы по самообразов...
Формирование активной речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.
Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для ег...
Формирование активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров литературы
В последнее время особенно острой является проблема формирования активной речи детей раннего возраста. Малые фольклорные жанры литературы, включённые в каждый режимный момент жизни малыша, могут весьм...