Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Как помочь Домовенку Кузе?»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
ООД направлена на умение детей образовывать родственные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_kak_pomoch_domovenku_kuze_novyy.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 29 «Росинка» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
по речевому развитию
«Как помочь Домовенку Кузе?»
(для детей подготовительной группы)
Подготовила и провела:
Сергеева Светлана Анатольевна,
воспитатель
высшей квалификационной категории;
Согласовано: старший воспитатель
_______________ Н.В. Цыцулина
Дата проведения:
«26» марта 2020 г.
2019-2020 учебный год
Цель: формировать умение образовывать родственные слова.
Задачи организованной образовательной деятельности:
Образовательные задачи:
- расширять коммуникативные возможности детей, умение отвечать на вопросы полным предложением, высказывать свои суждения, анализировать ситуации;
- совершенствовать грамматический строй речи, умение образовывать однокоренные слова: друг – дружище, дружочек, дружок; подруга – подружка, подруженька; дружелюбный; по-дружески, дружелюбно; подружиться, предложить дружбу, дружески поздороваться, (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать прилагательные, расширять словарный запас);
- формировать умения отгадывать загадки, знания о пословицах и поговорках на заданную тему;
- помогать детям осваивать выразительные средства языка;
- формировать умения оценивать свою работу;
- продолжать совершенствовать диалогическую
Развивающие задачи:
- развивать речь;
- развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
- развивать творческие способности через театрализованную деятельность;
- развивать образное мышление, фантазию.
Воспитательные задачи:
- воспитывать эстетические качества;
- воспитывать отзывчивость, доброту;
- учить выслушивать высказывания товарищей;
- воспитывать аккуратность.
Предполагаемый результат: Сформировать умения образовывать родственные слова на заданную тему.
Направление: познавательно-речевое.
Образовательная область: речевое развитие.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность воспитателей и воспитанников в организационно-образовательной деятельности.
Форма организации детей: групповая.
Формы организации совместной деятельности: беседа; показ; игра «Какая картинка лишняя?»; сценка «Подружки»; игра «Закончи стихотворение»; игра «Отгадай и опиши»; малоподвижная игра «Назови пословицу – поговорку о друге»; физкультминутка «Делу время, а потехе час»; чтение стихотворений; музыкальное сопровождение; совместная работа по художественному творчеству; рефлексия.
Современные технологии: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технологии проблемного обучения.
Интеграция областей: все образовательные области.
Предварительная работа:
- Беседы о дружбе.
- Рассматривание картинок и иллюстраций – играющие дети.
- Рассказы воспитанников о своих друзьях.
- Разучивание индивидуальных стихов.
- Подготовка сценки «Подружки».
- Совместная работа с родителями по подготовке атрибутов к занятию.
- Чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
Оборудование: картинки; ноутбук; колонка; воздушный шар; письмо; солнечный круг; лепестки, вырезанные детьми; атрибуты для сценки; клеенка, клей, кисточка, подставка для кисточки, салфетка.
Ход организованной образовательной деятельности:
- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Вместе с детьми:
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
Доброе утро
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель обращает внимание на шарик с привязанным письмом.
Кто-то бросил нам в оконце
Посмотрите, письмецо.
Может это солнца лучик,
Что щекочет нам лицо?
Может это воробьишко,
Пролетая, обронил?
- Давайте узнаем от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песне. Звучит песня Домовенка Кузи (аудиозапись) Ответы детей.
- Молодцы, правильно отгадали. А вот и он! (картинка № 1)
Воспитатель зачитывает письмо: «Здравствуйте, дорогие дети! Я летал, летал и к вам прилетел в ваш детский сад. Может мне у вас не будет так одиноко, может я здесь найду себе друзей? Мне так грустно и скучно одному, да и дома у меня нет. Помогите, пожалуйста. Ваш Домовенок Кузя»
- Ребята, подскажите Кузе, где он находится, как называется наш город? Республика? Страна?
- Как же мы сможем помочь ему? (ответы детей)
- Да, мы построим деревянный дом и позовем Кузю туда жить. Вот и бревнышки, они необычные, мы их получим, когда выполним правильно все задания, которые мы встретим. Каждое правильно выполненное задание – это одно бревнышко, и так мы построим наш дом для Кузи.
Первое задание непростое, предлагаю сосредоточиться, очень хорошо подумать и ответить на вопрос: «Что такое дружба?» (ответы детей)
- Дружба – это когда дети играют вместе.
- Дружба – это когда дети не обижают друг друга.
- Дружба – это когда друг другу доверяешь.
- Дружба – это когда можно положиться на кого-то.
- Молодцы! Задание выполнено. Можете заложить первый ряд дома. (выкладывают на доске первое бревнышко)
Следующее задание «Какая картинка лишняя?» (пронумеровать)
Игра с картинками на доске.
- Еще одно бревнышко для дома Кузи мы заложили.
Новое задание .Мы посмотрим сценку: «Подружки», а потом ответим на вопросы.
1 девочка.
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно без подружки!
Помириться нужно нам.
2 девочка.
Я ее не обижала-
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
Сказала «Не отдам!»
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу «Играть, давай!»
- О чем эта сценка? (ответы детей)
О дружбе; о том, что друзей не обижают; что надо извиниться, если обидел друга… Молодцы, ребята! Вот и еще одно бревнышко!
- Настроение упало? Дело валится из рук? Выходите скорее в круг
(дети становятся в круг) Физкультминутка «Делу время, а потехе час!»
Настроение упало…опускают руки вниз
Дело валится из рук…качание головой, встряхивание руками
Но еще не все пропало…разводят руками
Если есть хороший друг…разворачиваются лицами друг к другу
С делом справимся вдвоем…пожимают друг другу руки
С облегчением вздохнем…делают глубокий вдох, выдох
Настроение поднимем…нагибаются и медленно выпрямляются, руки вверх
И от пыли отряхнем!...отряхиваются.
- Настроение поднялось? Замечательно!
4 задание на внимание! Закончи стихотворение. Отвечать надо всем вместе.
А прочтут стихи наши воспитанники.
- Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случиться вдруг,
Мне поможет верный…друг
- Говорят, что мы похожи.
Отвечаем: «Ну и что же?»
Говорят, что неразлучны.
Друг без друга вправду скучно.
Говорят, что мы болтушки
Ну и что! Ведь мы…подружки
- Мы теперь уж не друзья,
Ты ушел, в обиде я.
Не на шутку разругались,
Друг на дуга обозвались,
Ну а я теперь грущу.
Приходи, тебя прощу.
Согласитесь, ведь из-за вздора
Выросла вот эта…ссора
- Что, подружка, предлагаю
Нашу ссору позабыть.
Шаг навстречу совершаю,
Я хочу с тобой дружить.
Перестань, подружка, злиться,
Предлагаю…подружиться
- Замечательно! Вы справились и получили следующее бревнышко. Четвертый ряд для дома Кузи мы заложили.
5 задание – это малоподвижная игра «Назови поговорку-пословицу о друге». Воспитатель предлагает детям встать полукругом, передавая мяч по кругу, воспитанники называют поговорку или пословицу.
Дети.
- Друг познается в беде.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Без друга и в жизни туго.
- Один за всех и все за одного.
- Дружба – дороже денег.
- Скажи мне кто твой друг, я скажу кто ты.
- Верный друг лучше сотни слуг.
- Истинный друг познается в беде.
- Нет друга – так ищи, а нашел – так береги.
10)Одной рукой узла не завяжешь.
11)Старый друг лучше новых двух.
12)Без беды друга не узнаешь.
13)Друг спорит, а недруг поддакивает.
14)Птица сильна крыльями, а человек – друзьями.
15)Одинокое дерево и ветер сломает.
- Отлично! Продолжаем строительство, ставим бревнышко.
6 задание: Игра «Отгадай и опиши»
- Следующее задание: я загадываю вам загадку про героя сказки, вы отгадываете и описываете его несколькими словами.
Загадки и герои сказок к ним: Красная шапочка (картинка) – заботливая, веселая, наивная; Змей Горыныч (картинка) – злой, ужасный, страшный; Емеля (картинка) – добрый, доверчивый, ленивый; Золушка (картинка) – бедная, трудолюбивая, скромная; Кот в сапогах (картинка) – хитрый, забавный…
- Очень хорошо! Вот и появился последний ряд у дома!
Как много мы выполнили разных заданий, показали знания о том, какие должны быть друзья. Я думаю, вы всегда сможете найти себе друзей и сами будете хорошими товарищами. Мы очень старались, и наш дом для Кузи получился большим, сказочным и красивым! (картинка) Но, мне кажется, что Кузе там будет одному скучно. Мы поселим к нему веселых человечков. Согласны? (картинка)
- Посмотрите, как засверкал наш дом радостными улыбками! А какой красивый салют взвился в небо в честь нашей с вами дружбы (картинка)
- Полюбуйтесь на свою работу! Мы сделали очень доброе и полезное дело – помогли Домовенку Кузе обрести свой дом и найти друзей. Он вас благодарит и прощается с нами! (дети говорят до свидания)
- А мы продолжаем.
От слова «друг» произошло много важных и нужных слов, которые образуют родственные слова (а по - другому они называются однокоренными). Предлагаю вам подумать и образовать слова из одной семейки со словом друг, дружба. Перед вами символ мира – солнечный круг. Ответив на мой вопрос, возьмите подходящий лучик, который вы ранее вырезали, и приклейте его к кругу. Затем присядьте на свое место. Соблюдайте правила безопасного поведения при работе с клеем!
- Как можно назвать знакомую девочку?
(подруга, подружка, подруженька)
- А как мы называете хорошего товарища?
(друг, дружок, дружище, дружочек)
- Как называют радушного, внимательного, заботливого человека?
(дружелюбный)
- Как необходимо поступать людям по отношению к окружающим?
(по-дружески, дружелюбно)
- Как необходимо поступить, если вы увидели в группе нового ребенка?
(подружиться, предложить дружбу, дружески поздороваться)
- Как нужно жить всем людям на нашей планете?
(дружно)
Дети, ответив на вопрос, приклеивают к солнечному кругу лучи.
- Вы перечислили много слов! Что у нас получилось? Солнце! А как мы сможем его назвать? (предложения детей) Солнце дружбы!
Рефлексия.
- Ребята, сложно было вам выполнять задания? Какое задание было самым сложным? А какое самым легким? Оцените свою работу, и возьми соответствующий смайлик!
- Сегодня вы были активными, вежливыми и дружными. Оставайтесь такими всегда! Я чувствую, что в нашей группе живет дружба! Закончим нашу встречу песенкой «Светит солнышко для всех».
(муз. А. Ермолова, сл. В. Орлова)
День открылся на заре золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле каждому по лучику.
Чтоб звенел веселый смех, детвора не плакала,
Светит солнышко для всех, светит одинаково.
Припев:
Светит солнышко для всех, чтоб звенел веселый смех, детвора не плакала.
Светит солнышко для всех, чтоб звенел веселый смех, светит одинаково.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект организованной образовательной деятельности познавательно-речевого развития в образовательной области «Коммуникация» в старшей логопедической группе cоставление сказки «Волшебная пуговица».
План - конспект обучения детей творческому расссказыванию. Составление сказки "Волшебные пуговицы"....
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
В конспекте представлены различные методы и приемы, игры и упражнения по развитию речи детей по теме "Одежда"....
Речевое развитие: Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей подготовительной группы.по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»(с использованием технологии ТРИЗ)...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности во второй младшей группе на тему «Репка»
Программное содержание:Цель: Учить пересказу детей совместно с воспитателем сказки «Репка».Задачи:Образовательные:Формировать лексико-грамматический строй речи, правильное звукопроизношени...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с элементами театрализованной деятельности в первой младшей группе на тему «Репка»
Конспект организованной образовательной деятельностипо речевому развитию с элементами театрализованнойдеятельности в первой младшей группе на тему «Репка» Программное ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию средствами театрализованной деятельности сказка "Теремок" для детей 2 -3 лет
Цель: активизировать речь детей, совершенствовать диалогическую речь, побуждать детей к участию в театрализованной деятельности....