План - конспект НОД. Чтение русской народной сказки "Заяц-хваста"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Алексеевна Николаева

План - конспект по развитию речи в старшей группе. Ознакомление с русской народной сказкой "Заяц-хваста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_russkoy_narodnoy_skazki_zayats-hvasta.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

 Тема: «Чтение русской народной сказки «Заяц -  хваста» в старшей группе.

Интеграция образовательных областей:

Задачи:

  1. «Речевое развитие»: Познакомить детей с русской народной сказкой «Заяц - хваста», новыми словами: «гумно», «крестьянин», «кокорина», «хвастовство», «хваста», «храбрец». Упражнять в образовании  существительных, с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами. Развивать у детей слуховое внимание, умение отгадывать загадки. Помочь понять содержание сказки.
  2. «Познавательное развитие»: Закрепить знания детей о диких животных и о  том, как они зимуют.
  3. «Социально - коммуникативное развитие». Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого. Воспитывать скромность, понимание того, что хвастаться нехорошо.
  4. «Физическое развитие» Развивать двигательную активность, умение соблюдать правила подвижной игры.

Методы и приемы:

  • практические – решение проблемной  ситуации, подвижная игра.
  • наглядные - рассматривание демонстрационного материала
  • словесные -  чтение сказки, вопросы, беседа, слушание, упражнения,  загадывание и отгадывание загадки

Материалы и оборудование:

  • фигурки персонажей сказки — заяц, ворона, собаки, зайцы
  • декорации: заснеженное поле около деревни
  • демонстрационный рисунок «Три зайца»

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Подвижная игра «Будь внимателен»

Игровая

Д/и  «Цепочки слов»

Познавательно-исследовательская

Решение проблемной ситуации «Мы знаем много диких животных»

Коммуникативная

Отгадывание загадок, беседа по содержанию сказки, вопросы.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Чтение сказки «Заяц-хваста»

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

(с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

Решение проблемной ситуации

«Мы знаем много диких животных»

Проговаривает слова: «Мы знаем много названий диких животных» и предлагает назвать их.

Вопросы: « Кто больше лисы и меньше медведя?  У какого животного шубка пушистая, рыжая? На кого охотится лиса?  Как животные готовятся к зиме и проводят зиму?»

Называют животных, отвечают на вопросы воспитателя.

Деятельностный

Развивать умение отгадывать загадки. Познакомить детей с русской народной сказкой, новыми словами: «гумно», «крестьянин», «кокорина», «хвастоство», «хваста», «храбрец».

Знакомство со сказкой

Отгадывают загадку, слушают сказку, знают значение слов:  «гумно» «крестьянин», «кокорина», «хвастовство»,  «хваста», «храбрец».

Загадывает загадку:

 « Много бед таят леса

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги…

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

 Как зверек зовется?» (Зайка)

Сообщает  название сказки,

которую они  будут слушать. Рассказывает, что хвастуны встречаются не только среди людей,  но и среди зверей тоже. Читает сказку, одновременно выставляя декорации и фигурки персонажей. Знакомит с новыми словами.

Отгадывают загадку, слушают сказку, знакомятся с новыми словами.

Помочь понять содержание сказки.                     

Беседа « Подумай и ответь»

Понимают содержание сказки, отвечают на вопросы.

Задает вопросы по содержанию сказки:

Что я прочитала: рассказ, сказку или стихотворение?                       Как вы догадались, что это сказка?

Каким показан заяц в начале сказки?

Как он себя вел, когда встретился с другими зайцами?

Понравился ли его поступок тетке Вороне? Почему?

Как она назвала зайца?

Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Развивать двигательную активность, умение соблюдать правила подвижной игры.

Подвижная игра «Будь внимателен»

Играют в  подвижную игру, соблюдают правила.

Предлагает подвижную игру «Будь внимателен». Объясняет правила игры: по команде «зайцы» дети должны изображать зайцев — прыгать в разных направлениях по комнате, держа руки перед грудью, как лапки; по команде «собаки» —бежать мелкими, легкими шажками, так же держа руки перед грудью; а по команде «вороны» — «летать», размахивая руками, как крыльями. Темп нарастает и команды к смене видов движений даются чаще.

Выполняют действия  в соответствии с правилами игры.

Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого. Помочь понять содержание сказки. Воспитывать скромность, понимание того, что хвастаться не хорошо.

Вторичное чтение сказки

Слушают сказку, понимают содержание, знают, что хвастаться нехорошо

Читает сказку еще раз. Проводит полный анализ сказки. Вопросы:

Как начинается сказка?

Чем заканчивается?

Каким вы видите зайца в начале сказки?

Каким вы видите зайца в конце сказки?

 Как заяц- хваста спас тетку ворону?

Почему он так поступил?

Как мы можем назвать его поступок?

Что обозначает слово храбрец?

Хвастовство - это хорошее качество?

Почему вы так думаете?

В народе говорят: «Хвастун да врун одного поля ягодка». Как вы понимаете эту пословицу?

Что такое скромность?

Кого мы назовем скромным?

Сказка называется «Заяц- хваста»  почему?

Слушают сказку, отвечают на вопросы, объясняют значение пословицы.

Ввести в активный словарь детей существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

Словесная игра «Цепочки слов»

Называют существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами

Показывает рисунок с изображением трех зайцев разного размера.  Предлагает вместе рассказать о каждом из зайцев: среднем, маленьком и большом, подобрав нужное слово.

«У среднего зайца нос, у маленького — носик, а у большого — носище»  (усы, лапы, зубы)

Рассматривают рисунок, образовывают слова.

Заключительный

Установка на дальнейшую деятельность.

Предлагает показать  настольный театр по сказке в свободное время детям младшей группы .

Соглашаются с воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Чтение русской народной сказки "Кораблик"

Чтение художественной литературы с элементами сюжетно-ролевой игры....

конспект занятие Чтения русской народной сказке" сказка о золотой рыбке" и Рисование .тема: "золотая рыбка"

познакомить детей с отрывком из сказки "сказка о золотой рыбки".Помочь понять смысл произведения  ,обьяснить значение слова "Невод" ," Чешуя"Формировать умения...

Конспект НОД Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» младшая группа

Конспект НОД  Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса» младшая группа...

Конспект НОД "Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

Конспект НОД  по речевомуу развитию "Чтение  русской народной сказки «Кот, петух и лиса» (обр. М.Боголюбская) для детей младшей группы...

Конспект НОД "Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк""

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе "Чтение русской народной сказки "Лисичка-сестричка и волк""....

Конспект НОД «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Старшая группа.

Конспект НОД «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Старшая группа....